Федеральный закон №54-ФЗ был введен еще в 2003 году. Основная цель принятия — реальный расчет налоговой базы, контроль прибыли, обеспечение защиты прав потребителей. За эти годы закон претерпел немало изменений, и самые значимые произошли с принятием в 2006 году Федерального закона №290-ФЗ. Торговые процессы требовали внедрения современных технологий, поэтому законодательство обязало практически всех предпринимателей перейти на ККТ, передающую данные о платежных операциях в ИФНС в режиме онлайн.
Первыми перейти на новые правила торговли были обязаны бизнесмены, уже применявшие в своей деятельности кассы с ЭКЛЗ. Для них был установлен срок — 1 февраля 2017 года. В начале июля того же года на применение онлайн-кассы перешли розница и общепит, реализующие подакцизные товары (сигареты, алкоголь и прочее).
Следующий этап перехода состоялся ровно через год. Тогда контрольно-кассовая дисциплина коснулась сфер торговли и общественного питания, где в штате есть сотрудники. Предприниматели сферы услуг, использующими труд наемных работников, и владельцы торговых точек, реализующие товар самостоятельно (без привлечения персонала), получили отсрочку до 1.07.2019.
А 6 июня того же года Президент РФ подписал Федеральный закон №129-ФЗ, который внес новые поправки. Согласно статье 2 этого нового законодательного акта, ИП без сотрудников при выполнении работ, оказании услуг или продаже изделий собственного изготовления освобождены от применения кассы до 2021 года. Основные изменения, внесенные этим нормативным актом, коснулись статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.
В статье мы расскажем о содержании этого нормативного акта, рассмотрим, кто был обязан перейти на кассы до принятия поправок, кто из перечня получил отсрочку, кому позволено вообще работать без ККМ. Также вы узнаете о нюансах применения онлайн-касс при расчетах между ООО и ИП.
О чем говорится в ст. 2 54-ФЗ
Пункт 1 регламентирует, что ККТ не нужна кредитным учреждениям, но они обязаны вести учет и составлять перечень всех имеющихся в собственности банкоматов и терминалов, с помощью которых клиенты могут вносить платежи, снимать наличные, проводить иные операции. Формат перечня и порядок его направления в ФНС устанавливает Центральный Банк, согласуясь с уполномоченным органом. В пункте 2 статьи 2 54-ФЗ перечислены организации и ИП, которые в силу деятельности могут не применять контрольно-кассовое оборудование. Подробнее о них мы расскажем ниже.
Пункт 2.1 говорит о том, что ряд предпринимателей (о них мы расскажем ниже), на патенте могут работать без ККМ, если выдают платежный ордер, распечатанный в типографии и содержащий реквизиты, установленные в ст. 4.7 данного закона. После поправок, внесенных Федеральным законом №192-ФЗ, эти виды деятельности также подпали под контрольно-кассовую дисциплину, и часть предпринимателей обязана установить кассы до 1.07.2019.
К таковым относятся хозяйствующие субъекты, занятые в рознице, реализующие чужой товар (сотрудничество с поставщиками) и работающие в одиночку. Также касса понадобится представителям сферы услуг (с сотрудниками). О бизнесменах, которым касса пока не нужна в силу принятых 6 июня поправок, расскажем позже.
Пункт 3 статьи 2 Федерального закона 54-ФЗ разъясняет нюансы применения ККМ в труднодоступных и удаленных от сетей связи местностях. Если предприниматель осуществляет деятельность в местности, где отсутствует стабильное покрытие сети, он обязан установить кассу и внедрить в нее фискальный накопитель для хранения информации. Подключать оборудование к интернету и передавать данные в режиме онлайн не нужно.
Что касается труднодоступных поселений, здесь предприниматели полностью освобождены от онлайн-кассы, но обязаны вести всю необходимую документацию. Этот момент регламентирует пункт 7. Вместо чека, кассир выдает покупателю иной документ, подтверждающий факт расчета. Он должен быть оформлен в соответствии со ст. 4.7 54-ФЗ.
Преференция не распространяется на районные центры и поселения с численностью населения от 10 000 человек. Список удаленных и труднодоступных местностей составляет региональное правительство. Ознакомиться с перечнем можно на его интернет-ресурсе.
Пункт 5 поясняет, что ФАП и аптеки, расположенные в поселке, селе, деревне, в которой отсутствуют иные точки реализации лекарственных препаратов, также могут работать без ККМ.
От контрольно-кассовой дисциплины освобождены также и церкви, храмы, которые оказывают ритуальные услуги (крещение, венчание и прочее) и реализуют религиозную атрибутику (иконы, книги, свечи, кресты). Об этом говорит пункт 6.
Пункт 8 разъясняет, что организации и ИП, которые подпадают под действие положений пп. 2, 3 и 5 54-ФЗ, но держат в собственности вендинговые аппараты и с их помощью реализуют товары, лекарственные препараты, продукты питания, а также продают подакцизные товары, обязаны установить кассу в установленный срок.
Освобождение получили ООО и ИП, осуществляющие расчеты исключительно между расчетными счетами. Этот момент закреплен в пункте 9 и требует более подробного разбора моментов, когда онлайн-касса все же необходима.
Пункт 10 регламентирует, что все учреждения, которые относятся к муниципалитету, организуют платные парковочные места и взимают плату за право пользования ими, а вырученные деньги направляют в бюджет, могут работать без ККМ.
Пункт 11 ст. 2 54-ФЗ о применении ККТ предусматривает выдачу фискального документа или отправку его электронной копии потребителю услуг страховой компании.
В пункте 12 речь идет о государственных и муниципальных библиотеках, которые освобождены от онлайн-касс. Перечень платных услуг, которые можно оказывать без выдачи чека, формирует Правительство РФ.
Какие изменения внес закон №129 -ФЗ в статью 2 54-ФЗ
В связи с вступившим недавно в силу Федеральным законом № 129-ФЗ нормативный акт, регулировавший применение ККТ, претерпел некоторые изменения.
Во-первых, ст. 2 закона 54-ФЗ дополнилась двумя новыми пунктами — 13 и 14. В первом указан перечень организаций, на которые не распространяется контрольно-кассовая дисциплина. Сюда вошли образовательные заведения, физкультурно-оздоровительные комплексы, дома культуры, дома ремесел и прочие учреждение, организующие культурные мероприятия и досуг для граждан.
В п. 14 сказано, что ККМ могут не применять ИП при продаже абонементов или входных билетов на посещение государственных или муниципальных театральных учреждений при условии, что реализация осуществляется не в помещении. Также преференция не распроняется, если билеты или абонементы реализуются через интернет-магазин.
Во-вторых, изменилось содержание абзаца 17 п.2 ст.2 закона 54-ФЗ, в котором говорилось об освобождении от установки онлайн-кассы собственников недвижимости, сдающих в аренду жилье. Теперь речь идет об аренде квартиры или частного дома вместе с парковочным местом, также находящимся в собственности.
54-ФЗ статья 2 пункт 2 подпункт 2.1: перечень предпринимателей, которые получили отсрочку
Здесь мы рассмотрим, каких предпринимателей контрольно-кассовая дисциплина коснется уже в этом году, а кто получил отсрочку. В пункте 2.1 (введен 192-ФЗ) ст. 2 Закона 54-ФЗ были указаны виды деятельности, занятые в которых бизнесмены могли не применять ККМ, если выдавали клиентам БСО, до 1 июля 2019 года. Сюда вошли:
- услуги парикмахера, косметолога, визажиста;
- услуги ветеринара;
- ремонт бытовой, электронной техники, компьютеров;
- шиномонтаж, автомойки, техобслуживание;
- услуги фитнес-центров;
- реализация добычи охотником;
- оказание частных медицинских услуг;
- реализация молока и продуктов его переработки;
- осуществление рыболовной деятельности, реализация рыбы и готовых изделий из нее;
перевозка пассажиров и грузов.
То есть изначально эти сферы подпадали под контрольно-кассовую дисциплину. Но с приближением срока перехода представители микробизнеса столкнулись с рядом проблем. Основная — расходы на приобретение кассового оборудования, фискального накопителя, подключение к оператору фискальных данных оказались неподъемными для некоторых бизнесменов. Затраты на покупку ККТ вкупе с прочими расходами в среднем составляют 30 000-40 000 рублей.
К тому же общественность всколыхнул законодательный акт о налоге на профессиональную деятельность. Пока он действует в тестовом режиме на территориях Москвы, Московской и Калужской областей, Республики Татарстан. После вступления в силу каждый самозанятый, проживающий в этих регионах, обязан зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и отчислять в бюджет процент от полученной суммы дохода. Правительством были предусмотрены следующие налоговые ставки: 4 % — при оказании услуг или работ физическому лицу, 6 % — при получении платежа от юридического лица.
Под понятие «самозанятые» попали граждане, которые изготавливают и продают хенд-мейд (вязаные вещи, игрушки, вышивку, дизайнерские украшения, предметы народного промысла и прочее), реализуют выпечку, консервацию, иные продукты питания, произведенные самостоятельно, оказывают услуги и выполняют работы. По закону для осуществления расчетов самозанятым ККМ не требуется.
В итоге возникла некоторая несправедливость из-за того, что ИП (не имеющих в штате привлеченных сотрудников), ранее применявших ПСН и ЕНВД, занятых в сфере услуг и торговли изделиями собственного производства, также можно было отнести к категории самозанятых. Однако в отношении их законодательство предусматривало переход на контрольно-кассовую технику. Чтобы устранить это разногласие, депутаты Госдумы во главе с Андреем Макаровым (Комитет по бюджету и налогам) внесли законопроект, предусматривающий для таких бизнесменов отсрочку перехода на 2 года.
А 6 июня Президент подписал Федеральный закон №129-ФЗ, после чего многие бизнесмены, осуществляющие деятельность в одиночку, смогли вздохнуть свободно. Чтобы было более понятно, кто получил право работать по-старому, и в каких случаях все же потребуется ККМ, рассмотрим несколько примеров.
Пример №1. Автослесарь зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, занимается ремонтом и обслуживанием автотранспорта самостоятельно. Может воспользоваться отсрочкой. Если в мастерской продает запчасти, моторное масло, шины, то обязан приобрести кассовый аппарат сейчас.
Пример №2. Владелец небольшого кафе (без наемного персонала) реализует собственную выпечку и готовые блюда — получил отсрочку. Если бизнесмен решил расширить меню и заключил договор на поставку продукции с контрагентом, он лишается права на отсрочку. Также обязанность установить кассовое оборудование в течение 30 дней наступит после заключения хотя бы одного трудового договора.
Кто может не применять кассу согласно п. 2 ст. 2 закона 54-ФЗ
П. 2 ст. 2 54-ФЗ регламентирует сферы деятельности, полностью освобожденные от контрольно-кассовой дисциплины. То есть они вправе работать без ККМ и не обязаны выдавать какие-либо документы, подтверждающие оплату. Вы можете работать по старым правилам, если:
- принимаете платежи на расчетный счет в банке только от ИП и ООО;
- применяете специальный режим НПД;
- занимаетесь изготовлением ключей или ремонтом обуви;
- реализуете продукцию на ярмарках, рынках при условии отсутствия помещения;
- осуществляете торговлю через автоматы, не подключенные к сети электропитания и принимающие исключительно монеты (обычно они применяются для продажи небольших игрушек, жевательных резинок, конфет и прочего);
- осуществляете разносную торговлю, продажу с лотков (например, пирожки, напитки, мороженое в электричках или поездах);
- реализуете печатную продукцию (не менее 50 % от всего ассортимента товаров);
- торгуете мороженым и лимонадом, квасом, молоком на розлив;
- осуществляете сезонную продажу овощей, живой рыбы и прочих товаров вразвал;
- оказываете услуги носильщиков, выполнение работ по хозяйству (например, расколка дров);
- сдаете жилье совместно с парковочным местом (если оно находится в собственности) в аренду.
Ознакомиться с полным списком освобожденных можете в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ.
Как вести безналичные расчеты ИП и ООО согласно п. 9 ст. 2 54-ФЗ
Изменения в законе о кассах не до конца прояснили вопрос по установке ККМ в 2019 году для расчетов между ООО и ИП, положение о которых закреплено в п. 9 ст. 2 54-ФЗ. В своих Письмах Минфин и ФНС дали подробные разъяснения по этому поводу.
ООО или ИП получает деньги от контрагентов, которые также зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или организаций, исключительно на расчетный счет — выдавать чек клиенту не нужно, также не требуется отправка электронной копии в налоговую.
Подотчетник оплачивает услуги/покупки и переводит деньги со своей либо корпоративной карты — организация-контрагент в качестве подтверждения оплаты обязана выдать ему платежный ордер.
Выдачу денежных средств из кассы подотчетному лицу, а также возврат остатков фиксировать с помощью кассового аппарата не нужно. Также касса не понадобится, если вы принимаете платежи с помощью систем интернет-банкинга. Однако при проведении платежных операций с помощью онлайн-кошельков, организация, на чей счет были зачислены средства, должна направить клиенту электронный чек.
Если контрагент оплачивает ваши товары/услуги/работы через банк с применением платежного поручения или квитанции, и чек выдает ФКО, обязанность применять контрольно-кассовую технику наступит в этом году.
у нас маленький продуктовый магазин в селе недалеко от Москвы. в статьее вы написали что фискальный накопитель может хранить данныеу если покрытие интернета плохое. а для этого нужно подбирать специальную кассу которая тоже сможет работать при плохом покрытии?
В соответствии с п.7 ст.2 54-ФЗ ККТ используется в режиме, которые не предусматривает передачи данных ОФД онлайн. Касса в обязательном порядке оснащается фискальным накопителем, но при регистрации ККТ в ФНС выбирается автономный режим работы. Фискальные данные самостоятельно выгружаются сотрудниками ФНС через USB-адаптер в соответствии с письмом ФНС от 16.02.2018 №АС-4-20/3107@. Марка и модель касса не имеют значения, работать без подключения к интернет-сети могут все кассы из каталога.
Раньше работала на патенте, теперь тоже пришлось купить кассу, хорошо что у мне их надо было поставить всего две, а то влетело бы в крупную копеечку.
Вроде пока тишина по образцам для товарных чеков. Мы все также распечатываем сами, иногда парию закупаем и в типографии, когда там скидку преедлагают.
Незаконно конечно, там ведь по сути продажа идет. Мы тоже прибегали к таким услугам и нам выдавали чек. Правда не кассовый, а товарный. Но нас устроил и такой. Потом ведь можно на материальную помощь оформить документы, а там как раз эти ччеки на услуги и нужны.
Недавно , к сожалению , пришлось воспользоваться ритуальными услугами , и при оплате мне не выдали чек . Скажите , законно ли компаниям , которые предоставляют такие услуги , не выдавать чек ?
Значит ветеринар сама Ип является. У нас так тоже делают, через аптеку с с процентами платеж. А ей напрямую вроде получается. У нас ветеринар так держала аптеку и одновременно подрабатывала лично принимая животных.
А как по поводу выдачи вместо чека кассового товарного. Шли разговоры, что бланки самим распечатывать запретят. Что нужно будет поставить оборудование типа принтера специально на эту цель.
Недавно водил щенка на очередную прививку и был удивлен. У насесть ветеринарная аптека и раньше была там же и лечебница. Потом лечебницу закрыли и врач стала приезжать два раза в неделю по записи. так вот ветеринар, который делал прививку моему щенку спрашивает — вы оплатите мне или через аптеку. Говорю вам как лично наличкой ли на карту может? Она нет, говорит — и достает онлайн-кассу. пару нажатий и приняла у меня оплату.
вот у меня в селе как раз аптека. причем мы единственные там по продаже лекарств. уже и в маркировке я поучаствовал и кассу обязательно считаю ставить надо. вот у нас с банкоматами беда например и людям удобнее безналичкой брать.