С 1 марта 2021 действует запрет на оборот шин и автопокрышек без идентификаторов Data atrix. Участники рынка обязаны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе» и фиксировать в личном кабинете все операции, связанные с движением товара. За производство, транспортировку, продажу и хранение шин без маркировки предпринимателей ждут штрафы и конфискация. В запущенных случаях — уголовное преследование. О правонарушениях и возможных наказаниях — подробнее в нашей сегодняшней статье.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Какие шины подлежат маркировке, и кто может выписывать штрафы
Начнем с маркируемой продукции. Согласно Постановлению Правительства РФ, идентификаторы Data atrix нужно наносить на новые пневматические резиновые автошины, подпадающие под следующие категории ТН ВЭД:
- 4011 10 000 3 и 4011 10 000 9 — для легковых автомобилей;
- 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 — для автобусов и грузовиков (с моторами);
- 4011 40 000 0 — для мотоциклов;
- 4011 70 000 0 — для лесо- и сельскохозяйственных транспортных средств (ТС);
- 4011 80 000 0 — для строительного транспорта, используемого в горнодобывающей индустрии.
Группа под кодировкой «4011 90 000 0» включает почти все оставшиеся шины, в том числе и бескамерные, предназначенные для спецтехники:
- садовых тачек и ручных дачных мотокультиваторов;
- колесных, вилочных и автопогрузчиков;
- тракторов;
- грузовых авто;
- колясок для детей.
Предусмотрены и исключения. Предпринимателям не нужно маркировать:
- авиационные шины;
- камеры для велосипедов;
- резиновые камеры;
- ободные ленты;
- взаимозаменяемые протекторы.
Data atrix не требуется наносить на восстановленные или побывавшие в употреблении автошины любых категорий.
Мы создали сервис, в котором вы можете за пару минут проверить, нужно ли маркировать ваш товар:
- перейдите на страницу сервиса;
- внесите в строку код продукции по ТН ВЭД;
- нажмите кнопку «Проверить».
Сервис автоматически определит, подлежит ли ваш товар обязательной маркировке.
Штрафы предпринимателям за отсутствие маркировки на шинах выписывают три организации. Во-первых, это Роспотребнадзор. Работники госоргана проводят как плановые, так и внеплановые проверки.
Во-вторых, это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сотрудники ведомства принимают жалобы потребителей. По результатам обработки могут нанести визит в магазин с целью проверки информации о проданном товаре или вызвать предпринимателя к себе, чтобы получить разъяснения. Иногда запрашивают документы, подтверждающие легальность торговли или подлинность продукции.
И, в-третьих, это Федеральная таможенная служба. Под контролем и надзором таможенников — вся импортная продукция, оказавшаяся на российском рынке в течение трех лет с начала продаж.
Внимание. С 1 марта 2021 покупатели могут сами установить подлинность приобретенных шин. Достаточно отсканировать штрихкод с покупки и отправить данные в систему мониторинга, используя мобильный телефон и установленное на нем приложение «Честный ЗНАК».
Штрафы за отсутствие маркировки на автошинах
Место нанесения идентификатора на автопокрышку не регламентировано. Отраслевики сами определили области, оптимальные для размещения Data atrix: это протектор или боковина. Чтобы соблюсти сохранность изображения на наклейке при долгом хранении или выполнении логистических операций, один и тот же маркировочный код наносят несколько раз.
В случае с автошинами маркируют непосредственно продукт — его реализуют без упаковки, в отличие от большинства других товаров. Тип клея, обеспечивающий прочную «связку» этикетки с шиной, подбирают индивидуально — под конкретную группу изделий.
За отсутствие маркировки на автошинах участника оборота — производителя, импортера, оптовика, дилера или розничного продавца — ждут как минимум штраф и конфискация партии товара без идентификаторов.
Тип правонарушения | Административное взыскание, р. | |
Сотрудники | ИП и ЮЛ | |
Производство изделий без маркировки | 5 000–10 000 | 50 000–100 000 |
Продажа продукции без Data atrix | 2 000–4 000 | 50 000–300 000 |
Важный нюанс. Маркировочные коды нельзя печатать на прозрачных оберточных пленках или «перекрывать» другой информацией (например, сведениями о товаре или рекламой). Рекомендуемый размер наклейки — от 20 × 20 мм.
Штрафы и уголовное преследование за торговлю автошинами без маркировки
Злостных нарушителей ждут серьезные наказания. Помимо административной (ст. 15.12 КоАП РФ) ответственности, предусмотрена и уголовная — по ст. 171.1 УК.
За что накажут | Какие санкции последуют | ||
Взыскание, р. | Принудительные работы на срок, лет | Тюремное заключение на срок, лет. | |
Оборот автошин без маркировки | |||
Изготовление, торговля, хранение, транспортировка и приобретение в целях дальнейшего сбыта | до 300 000 | до 3 | до 3, плюс штраф до 80 000 р. |
в крупном размере | |||
по сговору | 100 000–300 000 | до 4 | до 4, плюс штраф до 100 000 р. |
группой или в особо крупном размере | 200 000–500 000 | до 5 | до 6, плюс штраф до 1 млн р. |
Крупный размер — это партия контрафакта стоимостью от 400 тысяч, особо крупный — от 1,5 млн рублей. Кстати, санкции «взаимозаменяемы». Решением суда тюремное заключение могут заменить принудительными работами или денежным взысканием (и наоборот).
Штрафы за нарушение правил маркировки шин
С отсутствием Data atrix на подконтрольной продукции и злостными нарушителями все ясно. Но что случится, если товар вроде и промаркирован, но некорректно? Давайте рассмотрим подобные случаи.
Мало наклеить этикетку с идентификатором на изделие, нужно еще и позаботиться, чтобы Data atrix легко распознавался 2D-сканером. Торговое оборудование может не справиться с чтением маркировочного кода:
- сильно поврежденного или испорченного при транспортировке;
- выцветшего на солнце или «поплывшего» от сырости и влаги при длительном хранении продукции;
- плохо пропечатанного или слабо контрастного;
- выполненного с ошибками; например, при печати произошел программный сбой, или софт некорректно обработал идентификатор, добавив или, наоборот, удалив какие-то спецсимволы.
Если вы не проверите состояние кодировки перед продажей, и окажется, что она «нечитабельна», оштрафуют, как будто их нет. То же касается и документального хаоса. Внимательно отслеживайте соответствие сведений о товарах, указанных в УПД, с фактическими:
- Маркировочные коды в документах должны совпадать с теми, что распечатаны на наклейках, нанесенных на автопокрышки.
- Наименования товаров, указанные на этикетках, тоже должны совпадать с представленными в УПД — вплоть до буквы.
Если вы обнаружили документальные ошибки или расхождения при приемке или отгрузке товарной партии, придется осуществить полный или частичный возврат поставщику (в соответствии с заключенным договором).
Если покупатель вернул приобретенные автошины, но идентификатор испорчен или утрачен (например, наклейка сорвана), товар нужно перемаркировать. При этом магазин оформляет возврат, фиксирует операцию в «Честном ЗНАКе» и заказывает новый код Data atrix, который наносит на продукцию, полученную обратно. Только после этого ее снова можно продавать. Торговля возвращенными шинами с утраченной маркировкой считается нарушением: штраф такой же, как и за реализацию товара без идентификатора.
Штраф за отсутствие кода маркировки в кассовом чеке при продаже товара
Магазин, торгующий маркируемыми товарами, должен подготовить онлайн-кассу. Следует обновить прошивку или заменить кассовое оборудование, если оно не поддерживает печать тега 1162. С 1 марта 2020 бумажный чек должен содержать реквизит «код товара» — символ и соответствующий штрихкод. А электронный (тот, что высылается клиенту на email) — последовательность символов (см. приказ ФНС). Штрафы за выдачу бумажных или отправку электронных чеков, оформленных с нарушениями правил обязательной маркировки товаров:
- от 1 500 до 3 000 р. — для кассиров;
- от 5 000 до 10 000 р. — для магазинов.
Будьте внимательны и следите за обновлениями действующего законодательства!