Обойтись без торговых весов не может ни один современный магазин, торгующий соответствующими развесными товарами, — и, более того, это незаконно. На рынке присутствует крайне широкий спектр моделей весов — различающихся и ценой и функционалом. Изучим, какие ориентиры могут быть у владельца торговой точки при выборе весового оборудования.
Основные требования к торговым весам
Торговые весы — устройство, которое продавец обязан использовать по закону. При этом, в п. 7 Постановления Правительства России от 19.01.1998 № 55 сказано, что магазин обязан предоставить покупателю возможность взвесить товар и узнать его стоимость в торговом зале:
Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
Таким образом, в магазинах самообслуживания — самых, вероятно, распространенных типах торговых точек в крупных городах, предполагается установка, как минимум, одного экземпляра весов для покупателей, и одного — для кассы.
Весы должны обязательно проходить периодическую поверку. Использование измерительных устройств, не прошедших данную процедуру, может сопровождаться строгими штрафами в соответствии с п. 1 ст. 19.19 КоАП РФ — в размере до 50 тыс. рублей (на должностное лицо или ИП) или до 100 тыс. рублей (на юридическое лицо).
Отметим, что обязательную сертификацию с 2013 года весы проходить не должны. Главное — обеспечить прохождение ими своевременной поверки (и, соответственно, уделить внимание выбору надежного оборудования и квалифицированных технических специалистов для обслуживания техники). Безусловно, играет роль и функционал весов.
Изучим подробнее то, на какие функции при выборе электронных весов для торговли можно ориентироваться, и среди каких производителей имеет смысл искать лучшие технические решения.
Выбираем электронные торговые весы
По функционалу
К важнейшим и наиболее востребованным в сфере розничной торговли функциям весов (кроме самой очевидной — взвешивания размещенных на них предметах) можно отнести:
1. Осуществление расчета стоимости товара в автоматическом режиме
Данная функция позволит торговому объекту, прежде всего, обеспечить соответствие работы торгового зала требованиям законодательства в части предоставления покупателям возможности получить сведения о весе и стоимости покупаемого товара. Кроме того, при применении весов непосредственно на кассе автоматизация позволит ускорить процесс обслуживания покупателя.
2. Отделение веса чистого товара от веса товара вместе с тарой
Данная функция, фактически, дополняет указанную выше. Она незаменима в тех случаях, когда товар упакован в довольно плотную (и, соответственно, увесистую упаковку), и ее массу желательно вычитать из общей для получения более точных расчетов по весу и, как следствие, стоимости товара.
3. Вычисление процентной массы одного или нескольких материалов (ингредиентов) товара в сопоставлении с его общей массой
Например — определение точного веса мякоти фруктов с толстой кожурой (апельсинов, бананов), веса кондитерской продукции без учета верхних слоев (глазури, шоколада). Такие опции пригодятся не только при продаже тех или иных товаров, но и при приеме заказов от покупателей на предварительное изготовление того или иного блюда на предприятии общепита.
4. Печать этикеток со штрих-кодом
Исключительно полезная и незаменимая во многих случаях функция. Ее назначение — в обеспечении распечатки этикетки со стоимостью, весом, наименованием и иными характеристиками товара, которая затем наклеивается на товар (либо тару, в которой он размещен). Впоследствии кассир, просканировав этикетку, ускоряет ввод данных о товаре в кассовую программу, формирующую чек к оплате. Используя соответствующую этикетку, покупатель также может уточнить цену товара, поднеся ее к сканеру в торговом зале — если такое устройство в магазине есть.
5. Прочие функции
Имеющие во многих случаях локальное значение, но, тем не менее, востребованные, например:
- быстрый перевод из одной меры веса в другую (как вариант, из килограммов в фунты, более привычные покупателям из США и Великобритании, которые могут «отовариваться» во время Чемпионата мира по футболу в России);
- приспособленность к отображению цены 1 единицы товара (если взвешивается группа одинаковых товаров), как вариант — с учетом веса тары;
- автономная работа (в этом случае предполагается оснащенность весов аккумулятором, беспроводными коммуникационными модулями — Wi-Fi, Bluetooth, 3G);
- поддержка цифровых интерфейсов (для подключения весов к ПК, онлайн-кассам, сканерам);
- приспособленность к дистанционному вводу товарных позиций в память устройства (данная функция может быть особенно востребована в сетевых форматах торговли).
По техническим параметрам
Если говорить о технических параметрах весов, то главный из них — это класс точности взвешивания. Электронные торговые весы должны обеспечивать точность хотя бы 3 (среднего) класса — и, нужно отметить, на рынке крайне редко встречаются решения, не соответствующие данному параметру. К 1 и 2 классам точности относятся уже специализированные — например, лабораторные весы.
К прочим значимым стандартизованным параметрам весов относятся:
- дискретность отчета массы и цена деления (типичное значение — 2/5);
- порог чувствительности (типичное значение — 1,4);
- дискретность отображения цены и стоимости товара, который взвешивается на весах (типичное значение в единицах младшего разряда — 1).
В числе иных важнейших параметров торговых весов:
- количество поддерживаемых товарных позиций (желательно — от 5000);
- нижний и верхний предел взвешивания (как правило — от 40 граммов до нескольких десятков килограмм);
- объем памяти (желательно более 2 МБ);
- степень защищенности от пыли и влаги (желательно уровня IP-54 и выше).
Весы могут различаться:
- по типу дисплея (светодиодный — более яркий, жидкокристаллический — более энергоэффективный);
- по типу используемой клавиатуры (встроенная, подключаемая, резиновая, пластиковая);
- по способу соединения дисплея с весовым модулем (дисплей может быть встроенным в корпус, размещаться на стойке, подключаться по беспроводному каналу).
Здесь выбор уже будет зависеть от предпочтений конкретного пользователя.
Изучим теперь то, среди каких лидирующих производителей имеет смысл искать электронное весовое оборудование.
От различных производителей
К самым известным брендам-поставщикам весового оборудования на российском рынке можно отнести такие фирмы как:
«Невские весы»
Бренд «Невские весы» ведет деятельность на российском рынке с 1999 года. Фирма поставляет порядка 1000 различных наименований весового оборудования (не только торговых весов, но и складских, промышленных, транспортных и других). Свою продукцию компания выпускает на собственных технологических линиях площадью более 4500 кв. метров. Фирме принадлежат 3 лаборатории, осуществляющие поверку весов.
Среди решений от бренда со стороны владельца торгового бизнеса заслуживают внимания:
- Торговые весы линейки ВСП-3Т.
Их правомерно отнести к самым доступным решениям на рынке — их цена от 3430 рублей. Весы применяются:
- для взвешивания товара;
- фасовки;
- исчисления стоимости товара.
- Товарные весы ВСП-5КС.
Столь же недорогие — с ценой от 6230 рублей, устройства указанной серии могут быть востребованы в рамках самых разных технологических процессов. Оптимизированы весы под взвешивание довольно крупных предметов — от 60 до 300 кг, и потому могут быть применены на складе магазина или при приемке товаров от поставщиков.
- Фасовочные весы ВСП-1.
Это самые, вероятно, миниатюрные весы в линейке продукции от «Невских весов». Они рассчитаны на вес от 0,6 до 3 кг и могут быть эффективно применены, к примеру, в производственных цехах предприятий общественного питания, в небольших магазинах. Цена весов — от 2780 рублей.
CAS
Данный корейский бренд относится к лидерам не только российского, но и мирового рынка весового оборудования. Компания занимается поставками и необходимым сервисным сопровождением (включая проведение работ по поверкам) самого широкого спектра оборудования на предприятиях самого разного масштаба. В числе крупнейших клиентов фирмы — бренды «Лента», «Перекресток», «Дикси Юг», SPAR, О'Кей.
К самым популярным моделям весов от CAS можно отнести такие устройства как:
- весы CL3000J – с функцией распечатки чеков (цена — от 37 417 рублей);
- весы CL 7000S – с функцией самообслуживания (181 297 рублей);
- миниатюрные весы ER-Junior (8 536 рублей).
«МАССА-К»
Данное предприятие — в числе самых опытных игроков российского рынка. Оно было основано в 1991 году на мощностях Государственного Института Метрологии имени Д.И. Менделеева. Специализируется на выпуске широкого спектра весового оборудования.
В числе востребованных решений от компании — автономные (работающие от аккумулятора) весы:
- МК-ТН11 (115 часов работы от аккумулятора), цена — 9100 рублей;
- МК-Т21 (50 часов работы от аккумулятора), цена — 9300 рублей;
- МК-Т (50 часов работы от аккумулятора), цена в модификации МК-6.2-ТB21 — 9100 рублей.
«ШТРИХ-М»
Известный не только рынку розницы и услуг, но и далеко за его пределами, крупнейший бренд, выпускающий контрольно-кассовые аппараты и широкий спектр дополняющих их технологических решений. В их числе — электронные весы.
К самым популярным их моделям можно отнести решения:
- ШТРИХ-ПРИНТ (с функцией распечатки чека), цена в версии 4.5 — 36 500 рублей;
- миниатюрные весы ШТРИХ-Слим (оптимизированы для размещения непосредственно на кассе), цена — 6090 рублей;
- аккумуляторные весы ШТРИХ М7Т (оптимизированы как для стационарной, так и для мобильной торговли), цена — 3500 рублей.
Резюме
Таким образом, в спектре моделей электронных торговых весов, представленных на российском рынке, есть как дорогие импортные решения, так и вполне доступные и столь же технологичные отечественные. Выбор конкретного продукта будет зависеть от самых разных факторов. К числу основных можно отнести:
- Формат ведения торговли.
Он может быть классифицирован по-разному. Например:
- по признаку мобильности (мобильный, стационарный);
- по сфере ведения продаж (продуктовый ритейл — который можно разделять по отдельным сегментам, общепит);
- по характеристикам торговой площади (с залом самообслуживания или без него, на открытом воздухе или в помещении).
Весы, таким образом, по своему функционалу должны оптимально соответствовать формату бизнеса. При этом, совершенно необязательно, что большое количество функций будет увеличивать стоимость устройства. Наоборот, среди функционала девайса может оказаться нужной буквально одна, но дорогостоящая функция, без которой будет сложно обойтись (например, приспособленность весов к распечатке этикеток при самообслуживании или приспособленность к длительной автономной работе — в течение нескольких суток).
- Интенсивность торговли.
Чем более интенсивен поток покупателей, тем, прежде всего, большее количество торговых весов может потребоваться установить в магазине — так, чтобы хотя бы не допустить одновременной поломки или «зависания» всех имеющихся. А в идеале — предоставить каждому покупателю возможность оперативно взвесить товар и узнать его цену (как того требует закон).
Интенсивная торговля предполагает активную эксплуатацию весов. Здесь сыграет роль их уровень защищенности о внешних воздействий, который будет зависеть, прежде всего, от материалов изготовления корпуса, уровня защищенности от пыли, влаги.
- Характеристика товаров и используемой в целях их упаковки тары.
В зависимости от характеристик товаров могут потребоваться (или, наоборот, оказаться ненужными) различные функции. Например:
- отделение веса товара от веса с тарой, вычисление процентного веса определенного компонента товара;
- дополнительная защита весов при условии взвешивания товаров с повышенной влажностью (например, свежих овощей);
- вычисление цены за единицу товара (если они поставляются преимущественно в коробках, а покупаются по отдельности, например — пирожные).
Процесс выбора весов предполагает учет многих факторов. При всей их значимости очень важно не забывать о комфорте покупателя - в тех случаях, когда предполагается непосредственный контакт между ним и весовым оборудованием, либо когда качество работы весов, которые использует кассир, влияет на скорость и уровень обслуживания клиента. Тогда любые затраты в покупку весового оборудования — пусть и при заметной, на первый взгляд, переплате, успешно окупят себя.
Долгое время использовали ШТРИХ М7Т на кассе. Мне кажется, модель вообще неубиваемая. Цена просто смешная, а работать могу десятилетями. Выбрали модель, которая взвешивает до 30 кг. Хорошая точность взвешивания, довольно компактные. Технического обслуживания никакого не требуется пракически)
У нас весы CL 7000S, хорошие, меня в работе устраивают. Нам нужно было в магазин на самообслуживание на фрукты/овощи/конфеты. Они же сразу и цену рассчитывают, и клеющуюся бумажку с ценой и штрихом пробивают. В использовании они не сложные, покупатели справляются.
Какие из перечисленных моделей успешно можно интегрировать с 1 с «Торговля и склад 7.7»?
Сергей, в соответствии с Требованиями, предъявляемыми к подключаемому оборудованию, представленному на сертификацию в фирму «1С» для получения логотипа «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие» сертифицированы следующие модели: MK-R2L-10-1, Штрих-СЛИМ POS2, CAS AD. О других моделях весов, сертифицированных для интеграции с 1С можно узнать здесь, также по ссылке можно скачать необходииыве драйвера.