Компания и ИП обязаны сохранить имущество клиента в целостности и сохранности — об этом «говорит» закон. Давайте разберемся, в каких случаях и с кого взыскивают материальный ущерб. Расскажем, как решить проблемы с помощью автоматизации учета.
Имущество клиента и имущественный вред: определение понятий
Компания обязана предоставить клиенту услугу, безопасную для его имущества. Например, после химчистки на вещах не должно быть потертостей и дыр. После посещения автосервиса на машине клиента — царапин. За мебель, транспортируемую от одной квартиры до другой, несет ответственность грузоперевозчик.
Имущество клиента — это не только личные вещи физических лиц. К ним относятся и товары, которые одна компания передает другой для хранения на складе или продажи в магазине. Если продукция будет утеряна или украдена, ее потребительские качества — нарушены, упаковка — повреждена, то «принимающая» сторона должна возместить ущерб.
Чтобы упорядочить бизнес-процессы и контролировать сохранность имущества, нужна автоматизация. Каждый товар и объект следует промаркировать с помощью штрих-кода. Для их считывания и обработки данных нужно использовать специальное оборудование и программы учета. Подберем решение для вашего бизнеса. Обеспечим круглосуточную техподдержку.
Какое наказание грозит компании за повреждение или потерю имущества клиентов
Согласно ст. 1068 ГК РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, юридическое лицо или ИП возмещает вред, причиненный его сотрудником при исполнении трудовых обязанностей. Вид и размер наказания зависит от того, какое имущество и в какой степени повреждено. Ущерб можно возместить несколькими способами:
- Оплатить расходы на ремонт. Сумма определяется сторонами по договоренности или специалистами по результатам экспертизы, которая проводится за счет виновного лица.
- Полностью «покрыть» стоимость имущества в случае его уничтожения или потери.
- Возместить разницу в стоимости имущества до и после повреждения.
Так, согласно ст. 7.17 КоАП РФ«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ, за незначительный ущерб (в денежном эквиваленте — до 5 тыс. руб.) предусмотрен штраф от 300 до 500 руб. За значительный (свыше 5 тыс. руб.) — уголовная ответственность (ст. 167 УК РФ«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ) в виде:
- штрафа до 40 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 3 месяцев;
- обязательных работ в объеме 360 час;
- исправительных работы на период до 2 лет;
- ареста на срок до 3 месяцев;
- лишения свободы — до 2 лет.
Как правило, сотрудник подписывает с работодателем договор о материальной ответственности. Последний может взыскать с первого сумму ущерба, если будет доказано, что именно он — виновное лицо. Согласно ст. 247 ТК РФ«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ, следует провести проверку, установить причины повреждения объектов и определить сумму, которую должен выплатить сотрудник за причиненный вред. Обязательное условие: запросить у работника объяснительную в письменной форме.
Если сотрудник не подписывал договор о материальной ответственности, с него не получится взыскать сумму, большую его среднемесячной заработной платы (ст. 241 ТК РФ). За исключением отдельных случаев (ст. 243 ТК РФ):
- при недостаче ценностей, которые вверены сотруднику на основании специального письменного договора или по разовому документу;
- умышленном причинении ущерба;
- если доказано, что работник действовал в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
- причинил ущерб в результате преступных действий или административного правонарушения, факт которого установлен соответствующим органом.
В этих случаях взыскать материальное возмещение с работника можно в полной мере.
Оборудование и программы для автоматизации учета товаров
Для автоматизации учета товаров и имущества клиента с помощью технологии штрихкодирования используются терминалы сбора данных и программы — мобильное приложение (такое как «Клеверенс Учет 15») и «товароучетка» (например, конфигурация 1С). Поясним, как это работает.
ТСД имеет встроенный 2D-сканер для считывания штрих-кодов. Например, клиент отправляет товары для хранения или продажи сторонней компании. При приемке поступлений ее сотрудники сканируют штрих-коды, проверяют состав и качество продукции, размещают ее на стеллажах. Мобильное приложение для ТСД обрабатывает и отправляет данные в программу складского учета. В качестве последней можно использовать конфигурации 1С. Например:
- «1С:Комплексная автоматизация» — ПО для средних и крупных компаний;
- «1С:Управление торговлей» — программа для учета товара в магазине, торгующем оптом или в розницу.
Кроме того, терминал сбора данных позволяет быстро и эффективно проводить инвентаризацию. При регулярной сверке остатков легко обнаружить кражу и вора «по горячим следам».
Для управления бизнесом также можно использовать CRM-систему (такую как Битрикс24). Она упрощает товарный учет, устраняет влияние человеческого фактора, позволяет оптимизировать бизнес-процессы.
Когда предприниматель и его сотрудник не отвечают за порчу имущества
Даже если сотрудник — материально ответственное лицо, иногда он не обязан возмещать ущерб. Перечислим такие случаи:
- работодатель не обеспечил надлежащие условия для сохранности материальных ценностей;
- доступ к имуществу клиента был у группы лиц, а уплачивать штраф заставляют только одного;
- точный размер ущерба не установлен.
Ответственность с предпринимателя и его сотрудника снимается:
- если имущество повредилось из-за обстоятельств непреодолимой силы, например, автомобиль на платной стоянке поврежден градом;
- клиент сам нарушил правила безопасности, допустим, врезался на машине в ограждение на территории автомойки.
Если имуществ повреждено по вине обслуживающей компании, а ее руководитель отказывается возмещать ущерб добровольно, пострадавшая сторона инициирует судебные разбирательства. Как результат, виновник покроет ущерб и еще уплатит компенсацию, равную половине его стоимости.