Правила уплаты единого сельскохозяйственного налога и налога на добавленную стоимость регламентированы главами 26.1 и 21 Налогового Кодекса соответственно.
ЕХСН относится к специальным режимам налогообложения и позволяет представителям льготной группы снизить фискальное давление на рентабельность хозяйственной деятельности.
НДС же является косвенным налогом, использование которого нацелено на пополнение бюджета государства за счет удержания определенного процента стоимости товара или услуг в процессе их сбыта или реализации.
Обязанность отчислять НДС для сельхозпроизводителей в 2019 году — это достаточно революционное нововведение. Изменения устанавливаются Законом № 335-ФЗ от 27.11.2017 года, носят обязательный характер, не являются временной мерой и корректируют налогообложение отрасли в целом.
Для иных сфер бизнеса документ устанавливает повышение ставки НДС до 20 % и также не предполагает отсрочек и иных налоговых преференций.
НДС с 01.01.2019: сельское хозяйство и добавленная стоимость
Существование сельскохозяйственного налога законодателем не отменяется. Обязанность начисления НДС с 01.01.2019 не будет распространяться на предпринимателей с определенным законом максимальным лимитом полученной прибыли в течение года:
- 2018 — до 100 000 000;
- 2019 — до 90 000 000;
- 2020 — до 80 000 000;
- 2021 — до 70 000 000;
- 2022 и далее — 60 000 000.
Помимо размера финансовых поступлений, налогоплательщик обязан уведомить о желании избежать применения налога на добавленную стоимость налоговые органы в том же отчетном году, когда им был осуществлен переход на сельхозналог. Заявление о намерении воспользоваться льготой должно подкрепляться сведениями о соблюдении требования о размере выручки за предыдущий год.
Остальные плательщики ЕСХН автоматически переводятся в статус плательщиков и НДС в 2019 году. При этом меняется не только статус, а и режим отчетности — оформление и подача деклараций по добавленной стоимости, предоставление и учет счетов-фактур, ведение книг торговли — теперь это тоже обязанности агрария.
Стоит помнить, что распространена практика отказов от коммерческого сотрудничества с собственниками-льготниками. Более того, плательщик ЕСХН-льготник не может в одностороннем порядке отказаться от выбранного режима, добавленная стоимость будет применяться только при объективной утрате права на снижение нагрузки в соответствии с законом.
Указанные нововведения только на первый взгляд кажутся сложными. На деле, такой правовой либерализм в выборе спецрежима с правом на освобождение от НДС с 1 января 2019 является мощным стимулятором роста малого и среднего бизнеса — планомерное развитие внутри обособленной группы предпринимателей с последующим расширением торговли и выходом на уровень крупных предприятий.
Повышение НДС до 20 процентов: чем это грозит бизнесу и основные налоговые новшества
Краткое резюме по грядущим изменениям в законодательстве:
- Осуществляется одномоментный переход — меняется размер НДС с 18 на 20 %.
- Переходный период не предусмотрен ни для каких режимов налогообложения.
- 10-процентная ставка налога сохраняется для социальных групп — продовольственных товаров (согласно перечню), детской продукции, медицинской группы.
- Суммарный размер страховых отчислений будет зафиксирован на отметке 30 % — дальнейший рост не предусматривается (до принятия Закона этот показатель планировалось увеличить до 34 %).
- Размер обязательных отчислений в ПФ снижается с 26 до 22 % — норма касается работодателей и вступает в законную силу параллельно с требованием по НДС с 01.01.2019 года;
- Для предпринимателей на сельхозналоге — имущественный налог на объекты, задействованные в производственной деятельности отменяется — законодателем предусмотрены не только процессы первичного производства, а и перерабатывающие мощности, реализация и сфера с/х услуг (исключая посредничество).
Особое внимание стоит обратить на кассовую дисциплину. В реквизиты каждого чека, распечатанного после 31.12.2019 в обязательном порядке должна быть внесена информация о налоге по возросшей ставке.
ФНС уведомляет предпринимателей о том, что измененный НДС нельзя использовать и отражать в фискальной документации до указанной даты. А также напоминает о необходимости обновления формата фискальных данных — до версий 1.05 и 1.1.
Оптимизация программного обеспечения онлайн-касс может быть произведена параллельно:
- будут внесены изменения в реквизиты чека;
- будет скорректирован ФФД.
Увеличение НДС в 2019 году: больше конкретики
Поскольку переход НДС с 18 на 20 процентов совершается в рекордно короткий срок, периода адаптации к новому порядку фактически не будет. Для того, чтобы предприниматели могли оперативно перестроиться на новый формат работы, Министерством финансов был выпущен ряд разъяснительных и уточняющих документов.
Основной посыл директив таков — в 2019 году НДС увеличивается до 20 % значения — при этом дата подписания любого гражданско-правового договора, касающегося купли-продажи, отгрузки, доставки товара, внесения предоплаты, запланированного проведения работ или оказания услуг несущественна. Определяющим фактором в контексте путаницы с применением «старой» или «новой» ставки является дата фактического исполнения обязательства — реальной отгрузки или доставки, начала работ и т. д.
Вам будет интересно: Повышение НДС с 1 января 2019 года
Договорные отношения: дополнительное соглашение об изменении ставки НДС
Договорные вопросы трактуются таким образом — все контракты, датированные 2018 годом и ранее, сроком реализации которых является 2019, должны быть инвентаризированы. Особенности пересмотра договоров зависят от изначальных условий:
- Цена была согласована уже с учетом добавленной стоимости.
Между производителем (поставщиком, продавцом) и покупателем возникает необходимость определения стоимости с учетом новых обстоятельств:- 1.1. увеличение цены договора — соразмерное удорожание финальной стоимости для покупателя на 2 % (разница в ставках НДС) с сохранением базовой цены предмета сделки;
- 1.2. сохранение оговоренных обязательств перед покупателем — снижение цены предмета сделки без учета НДС. Тогда продавец компенсирует разницу по добавленной стоимости за счет собственных средств.
- Добавленная стоимость не учитывалась в договоре. Если сумма сделки была определена без НДС, значит начисление налога будет производиться сверх согласованных сумм. Это наиболее простой вариант пересмотра взаимных обязательств — в качестве дополнительного информационного соглашения можно составить краткий документ, отражающий текущий и будущий размер налога. Поскольку стоимость не корректируется, то и окончательная цена останется неизменной, с той лишь разницей, что плюсом к сумме будет являться не 18 а 20-процентный сбор.
- В договоре нет прямых указаний о включении налога или его невключении. Для исключения разногласий со второй стороной сделки и споров с ФНС, такие контракты должны быть конкретизированы. Оптимальным вариантом будет следующая оговорка — стоимость не включает налог на добавленную стоимость, его начисление производится по ставке, установленной на день фактического выполнения взаимных обязательств сторон.Такой подход максимально прозрачен и удобен, он сокращает текст документа, исключает возможность использования двусмысленных формулировок и, по сути, просто отсылает адресатов к действубщим нормам НК.
- Что касается государственных или муниципальных соглашений с условием фиксированной (неизменной) цены — контракты, заключенные до наступления 2019 пересмотру не подлежат. Но и особого порядка налогообложения для субъектов таких договорных обязательств не предусмотрено. Министерство финансов комментирует коллизию таким образом — на время действия госконтракта его цена остается неизменной в соответствии с контрактным законодательством.
Изменения могут коснуться исключительно таких соглашений:
- федеральных — на срок более 36 месяцев и сумму свыше 10 млрд;
- региональных — на тот же срок, но свыше 1 млрд;
- муниципальных — от 12 месяцев и более чем на 500 000 000.
Остальные контракты не могут быть изменены и рост налоговой нагрузки не влияет на установленные суммы. Как быть в таком случае — твердая цена так и останется фиксированной, работа по договору будет производиться по аналогии с вариантом 1.2. и компенсация налога ляжет на плечи поставщика.
Как высчитать НДС 20 от суммы товара или услуги
Напомним, существует онлайн-калькулятор — автоматизированные сервисы высчитывают из цены товара или услуги налоговую базу и размер сбора.
Для точности расчетов в контексте подписания дополнительных соглашений и верного выделения НДС из суммы стоит использовать такой способ:
- берем нужное значение размера сбора — 10 (льгота), 18 (старый), 20 (новый) и делим стоимость на коэффициент 1,1, 1,18 или 1,2 соответственно;
- из полученного результата вычитаем изначальную цену — при этом знак минус не учитывается, так как отрицательное значение не играет роли при таком методе вычисления;
- округляем получившийся итог до нужного порядка — тысячи, сотни, десятки, единицы.
Расчет налога | сумма х ставка / 100 |
Сумма + ставка | сумма + сумма х ставка / 100 |
Сумма без налога | сумма / (1 + ставка) |
Как повлияет повышение НДС на цены
Какое влияние окажут грядущие перемены на ценообразование и чем грозит повышение НДС до 20 процентов — пожалуй, самые актуальные вопросы для потребителя в канун новогодних каникул. Объективно ничего глобального не произойдет и вот почему:
- В условиях высококонкурентных сфер бизнеса, предприниматели стратегически будут «сдерживать» цены. Это объясняется тем, что покупательская активность в ситуации ожидания ценового скачка будет очень восприимчива к даже минимальным удорожаниям. Повысить цену — значит, грубо говоря, отдать собственного клиента тем конкурентам, которые не подверглись панике и не меняли прайса.
- В более спокойных отраслях, рассчитанных на предпринимательство, а не на розницу, цены могут несущественно возрасти — но параллельно с ценами вырастет и уровень «обеспечения комфорта». Дополнительные затраты, в конечном итоге, обернутся для клиента выгодой — в погоне за лояльностью поставщик или производитель будут «держать своих» всеми доступными способами — пакетными предложениями, скидками, рассрочками и т. д.
А как можно обновить формат фискальных данных до версий 1.05?
Обращаем ваше внимание, что в соответствии с Распоряжением ФНС №ММВ-7-20/229 использование ККТ с ФФД 1.0 запрещено с 01.01.2019. Порядок действий:
— удостоверьтесь в возможности апгрейта ФФД до 1.05 у производителя ККТ;
— обновите ПО, если это необходимо;
— обновите прошивку кассы;
— распечатайте отчета «Об изменении параметров регистрации ККТ» с произведенной корректировкой настроек в ККТ.
А почему до 20% подняли? Можно и до 50%, что уж там. Русский человек все стерпит.
Походу это повышение НДС так бесследно не пройдёт. Потом цены и на сами товары будут скакать. Естественно не в меньшую сторону.
С одной стороны, у нас вроде бы довольно удобная система налогов: один для всех городов и регионов, в стоимость сразу входит цена товара, не как в Америке. Но налоги у нас очень уж высокие. Пока душат производство, я считаю, мы еще долго будем оставаться на правах развивающейся экономики. А льготные категории уж слишком маленькие.