С 13 октября 2024 года расширен список индикаторов риска нарушений требований, предъявляемых к правилам работы с обязательной маркировкой. Система Честный ЗНАК более тщательно проверяет коды Data Matrix при продаже продукции и фиксирует все возможные отклонения.
Расскажем, как осуществляется контроль маркировки товаров в соответствии с новыми требованиями.
Что такое индикаторы риска в маркировке
Индикатор риска в маркировке — признак потенциального нарушения обязательных требований при продаже товара с кодом Data Matrix. Фиксируется в момент передачи данных с онлайн-кассы в систему Честный ЗНАК (ГИС МТ).
Сами по себе индикаторы риска не считаются нарушениями обязательных требований, но с высокой вероятностью указывают на их наличие. Введены для контроля валидности маркировки продукции.
Чтобы узнать, подлежат ли конкретные товары прослеживанию через систему Честный ЗНАК, рекомендуем воспользоваться удобным сервисом. Укажите код ТН ВЭД ЕАЭС продукта и нажмите «Проверить». Процесс занимает не более двух секунд.
Полный список индикаторов риска представлен в Приказе Роспотребнадзора № 635Приказ Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей». До 13 октября 2024 года в документе содержалось 34 пункта, в обновленном — их 47. Пока индикаторы риска действуют для таких категорий товаров:
- «табачки»;
- упакованной питьевой воды;
- молочной продукции;
- товаров легкой промышленности;
- обуви;
- меховых изделий;
- парфюмерии;
- фототехники;
- шин;
- БАДов.
Но этот список будет расширяться. Рассмотрим пример. Итак, в систему контроля маркировки в течение месяца поступала информация о том, что в магазине пытались продать товары просроченные или с кодами:
- уже выведенными из оборота;
- не зарегистрированными в системе мониторинга;
- не введенными в оборот.
В каждом случае указан объем допустимых отклонений (выражен в %), при превышении которого может быть установлено нарушение.
Новые индикаторы риска для контроля маркировки продукции
С 13 октября 2024 года действует расширенный список индикаторов риска. Посмотрим, какие добавлены пункты.
Категории товаров | Новые индикаторы риска | Допустимое отклонение от среднего объема продаж товаров из расчета за месяц, в пределах одной торговой точки, % |
Продажа товаров: | ||
Табачная, безникотиновая, никотиносодержащая продукция и устройства для ее потребления | Без валидации кодов маркировки (КМ) | Более 600 |
С нарушением действующих требований к ценам (есть запрет Роспотребнадзора на вывод из оборота) | Более 30 | |
С нарушением действующих требований к ценам (нет запрета на вывод из оборота) | Более 50 | |
Уже выведенных из оборота (при условии запрета на выбытие) | Более 5 | |
Уже выведенных из оборота (при отсутствии запрета на выбытие) | Более 10 | |
Не введенных в оборот (есть запрос Роспотребнадзора о необходимости запрета продаж) | Более 0,5 | |
Не введенных в оборот (в отсутствие запроса о необходимости запрета продаж) | Более 0,5 | |
Упакованная вода | Просроченная (есть запрос о необходимости запрета продаж) | Более 1 |
Просроченная (нет запроса о необходимости запрета продаж) | Более 2 | |
Без проверки КМ | Более 250 | |
Молочная продукция | Без проверки КМ | Более 150 |
Парфюмерно-косметическая продукция для гигиены рук с противомикробными свойствами, антисептики | С несуществующими КМ в ГИС МТ | Объем продаж выше среднего |
БАДы |
За нарушения правил маркировки предпринимателям грозят штрафы. Чтобы их избежать, нужно работать в соответствии с требованиями законодательства. Представителям розничной торговли необходимо настроить онлайн-кассу, товароучетную программу и подготовиться к разрешительному режиму продаж маркированных товаров. Рекомендуем воспользоваться нашей услугой «Маркировка под ключ». Внедрим решения для вашего бизнеса за 3 дня. Поможем сократить издержки на новые бизнес-процессы, выстроить систему прозрачного товароучета.
Кто осуществляет контроль за маркировкой товаров
Скажем несколько слов о том, кто осуществляет контроль за маркировкой товаров. Эта обязанность возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор. Задачи контролирующего органа:
- проверка достоверности данных, представленных участниками оборота маркированной продукции в ГИС МТ;
- сопоставление полученной информации со сведениями, содержащимися в первичной документации, договорах, бухгалтерских отчетах и пр.;
- вызов участников, нарушивших правила маркировки, для дачи разъяснений;
- инициирование проверок в отношении потенциальных нарушителей.
Для контроля оборота продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, Роспотребнадзор использует индикаторы риска. Они основаны на данных системы Честный ЗНАК.