Всё об электронной подписи
Электронная подпись (ЭП) — аналог рукописной подписи. Например, чтобы зарегистрировать кассу в ФНС, вы должны пойти в налоговую и написать заявление.
С электронной подписью можно сделать то же самое, но через интернет — и никуда ходить не нужно. С ее помощью люди подают заявления, сдают отчеты, обмениваются документами. И все эти операции имеют юридическую силу.
Главное
- Квалифицированная подпись — для работы с онлайн-кассой, сдачи отчетов и доступа к государственным сайтам.
- Покупайте подпись только в центре, аккредитованном минкомсвязи.
- Для ЕГАИС нужна JaCarta. Работать в личном кабинете ФНС с ней нельзя.
- Выбирайте возможности подписи под себя. Не покупайте лишний функционал.
- Установите КриптоПро, чтобы использовать подпись.
- Потеряли флешку — заявите в удостоверяющий центр.
Что такое электронная подпись
Это информация, которая прикрепляется к электронному документу. Договор, который вы подпишете этой подписью, будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Например, если одна из сторон не соблюдает условия сотрудничества, с таким документом можно идти в суд.
Это ваша рукописная подпись, но в интернете. И у нее есть ряд функций.
Дает юридическую силу
С электронной подписью вы можете подавать заявления, сдавать отчеты в налоговую, продавать и покупать ценные бумаги. И все это не выходя из дома, за компьютером.
Защищает от подделки
Если вы подписали и отправили документ, то злоумышленники не смогут его изменить или подделать.
Подтверждает целостность
Вы узнаете, если ваш клиент подписал документ, а потом исправил в нем информацию: случайно или специально.
Какие бывают электронные подписи
Существует три вида электронных подписей.
Простая
Вы подтверждаете свои действия с помощью паролей или кодов. Основная задача — установить личность.
Пример: вы входите на сайт и вводите свои логин и пароль — это простая электронная подпись.
Усиленная неквалифицированная
Документ подписывается с помощью специальной шифровальной программы и криптографического ключа. Эта подпись более надежная, чем «простая». Она подтверждает личность автора и гарантирует, что документ не изменили после того, как подписали.
Усиленная квалифицированная
Работает по такому же принципу, как и неквалифицированная. Есть лишь 2 отличия:
- шифровальную программу одобряет ФСБ;
- подпись выдает удостоверяющий центр, аккредитованный Минкомсвязи.
В 95% случаев используется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП): для работы с госуслугами, отправки отчетов в ФНС или электронных торгов.
Поэтому дальше в статье под понятием «электронная подпись» мы будем подразумевать именно квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Раньше в законе использовалось понятие «электронно-цифровая подпись» (ЭЦП), сейчас его заменили на «электронная подпись». Так что эти два определения — одно и то же.
Для регистрации онлайн-кассы или работы с ЕГАИС нужна квалифицированная электронная подпись.
Для чего нужна электронная подпись
Для электронных торгов и аукционов
Электронная подпись нужна для любых закупок: коммерческих или государственных. Без нее нельзя оставлять заявки или подписывать контракты.
Работать с госуслугами
Оформить ИП или подать заявление на паспорт. Оплатить штраф в ГИБДД или зарегистрировать автомобиль.
Сдавать отчеты
Отправлять декларации о доходах в ФНС или отчеты об алкоголе в ЕГАИС. Также подпись нужна для взаимодействия с сайтами пенсионного фонда или Росстата.
Электронный документооборот
Вы можете отправлять документы внутри своей компании, или за ее пределы. Электронная подпись гарантирует конфиденциальность и неизменность документов.
Как подписывается документ
- Программа преобразовывает документ в строку символов. Алгоритм работает так, что разные документы преобразуются в разный набор символов, а одинаковые — в одинаковый.
- Полученная строка называется хеш. А процесс преобразования — хеширование.
- Программа зашифровывает хеш с помощью закрытого ключа. Процесс можно представить в виде того, что хеш кладется в коробку и закрывается на замок. Это и есть электронная подпись.
- Вы отправляете документ, прикладываете к нему зашифрованный хеш и сертификат, в котором указаны ваши контактные данные.
Как получатель проверяет подлинность подписи
- Получатель уверен в том, что именно вы подписали документ, потому что вместе с документом ему приходит сертификат.
- Получатель хеширует документ так же, как и вы до этого.
- Подпись расшифровывается с помощью открытого ключа из сертификата. В результате получатель видит хеш, который вы отправили вместе с документом.
- Получатель сравнивает ваш хеш и тот, который получился у него. Если они одинаковые, то документ не меняли и он имеет юридическую силу.
Как выбрать КЭП
Существует несколько десятков разновидностей подписей. Чтобы выбрать то, что вам нужно, смотрите на 2 основных параметра.
Возможности подписи
Нет одной подписи, которая подходила бы для всего сразу. Для доступа к госуслугам нужна одна КЭП, а для торгов — другая. Одну подпись можно использовать на нескольких торговых площадках, а другую только на одной конкретной. Поэтому обратите внимание на то, чтобы подпись, которую вы покупаете, соответствовала вашим потребностям.
Также нет смысла покупать лишний функционал. Если вы хотите только зарегистрировать кассу в ФНС, не нужно платить за доступ к Росаккредитации.
Цена
Каждый удостоверяющий центр назначает цены сам. Одна компания — крупная и популярная, другую никто не знает. У кого-то хорошая техподдержка, у кого-то слабая. Поэтому перед тем как покупать подпись, изучите все варианты.
Обратите внимание!
Выбирайте продавца только на сайте Минкомсвязи
Также на цену влияет комплектация подписи и ее возможности.
Для физлиц, которым нужно работать с сайтом госуслуг, подпись стоит около 1.500 руб. А для юрлиц, которые хотят участвовать в торгах на всех площадках, подпись обойдется в 10.000–15.000 руб.
Стандартная квалифицированная электронная подпись стоит 2.000–3.000 рублей. Она дает возможность участвовать в госзакупках, сдавать отчеты и пользоваться сайтом госуслуг.
Как получить КЭП
- Обратитесь в удостоверяющий центр. Это организация, одобренная Минкомсвязи, которая имеет право выдавать электронные подписи. Свяжитесь с ними через сайт или посетите офис.
- Вам пришлют информацию, которая нужна для получения подписи: анкету заявления, перечень документов и их образцы. Также выставят счет на оплату. Если обращаетесь через сайт, вам ответят через 1–3 часа.
- Вы оплачиваете счет и собираете копии документов. На этом этапе вам не нужны оригиналы.
Для физлица
- Паспорт;
- Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).
Для юрлица или ИП
- Все, что для физлица;
- Учредительные документы;
- Свидетельство о государственной регистрации юридических лиц;
- ИНН заявителя.
- После того, как вы оплатили счет и отправили копии документов, удостоверяющий центр все проверяет. Рассмотрение занимает 1–3 дня, но за 2000–2500 рублей можно ускорить этот процесс до 1 часа. Если с документами все в порядке, вас пригласят забрать свою подпись.
- Вы приносите в удостоверяющий центр оригиналы документов или заверенные копии.
- Вам выдают флешку (рутокен), на которую установлен ключ, сертификат и программа для создания подписи (не обязательно).
Что такое удостоверяющий центр
Это доверенное лицо, которое имеет лицензию от ФСБ. У этой организации несколько функций, связанных с электронными подписями.
Создает сертификаты
Центр выдает документ, в котором указаны все ваши контактные данные.
С помощью этого сертификата получатель сможет проверить электронную подпись и убедиться, что она принадлежит именно вам.
Распространяет подписи
Получить квалифицированную подпись можно только в удостоверяющих центрах.
Центр создает закрытый ключ и никому не сообщает его, кроме вас.
Обеспечивает проверку сертификатов
Центр ведет базу сертификатов.
Если вы получили документ, который подписан электронной подписью, то можете обратиться в центр и удостовериться, что сертификат и подпись отправителя действительно верные.
Электронная подпись для 54-ФЗ
Электронная подпись упрощает работу с онлайн-кассами. Чтобы подписать любой договор, нужно просто заполнить данные о себе и нажать одну кнопку.
Регистрация кассы через сайт ФНС
Вы можете отправить все документы через интернет и не нести кассу в налоговую. Если раньше регистрация занимала до 5 дней, то сейчас это можно сделать за 15 минут.
Работа с сайтом ОФД
Чтобы подписать договор с оператором фискальных данных, также нужна электронная подпись. Конечно, вы можете обратиться к партнеру ОФД и подписать договор на бумаге, но через интернет все проходит быстрее.
Электронная подпись для ЕГАИС
В онлайн-кассе все данные подписывает фискальный накопитель. А чтобы работать по ЕГАИС, нужна цифровая подпись. Вы покупаете ее на специальной флешке — JaCarta. С ее помощью подписываются все документы, которые касаются алкоголя, а потом отправляются в ЕГАИС.
Популярные вопросы
Федеральный закон №63 (63-ФЗ).
Нет. Можно подписывать любые файлы: текст, картинки или видео.
На флешке стоит пароль, поэтому подписывать документы злоумышленник не сможет. Но как только вы заметили пропажу, то обязаны сообщить об этом в удостоверяющий центр, чтобы подпись заблокировали. Все, как с банковской картой.
Закажите электронную подпись и другие услуги