Согласно ФЗ № 171, вступившему в силу 22.11.1995, продавцы алкоголя и организации общепита, в меню которых он присутствует, обязаны отражать в ЕГАИС факт закупки и дальнейшей реализации. Данные фиксируются в системе автоматически через универсальный транспортный модуль (УТМ). Это бесплатный софт без графического интерфейса, который устанавливается на ПК с товароучетной программой, онлайн-кассу или специальный аппарат (хаб), подключаемый к ККТ.
Если УТМ работает некорректно, данные о закупках и продажах алкоголя не поступают в ФСРАР, а за это организацию могут оштрафовать на сумму до 200 тыс. руб. Во избежание таких расходов, после установки необходимо сразу проверить УТМ на функциональность. Процедура займет не более минуты.
Для чего нужна проверка УТМ
ЕГАИС — автоматизированная система, через которую ФСРАР отслеживает движение алкоголя от производства до реализации покупателю. Кроме крепких напитков и спиртосодержащей продукции, в систему отправляются данные о закупках пива, сидра, пуаре и медовухи.
Кафе и рестораны, предлагающие алкогольные напитки, также фиксируют в ЕГАИС только факт приемки на склад.
Как работает УТМ
УТМ позволяет организовать электронный документооборот (ЭДО) между производителями, оптовыми компаниями, предприятиями общепита, розничными точками и ФСРАР. Упрощенная схема работы модуля:
- Производитель (или дистрибьютор) при отгрузке продукции создает товарно-транспортную накладную (ТТН) в «1С» и отправляет ее в ЕГАИС через УТМ.
- Принимая партию, розничная точка получает из ЕГАИС ТТН с помощью УТМ и проверяет фактический объем товаров. Если данные совпадают, в ФСРАР отправляется подтверждение приемки, при недостаче — магазин принимает партию частично или отказывается от нее (обе операции фиксируются в ЕГАИС).
- Объем товаров с подтверждением о приемке списывается с баланса производителя и добавляется к остаткам магазина в системе ЕГАИС.
При продаже крепкого алкоголя кассир считывает марку с каждой бутылки с помощью 2D-сканера. В момент операции онлайн-насса через УТМ отправляет запрос в ЕГАИС и после получения ответа (о том, что код найден) формирует и печатает чек
Особенности модуля
Программа устанавливается для каждой розничной точки. Исключением выступают частные предприниматели, закупающие пиво для дальнейшей продажи — они могут использовать один УТМ на складе.
Информация между участниками передается с помощью XML-файлов. Из-за отсутствия графического интерфейса программу нельзя использовать, как отдельное решение — она работает только в связке с кассовой или товароучетной программой («1С»). Обновление выполняется автоматически и не требует дополнительных расходов.
Если установка и настройка выполнены некорректно, УТМ будет недоступен. Причин этому может быть несколько: отсутствие доступа к интернету, не включен носитель с электронной подписью и т. д. Но чаще всего проблема кроется в службах самого модуля. Проверка подключения УТМ позволит выявить ошибку и оперативно устранить сбой.
Что нужно сделать перед проверкой УТМ ЕГАИС
Для организации непрерывного обмена данными с ЕГАИС важно соблюсти требования к установке транспортного модуля. Компьютер должен обладать следующими характеристиками:
- процессор с частотой от 1,8 ГГц;
- ресурс ОЗУ от 2 ГБ;
- объем жесткого диска от 50 ГБ;
- сетевой адаптер Ethernet;
- доступ в Internet на скорости не ниже 1 Мбит/с.
Как и любая другая сфера ЭДО, отправка данных в ФСРАР требует наличия квалифицированной электронной подписи. Для передачи файлов в ЕГАИС нужная специальная КЭП, сохраненная на защищенный USB-носитель со встроенным криптопроцессором — Рутокен ЭП 2.0 или JaCarta SE2.
Подготовка рабочего ПК и установка УТМ
Транспортный модуль распространяется бесплатно, его можно скачать после авторизации на сайте egais.ru. Перед загрузкой убедитесь, что на рабочем компьютере установлены актуальные дата и время. Рекомендуется на время деактивировать антивирусный софт, брандмауэр Windows и отключить другие USB-носители.
Для фиксации документов в ЕГАИС универсальный модуль устанавливает защищенное соединение, а для этого нужен RSA-ключ. Компонент предоставляется ФСРАР и устанавливается на тот же USB-токен, что и электронная подпись. Для получения RSA-ключа авторизуйтесь в ЛК на сайте egais.ru, нажмите кнопку «Получить ключ доступа».
В качестве браузера для работы с ЕГАИС можно выбрать Internet Explorer (MSIE) или Google Chrome. Во втором случае требуется инсталлировать расширение CORS.
Как установить транспортный модуль:
- Запустить дистрибутив ПО под правами администратора.
- Указать папку для сохранения утилиты. Как правило, модуль устанавливается на системный диск в каталог UTM (C:\UTM).
- После инсталляции нажать «Завершить».
- Подсоединить USB-токен к ПК и ввести его пароль (выдается удостоверяющим центром). Важно, чтобы в этот момент к компьютеру не были подключены другие флешки.
- Выбрать сертификат КЭП, который будет использоваться для подписания документов в ЕГАИС.
На завершающем этапе необходимо ввести PIN-код от хранилища ключей, чтобы начать установку компонентов модуля, и нажать «Далее». Если все сделано правильно, появится уведомление об окончании установки, а на рабочем столе отобразится иконка УТМ-агента.
Как проверить УТМ
Перед тем как проверить работу УТМ ЕГАИС, необходимо запустить программу:
- Подсоединить USB-носитель к компьютеру.
- Нажать на иконку УТМ-агента на рабочем столе.
- Выбрать команду «Запустить».
Предусмотрено два способа, как проверить УТМ:
- Правой кнопкой мыши нажать на иконку модуля и выбрать пункт «Домашняя страница».
- Перейти напрямую на страницу проверки работы УТМ https://localhost:8080.
Если универсальный модуль активен, появится информация о версии программы.
Если УТМ не работает или не запущен, появится уведомление о том, что сайт localhost не позволяет установить соединение. В этом случае можно попробовать запустить программу вручную. При установке модуля в ОС регистрируются три системные службы УТМ:
Для ручной активации зайдите в Панель управления (в новых версиях Windows выбрать раздел «Система и безопасность») → «Администрирование» → «Службы». Далее необходимо поочередно выбирать службы в том порядке, как они перечислены выше, и команду «Запустить».
После включения всех служб их статус в строке «Состояние» поменяется с «Остановлена» на «Выполняется».
Проверка УТМ на онлайн-кассе
Универсальный модуль функционирует не только на компьютерах, но и на онлайн-кассах. Например, такая возможность предусмотрена для смарт-терминалов Эвотор. Алгоритм проверки:
- Включите кассу.
- На главном экране откройте раздел «Настройки».
- Зайдите во вкладку ЕГАИС.
Если модуль активен, на странице настроек будет стоять статус «УТМ на терминале». Также здесь можно уточнить количество чеков, не отправленных в ЕГАИС, информацию о сроке действия сертификата и ключа RSA.
Как устранить сбои после проверки УТМ в localhost 8080
В результатах проверки УТМ ЕГАИС не отражается причина ошибки — ее придется искать самостоятельно. В первую очередь, следует проверить настройки браузера. Порядок действий в MSIE:
- Зайти в «Свойства браузера».
- Открыть вкладку «Безопасность».
- Под строкой «Включить защищенный режим» и нажать кнопку «Выбрать другой».
- В окне «Параметры безопасности» поставить флажок под пунктом «Доступ к источникам данных за пределами домена».
- Подтвердить операцию нажатием кнопки «Да».
Для Google Chrome требуется перезапустить расширение CORS. Для этого зайдите в настройки браузера, найдите плагин, выключите и снова включите.
Как проверить УТМ ЕГАИС по лог-файлам
Все ошибки в процессе работы службы УТМ записывает в свои лог-файлы. В них хранится информация о возникших сбоях, посещениях и параметрах посещений сайта. При обнаружении сбоя (УТМ недоступен, выключается, теряет связь и т. д.) изучите лог-файлы служб Transport и Transport-Updater. Это обычные текстовые файлы, и открыть их можно в редакторе «Блокнот». Логи хранятся в папке UTM на системном диске С:
В документе будут отображены все действия, совершенные УТМ. Если есть какой-то сбой, о нем выводится подробная информация. Поскольку документ содержит большой объем данных, сразу перемотайте его к концу, чтобы увидеть последние операции, или выполните поиск по слову ERROR.
В качестве примера рассмотрим ситуацию. При проверке УТМ пользователь открыл лог-файл службы транспорта и увидел следующие сведения в конце документа:
В ходе проверки сертификатов ЭП выяснилось, что срок действия ключа истек. Для решения проблемы достаточно продлить сертификат или получить новую подпись. Переустанавливать транспортный модуль не придется.
Второй пример:
Ошибка Token has been removed свидетельствует о том, что модуль по какой-то причине не распознает ключ для ЕГАИС. Убедитесь, что токен подсоединен к ПК и на нем горит индикатор. Далее отсоедините носитель от компьютера и снова его подключите. Как правило, через пару минут проблема исчезает.
Другие ошибки УТМ
Рассмотрим несколько типичных проблем в работе универсального модуля и пути их решения:
Ошибка | Алгоритм действий |
Истек срок действия RSA-ключа | Авторизуйтесь на сайте egais.ru и отправьте запрос на продление |
Ошибка криптобиблиотек | Удалите и установите заново УТМ ЕГАИС |
Ошибка «Время ожидания истекло». Появляется при низкой скорости интернета | Проверьте работоспособность роутера. Если низкая скорость не связана с внешними факторами, а соответствует тарифу, рекомендуется подключить другой пакет или сменить провайдера |
Важно! Прежде чем переустановить модуль, необходимо сохранить неотправленные данные, так как в процессе обновления они будут удалены.
Если модуль не видит ЭП, сбой может быть связан не только с просрочкой ключей, но и с отсутствием драйверов на физический носитель. Дистрибутив можно скачать на сайте удостоверяющего центра, где был выпущен сертификат, или у разработчика.
Если УТМ не запускается после обновления, зайдите в конфигурационный файл (C:\UTM\transporter\conf\transport.properties) и проверьте список библиотек. Для 32-разрядных операционных систем он должен выглядеть так:
Для 64-разрядных:
После внесения корректив перезапустите службы УТМ (выключите и включите заново).
В других случаях не рекомендуется изменять файлы в папках UTM. Если пользователь внесет некорректные изменения, придется переустанавливать модуль.
Антивирусные программы часто препятствуют работе УТМ, принимая его за вредоносное ПО. Такая проблема характерна для компьютеров с Windows Defender (на 10-й версии он установлен по умолчанию). Нередко такие сбои возникают на ПК с антивирусом MS Security Essentials.
Для активации модуля восстановите файлы из карантина и добавьте УТМ в список исключений антивирусной программы.
Обновление транспортного модуля
Некоторые ошибки устраняются путем обновления ПО. Процедура выполняется автоматически — если значок программы на панели задач начинает мигать, значит пора обновиться. Кликните по ней и подтвердите согласие на дальнейшую установку.
Процессу обновления может помещать антивирусный софт или брандмауэр ОС, поэтому их необходимо на время приостановить. Если это не помогло, зайдите в систему под ролью администратора или перезапустите службы УТМ, как было описано ранее.
По завершении рекомендуется снова пройти на домашнюю страницу localhost:8080 и проверить работу УТМ.