Власти подумывают над тем, чтобы запретить работать крупному ритейлу по выходным, чтобы дать преимущество малому бизнесу. Что это за идея, и действительно ли необходимо ограничить работу гипер- и супермаркетов — рассказываем в статье.
Крупные супермаркеты — монополисты?
Несколько лет назад, до принятия закона о торговле, крупные сетевые магазины были практически ничем не ограничены в своей «монополии». По словам Лисовского, первого зампреда Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, это происходило в том числе при поддержке власти. Например, бывший министр торговли Христенко позиционировал крупные сети как основных налогоплательщиков, которые способствуют развитию производства и поэтому заслуживают всяческой поддержки от государства.
Сети могли не платить поставщикам по несколько месяцев, практически шантажируя их тем, что могут убрать с полок своих супермаркетов их продукцию. При этом жаловаться было некуда — сети действительно могли так поступить в рамках закона. Такое, например, было с Сергеем Лисовским:
«До избрания в парламент я занимался птицей и хотя при подготовке закона уже ушел из бизнеса, всем было известно, кто стоял у истоков его создания, и предприятие было тут же исключено из всех российских торговых сетей. В порядке мести. Кстати, западные торговые сети повели себя иначе в отношении моей бывшей компании, потому что четко разделяют деятельность политика и бизнес.»
Другой пример «наглости» ритейла — всевозможные бонусы, которые должны были платить поставщики. У магазина день рождения? Значит, поставщику необходимо на «добровольной» основе заплатить круглую сумму или сделать скидку, чтобы не потерять контакт с крупной сетью.
К счастью, такие бонусы отменили, отношения с поставщиками регулируются лучше, но корону с головы крупных сетевых магазинов до конца так и не сняли. Их привычка мстить тем, кто покушается на их монополизм, осталась. Кроме того, отношения с поставщиками до сих пор строятся не на равных. И, как следствие, акции, низкие цены в сетях обеспечиваются за счёт снижения цены поставки.
Задайте вопрос эксперту в Whatsapp!
Получите ответ в течение 2 минут! Быстро и по существу. Задать вопрос
Невыносимая конкуренция
По данным ВЦИОМ, 70 % россиян предпочитают покупать товар в крупных известных сетевых магазинах, а не маленьких торговых точках. Это никого не удивляет, ведь крупные ритейлы могут предложить:
- систему скидок,
- широкий ассортимент,
- гибкую ценовую политику.
Покупатели формируют свою корзину продуктов в сетевом супермаркете и предпочитают возвращаться туда снова и снова. Следствие захвата территории крупными сетевыми магазинами — маленькие точки закрываются, не выдерживая конкуренцию, а местный товар вытесняется продукцией из других регионов.
Что делать «малышам»
Есть ли магазины, которые ещё не вытеснены крупными соперниками? К такой категории можно отнести магазины нестандартного формата, например, где продаются фермерские и экопродукты. В этом случае покупатель обращает внимание на вкусовые и качественные характеристики продукта, а не на его стоимость. То есть,чтобы остаться на плаву, владельцам малого бизнеса приходится искать альтернативный ассортимент, который сможет «дополнить» крупных конкурентов.
Кроме того, некоторые ИП сотрудничают с ритейлом. Пример такой коллаборации — аренда помещения у сетевого магазина, организация собственного отдела с мясными или кондитерскими изделиями.
Как могут помочь власти малому бизнесу
Сергей Лисовский предлагает ограничить работу крупного ритейла в один из выходных дней — в воскресенье. Он считает, что это даст возможность развиваться МСП.
Подобная практика есть в других странах, например, в Англии маленькие торговые точки (площадью до 280 кв. м) могут работать сколько угодно, а вот остальные магазины — максимум шесть часов.
Несколько лет назад уже поступало предложение ограничить работу крупного ритейла в выходные дни, но оно не встретило поддержку в министерствах. Чиновники посчитали, что предложение неоднозначное, непонятно, выиграет ли от этого потребитель. Даже если это так, сейчас с точностью можно сказать, что малый бизнес нуждается в помощи от государства, и если эта поддержка не будет оказана, сетевики монополизируют весь рынок.