Все товары, которые вы собираетесь продавать на Озоне, вам надо промаркировать согласно правилам площадки. Если на товаре не будет маркировки или она окажется неверной, товар вам просто вернут.
Однако на товары некоторых категорий вам помимо традиционной придется наносить обязательную маркировку «Честный ЗНАК» (ЧЗ). В этой статье мы расскажем, для каких товаров на Ozon нужна обязательная маркировка ЧЗ и как ее правильно нанести.
Что такое обязательная маркировка
Это процесс нанесения набора символов, который позволяет идентифицировать товар. Такой код уникален. В нём содержится вся информация о продукте и пути, который он прошел до конечного потребителя.
Код маркировки визуально напоминает QR-код:
Пример выше — это зашифрованный в виде Data Matrix уникальный набор символов. Его можно сгенерировать только через государственную систему «Честный ЗНАК».
В расшифрованном виде он выглядит так:
GTIN содержит общую информацию: название, производителя, товарную категорию, массу, размер.
Идентификатор применения (AI) формируется согласно классификации, принятой GS1. Это международная организация, которая устанавливает стандарты учета и кодирования логистических единиц.
Серийный номер присваивается индивидуально для конкретной единицы продукции.
«Криптохвост» – цифровая подпись. Существует только в графическом виде.
Для каких товаров на Ozon нужна обязательная маркировка
Маркировать нужно всё, что входит в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 No792-р. А именно:
- обувь;
- лекарства;
- духи и туалетную воду;
- фотоаппараты;
- лампы-вспышки;
- шины и покрышки;
- товары легкой промышленности;
- мороженое;
- сыры;
- молочные продукты;
- упакованную воду (категория “минеральная вода”);
- шубы из натурального меха.
Вы можете понести административную либо уголовную ответственность за отсутствие маркировки ЧЗ на этих товарах. Суровость наказания зависит от объемов немаркированной продукции. Плюс эти товары изымают как контрафакт — и на этом вы тоже теряете деньги.
Как передавать коды при обязательной маркировке товаров на Озон
Способ передачи кодов маркировки на Ozon зависит от того, по какой схеме вы работаете — FBO, FBS или realFBS.
Маркировка Озон для моделей FBS и realFBS
При модели FBS (ФБС) все хранится на вашем складе. После того, как покупатель делает заказ, вы сами собираете, упаковываете и маркируете заказанное, а потом вместе с сопроводительными документами отправляете в пункт приема Озон. Транспортировкой до клиента займется маркетплейс.
При realFBS вы сами доставляете заказ покупателю со своего склада. Ozon в этом случае — просто торговая площадка, которой вы платите за продвижение и продажу вашей продукции.
Передача кода происходит на этапе сбора заказа и выглядит так:
- От покупателя приходит заказ.
- Во время сбора заказа система просит ввести полностью код идентификации (GTIN, серийный номер и «криптохвост»). Нужно добавить код.
- Селлер нажимает кнопку «Проверить». Ozon отправляет запрос на проверку в «Честный ЗНАК».
- После ее прохождения продавец нажимает кнопку «Собрать».
Если код не соответствует требованиям «Честного ЗНАКА», система об этом сообщит. Также селлера оповестят, если собственная маркировка Озон некорректна.
Чтобы избежать такой ситуации, когда маркетплейс не принимает товар из-за некорректной маркировки, интегрируйте 1С с личными кабинетами. Правильные этикетки будут генерироваться автоматически при отгрузке товара. Кроме того, за счет интеграции вы автоматизируете учет продаж. Мы об этом рассказывали в одном из наших видео:
Мы регулярно проводим вебинары с участием успешных селлеров и экспертов по электронной торговле. И это бесплатно. Какие вебинары запланированы у нас на ближайшие дни, вы можете узнать на этой странице.
Обязательная маркировка Озон для модели FBO
При модели FBO (ФБО) продукция хранится на складах маркетплейса. Сборкой и отправкой заказов занимаются сотрудники Озон. Ваша задача своевременно пополнять запасы: делать заявки на поставку и передавать их вместе с сопроводительными документами.
Код передается на этапе оформления заявки на поставку:
- Заполняете УПД-2 (универсальный передаточный документ) через ЭДО, указываете в нем полностью коды маркируемых товаров.
- Связываетесь с поддержкой Ozon, отправляете данные о заявке, номер УПД-2 и названия категорий, ждете одобрения.
Для FBO-модели ключевую роль играет GTIN, так как он содержит общую атрибутивную информацию. Поэтому, если вы отправляет товар:
- по упрощенному атрибутивному составу — укажите GTIN в УПД-2;
- по полному составу – проверьте, соответствует ли он штрихкоду.
GTIN для передачи по полному атрибутивному составу начинается с 046, а по упрощенному – с 029.
Подводим итоги
Законы требуют, чтобы на товары некоторых категорий селлеры наносили обязательную маркировку «Честный ЗНАК», которая представляет собой код Data Matrix. Если такой маркировки не будет, продавец рискует нарваться на штраф либо вообще оказаться за решеткой.
При работе по моделям FBS и realFBS наносить обязательную маркировку надо, когда собираете заказ. В случае с моделью FBO — то есть когда товар хранится на складе маркетплейса — нужно передавать код Data Matrix при оформлении заявки на поставку.
Добрый день! Планирую продажи постельного белья. Как мне можно подключиться к системе честный знак?
Добрый день! Для начала вам нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись, затем зарегистрироваться на официальном сайте системы «Честный ЗНАК», заполнив анкету в разделе «Бизнесу». Затем необходимо описать товары в Национальном каталоге. После этого можно заказывать и получать коды маркировки.