С 1 января 2019 года произошли важные изменения в сфере госзакупок. Прежде всего все они должны проводиться в электронном виде, за исключением отдельных случаев, предусмотренных ФЗ-44 от 5.04.2013. Теперь для участия в госзакупках не нужно проходить аккредитацию на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), зато необходима регистрация в ЕИС. Там размещен Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ), в котором содержится информация обо всех зарегистрированных юридических и физических лицах. Ответственность за его создание и ведение возложена на Федеральное казначейство. Еще на этапе авторизации в ЕИС для госзакупок пользователям понадобится ЭЦП.
ЭЦП для госзакупок по ФЗ-44
Согласно ст. 5 ФЗ-44, для участия в госзакупках используется квалифицированная электронная подпись. Для ее получения нужно воспользоваться услугами аккредитованного УЦ, который сотрудничает с ЭТП. Причем выбирать следует подпись, специально предназначенную для работы на электронных площадках. Она содержит расширенный корневой сертификат УЦ, с которым «знакомы» ЭТП.
В Постановлении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 представлен перечень, состоящий из восьми ЭТП, используемых для госзакупок и торгов в соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-223. И хотя теперь не нужно проходить аккредитацию непосредственно на электронных площадках, именно там осуществляется процедура закупок, а также заключаются контракты.
Для получения доступа к электронным площадкам нужно получить и настроить:
- ЭЦП для госзакупок по ФЗ-44;
- программу Крипто Про;
- дополнительные программы, запрашиваемые определенной торговой площадкой.
Ключи для создания и проверки ЭЦП хранятся на защищенных носителях: токенах, дискетах, смарт-картах и других. Обычно они оплачиваются отдельно и имеют разную стоимость. В УЦ рекомендуют использовать специальные носители, имеющие высокий уровень защиты данных. Но по требованию клиента ключи могут записать на обычную флешку. В таком случае вся ответственность за сохранность информации ложится на плечи пользователя.
Поставщики товаров и услуг, если хотят принять участие в госзакупках, должны получить ключи для создания электронной подписи и сертификат в аккредитованном удостоверяющем центре. Что касается заказчиков (государственные и муниципальные организации и учреждения), им выдают усиленную КЭП в территориальном управлении Федерального казначейства. Алгоритм получения ЭЦП регламентирован Приказом ФК № 197 от 31.07.2015.
Крипто Про для госзакупок
Криптопровайдер используется для авторизации в ЕИС, а также для подписи электронных документов. Если рассматривать версии Крипто Про для госзакупок, стоит отметить, что в 2019 году актуальной является сборка 4.0. При наличии ключа к лицензии она обеспечивает пользователям широкие возможности:
- заверка заявки на участие в госзакупках (наделяет ее юридической значимостью);
- гарантирует подлинность;
- сохраняет целостность документов.
Скачать программы для установки и полноценного использования электронной подписи можно на сайте Крипто Про в Центре загрузок.
Прежде чем приступить к установке Крипто Про CSP 4.0 для госзакупок, убедитесь в следующем:
- все программы закрыты, а компьютер готов к перезагрузке;
- вход в систему совершен на правах администратора;
- используется операционная система Windows 7 и выше.
Далее рассмотрим инструкцию по настройке Крипто Про CSP 4.0.
Скачать Крипто Про 4.0 для госзакупок
В разделе «Продукты» на сайте Крипто Про выберите КриптоПро CSP, а затем скачайте требуемую версию. Новым пользователям придется зарегистрироваться на сайте, а тем, кто это сделал раньше, авторизоваться.
Четвертая версия Крипто Про CSP представлена в трех сборках: R3, R4 и R5. Последняя включает в себя ряд улучшений (отслеживание сроков действия ключей и прочее), но пока она не сертифицирована.
Выбрав подходящий продукт, кликните по его ссылке. Согласитесь с лицензионным договором и подождите, пока завершится загрузка. Перезагрузите компьютер.
Чтобы использовать Крипто Про для участия в госзакупках, придется дополнительно установить плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in (используется с июля 2018 года), Крипто Про CSP. Также понадобится установка корневых сертификатов Минкомсвязи, Федерального казначейства или коммерческого УЦ (в зависимости от того, кто выдал ЭЦП), а также личного сертификата.
Настройка Крипто Про CSP 4.0 для госзакупок
Настройка Крипто Про CSP 4.0 для госзакупок предполагает установку личного сертификата.
Сделайте следующее:
- Запустите скачанный Крипто Про 4.0. Перейдите во вкладку «Сервис», укажите на кнопку для установки личного сертификата.
- В следующем окне кликните на «Обзор».
- Выберите носитель или компьютер, найдите файл с сертификатом, выданным УЦ. Узнать его можно по расширению *.cer или *.crt. Нажмите «Открыть».
- Затем — «Далее».
- Установите отметку около надписи об автоматическом поиске контейнера. В поле ниже появится закрытый ключ, который соответствует устанавливаемому сертификату. Нажмите «Далее» в этом и следующем окне.
При успешном завершении установки кликните по кнопке «Готово». Также в конце придется ввести пароль, заданный при генерации.
Как настроить плагин Крипто Про ЭЦП Browser-plugin для госзакупок
С июля 2018 года для подписи документов на сайте ЕИС необходим плагин Browser-plugin. Также при его помощи можно заверять файлы, которые загружены с компьютера пользователя.
Рассмотрим подробно, как настроить плагин ЭЦП Browser-plugin для госзакупок.
Для установки плагина сделайте следующее:
- Запустите установочный файл.
- Нажмите на кнопку «Запустить» в открывшемся окне.
- Согласитесь с установкой плагина.
- Нажмите «Ок».
Плагин ЭЦП Browser-plugin установлен.
Настройка сертификата ЭЦП от Минкомсвязи для госзакупок
2019 год стал переходным для ЭП при утверждении нового стандарта. Поэтому в настоящий момент используется два вида корневых сертификатов Минкомсвязи: по ГОСТам 2001 и 2012. Выбирайте тот, который соответствует личному сертификату.
Скачайте корневой сертификат электронной подписи Минкомсвязи ГОСТ 34-10-2001 или ГОСТ 34-10-2012 для госзакупок. Появится табличка с предупреждением от системы безопасности. Нажмите «Открыть».
Далее начинается процесс установки:
- Нажмите «Установить сертификат».
- Выберите в окне мастера импорта «Локальный компьютер» в качестве места хранения. Нажмите «Далее».
- Нажмите на кнопку для помещения сертификатов в хранилище и кликните на «Обзор» для его выбора.
- Кликните по надписи «Доверенные корневые центры сертификации», подтвердите действие.
- Кликните «Далее», а потом — «Готово».
Об успешно проделанной работе уведомит сообщение.
Установка сертификата ЭЦП УЦ ФК для участия в госзакупках
Заказчикам при настройке ЭЦП для госзакупки придется установить сертификат УЦ ФК. Как и в случае с Минкомсвязи, используется два вида стандарта: ГОСТ 34-10-2001 или ГОСТ 34-10-2012. Скачайте файлы и приступайте к установке:
- Кликните правой кнопкой мышки по установочному файлу. Нажмите «Установить сертификат».
- Выберите «Локальный компьютер», нажмите «Далее».
- Укажите на соответствующую надпись для помещения сертификата в хранилище. Нажмите «Обзор».
- Установите отметку около надписи «Промежуточные центры сертификации», подтвердите.
- Кликните «Далее».
В последнем окне кликните по кнопке «Готово».
Электронная подпись 3.0 для госзакупок
Еще одна версия электронной подписи для участия в закупках по ФЗ-44 — ЭЦП 3.0 от СКБ Контур. Она открывает следующие возможности:
- действовать от лица заказчика и поставщика на ЭТП по ФЗ-44 и ФЗ-223;
- участвовать в аукционах по продаже имущества банкротов;
- вести электронный документооборот;
- получить банковскую гарантию и прочее.
Усовершенствование версии ЭП 2.0 связано с переходом госзакупок с НЭП на КЭП. Дополнительно пользователям предоставляется техническая экспертная поддержка и возможность перевыпустить сертификат, когда срок его действия еще не закончен.
Подать заявку на получение ЭЦП 3.0 можно на сайте Контур.
Как сделать ЭЦП для госзакупок: список документов для УЦ
Перед тем как сделать ЭЦП для госзакупок, нужно подготовить определенный перечень документов. Список следующий:
- паспорт пользователя;
- заявка на выпуск сертификата ЭП;
- ИНН;
- СНИЛС.
Если от лица руководителя организации или ИП выступает другое лицо, подготовьте доверенность, которая дает ему право действовать от имени владельца подписи.
Для подачи заявки на получение ЭЦП в Федеральном казначействе понадобится такой же пакет документов.
Приветствую,я владею небольшим агропромышленным холдингом и крайне хотел бы преобщится к благодатной ниве госзакупок.С ЭЦП предположим все ясно,а что еще нужно для старта в этой деятельности,так сказать входной мнимум?Может посоветуете какие нибудь профильные ресурсы или поделитесь собственным опытом?
То кассы введут, то маркировать товар нужно, к этому ко всему всякие приблуды для них покупать, программы тоже платные, государство только и умеет выжимать деньги из бизнеса