Автоматизация склада осуществляется с помощью программных и аппаратных средств. С одной стороны, она влечет за собой дополнительные расходы на внедрение программно-аппаратного комплекса. С другой, благодаря автоматизации бизнес-процессов эти траты будут компенсированы ростом доходности.
Автоматизация складского учета: основные задачи
Под складом понимают территорию для хранения материальных ценностей. Его используют оптовики, импортеры и другие ИП и организации, принимающие участие в товарообороте. Склад может быть структурным подразделением предприятия или работать отдельно, специализируясь на предоставлении складских услуг. Основные задачи, которые решает автоматизация складского учета:
- повышение эффективности труда сотрудников, увеличение скорости комплектации заказов;
- исключение ошибок при фиксировании складских остатков;
- быстрая и удобная инвентаризация;
- сокращение времени обслуживания клиентов;
- автоматическое формирование управленческих и финансовых отчетов;
- доступная статистика за любой период;
- удаленный контроль работы склада, что обеспечивают облачные сервисы.
Благодаря использованию средств и систем автоматизации можно эффективно управлять бизнес-процессами на складе. Если он — часть предприятия, используемый программно-аппаратный комплекс работает во взаимосвязи с другими структурными подразделениями.
Оборудование для автоматизации складской логистики
Если склад работает как отдельное предприятие, на его территории устанавливается онлайн-касса, которая используется при расчетах с клиентами, согласно требованиям законодательства. Если речь идет об одном из структурных подразделений фирмы, продажи там не осуществляются. Работа такого склада сводится к регистрации движения товара и фиксированию остатков. Для автоматизации складской логистики используется следующее оборудование:
- Сканер штрихкодов. Модели отличаются набором функций и ценой. Универсальные считывающие устройства предназначены для работы на стандартных складах. Аппараты с защищенным корпусом эксплуатируются в условиях повышенной влажности и запыленности. На складах желательно использовать беспроводную технику (АТОЛ SB 2109, Mercury 2200 P2D SUPERLEAD, Zebra DS2278), поскольку наличие провода создаст неудобства и ограничит площадь работы. На столе комплектации заказов разумнее установить стационарную модель сканера (АТОЛ D2, Honeywell 7580G, Vioteh VT3400). При работе с маркированными товарами потребуется сканирующее устройство, способное распознавать коды Data Matrix.
- Терминал сбора данных. Отличается от сканера возможностью не только считывать, но и обрабатывать данные, а также сохранять их в памяти. ТСД представляют собой мини-компьютеры с процессором, экраном, сенсорной или механической клавиатурой, предустановленной операционной системой. Высокопроизводительное оборудование подходит для обработки большого объема информации, отличается быстрым считыванием кодов, даже мелких и умеренно поврежденных. Бюджетные модели имеют ограниченную функциональность и подходят для работы на небольших складах. У отдельных видов ТСД корпус защищен от влаги и пыли. Известные модели: АТОЛ Smart.Lite, Urovo DT40, Zebra TC72 и другие.
- Принтер этикеток. Используется не так часто, как сканер, поскольку маркировкой товаров занимаются на производстве, и на склад продукция поступает уже со штрихкодами. Но время от времени в печати этикеток может возникнуть необходимость. В большинстве случаев подойдет стандартный настольный принтер (Godex G500, Citizen CL S621), выдающий до 1 000 печатных форм за смену. Если требуется формировать больше этикеток, потребуется более производительное устройство. Например, промышленный принтер Brother PT-E550WVP, Datamax I-4212e.
- Складские или торговые весы. Устройство для точного определения массы товаров. Может работать отдельно или подключаться к кассе, ПК. Модели: Масса-К 4D-PM-3-1000-RC, Масса-К 4D-PM-3-3000-RC.
- RFID-оборудование. Это устройства, работающие на радиочастотном электромагнитном излучении. Техника используется для считывания RFID-меток с упаковок товаров. Известные модели: CipherLab 1861, CipherLab 1862.
Набор оборудования для автоматизации подбирается в зависимости от требований и складских задач.
Мы готовы помочь!
Задайте свой вопрос специалисту в конце статьи. Отвечаем быстро и по существу. К комментариям
Программы для складского учета и электронного документооборота на складе
Для полноценной автоматизации складского учета и организации электронного документооборота на складе часто используются WMS-решения. Это информационная система управления складом, состоящая из трех уровней:
- Интерфейс — видимая для пользователя часть, используется для ввода, корректировки, удаления данных и проведения прочих операций.
- Сервер базы данных для хранения информации.
- Бизнес-логика для обработки информации, инициированной пользователем, и ее возврата в базу данных.
Различают следующие виды программ для учета товаров на складе:
- Корпоративные — разработанные специалистами того предприятием, где они используются.
- Низко- и среднебюджетные — готовые программные продукты с ограниченной функциональностью, ориентированные на малый и средний бизнес.
- Коробочные платформы — готовые решения, приспособленные к нуждам крупного бизнеса.
- Адаптивные платформы — сочетают функции готового и корпоративного решения, предназначены для решения сложных, уникальных задач конкретного предприятия.
Рассмотрим известное программное решение «из коробки».
«Мой склад»
Один из примеров коробочной платформы — «Мой склад». Все, что нужно для бизнеса, предусмотрено в одной системе: продажи, закупки, склад, финансовые расчеты. Основные функции:
- управление товарами и ценообразованием;
- работа с маркированными товарами;
- возможность работы на любом ПК или смартфоне, установка на кассах известных производителей (АТОЛ, Эвотор, ШТРИХ-М и других);
- работа в офлайн-режиме;
- печать документов, этикеток и ценников при использовании принтера;
- CRM для торговли;
- интеграция с CMS, CRM, рассылками, службами доставки;
- возможность экспорта данных в программу «1С:Бухгалтерия».
Производителем разработано мобильное приложение «Мой склад», позволяющее пополнять каталог товаров, просматривать заказы и отчеты о продажах, ставить задачи сотрудникам независимо от места пребывания владельца.
Автоматизация склада на базе «1С»
Условно программы для автоматизации склада подразделяются на те, которые работают на базе «1С», и те, что функционируют на основе других программных решений. Первые пользуются повышенным спросом. Компанией «1С» разработаны программные продукты для всех сфер и масштабов бизнеса. В том числе они помогают автоматизировать складскую работу, позволяют грамотно управлять процессами, совершенствовать и повышать их прозрачность, эффективность. Рассмотрим несколько программ для автоматизации учета товаров на складе, базирующихся на «1С».
«1С:Розница»
Программа позволяет работать сразу с несколькими организациями. Учет также выполняется в разрезе складов. В состав магазина их может входить несколько. В программе предусмотрены следующие виды складов: «Складское помещение», «Торговый зал», «Временное хранилище». Первый тип соответствует реальному складу, где хранятся товары от момента закупки у дистрибьютора или оптовика до отправки в торговые залы. Также оттуда можно продавать продукцию оптом юридическим лицам, проводя операции через программу.
«1С:УНФ»
Программа позволяет полностью автоматизировать учет на складе. Доступны следующие основные функции:
- приемка товаров, поступающих на склад;
- оформление перемещения складских запасов между подразделениями предприятия или факта передачи другой фирме;
- выполнение своевременного учета и получение необходимых данных для управления запасами;
- автоматическое формирование отчетности.
Осуществляется поддержка актуальных баз данных: обновление справочников номенклатуры, своевременное получение описаний товаров в обновленном формате, изображений, характеристик.
Как правильно вести учет материалов на складе
Прежде чем понять, как правильно вести учет материалов на складе, следует ознакомиться с основными процессами, происходящими на его территории. Складская работа формируется на трех основных составляющих:
- Приемка товара. Для этого используются накладные от поставщика, приходные документы, складские ордера, акты о приемке и списании груза и прочее. Благодаря автоматизации учета товаров на складе оборот документации осуществляется в электронном виде. Многие из них формируются автоматически, что позволяет избежать рутинной ручной работы.
- Складирование и хранение. Осуществляется автоматический контроль сроков годности товаров. Удобная инвентаризация позволяет вести точный учет остатков, своевременно выявлять расхождения.
- Транспортировка товара со склада в другое подразделение предприятия или со сменой владельца. Сканер штрихкодов быстро считывает средства идентификации с упаковок. Формирование документа на отгрузку товара происходит автоматически.
Раньше законодательство требовало вести бумажный журнал учета товаров на складе. В связи с повсеместной автоматизацией бизнес-процессов теперь он представлен и в электронной форме. Бизнесмен вправе самостоятельно выбирать форму заполнения. Но когда журнал заканчивается, его распечатывают на бумажном носителе, прошивают, заверяют подписью руководителя и хранят в течение 5 лет.
Журнал учета движения товаров на складе
Журнал учета движения товаров формируется по форме ТОРГ-18, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ № 132 от 25 декабря 1998 года. В него заносят данные из первичной документации (например, накладных). Журнал заполняют по приходу и расходу продукции с разбивкой по количеству, номенклатуре, цене, сорту.
Начиная с 2013 года, ф. ТОРГ-18 необязательна. Для ведения унифицированных документов законодательство допускает использование собственных форм, разработанных предприятием.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.