Система быстрых платежей (СБП) — сервис для приема оплаты за товары и услуги с помощью QR-кода (куайринг), кнопки или платежной ссылки. Кассиру не нужно просить у покупателя карту, использовать терминал для ее обработки, а бизнесмену тратиться на эквайринг. В зависимости от способа платежа клиент сканирует штрихкод камерой смартфона, переходит по ссылке или нажимает на кнопку и оплачивает покупку через мобильное приложение своего банка. После подтверждения операции покупателем деньги быстро поступают на расчетный счет компании.
Сервис СБП доступен для любого бизнеса — рассказываем, как подключить и настроить систему быстрых платежей.
Банки — участники СБП
Система быстрых платежей разработана Банком России и АО «Национальная система платежных карт» для улучшения качества финансовых услуг. ЦБ РФ — оператор и расчетный центр. НСПК — операционный платежный и клиринговый центр.
К СБП уже подключились более 200 банков (на июль 2022-го). Среди них — крупнейшие российские финансовые организации, такие как Сбербанк, Газпромбанк и другие. Большая часть предоставляет услуги бизнесу. Полный список банков-участников есть на сайте СБП.
Денежные операции осуществляются между любыми банками — участниками СБП. Например, если магазин подключил систему быстрых платежей в Сбербанке, клиент АКБ Приморье может оплачивать покупки в этой торговой точке по QR-коду.
Как подключить и настроить систему быстрых платежей для бизнеса
Чтобы подключить систему быстрых платежей для бизнеса, нужно:
- Оставить заявку в любом банке — участнике СБП, который предоставляет услуги ИП и юридическим лицам.
- Выбрать удобный способ приема платежей: по QR-коду, ссылке или кнопке.
Процедура подключения к СБП у разных банков может отличаться. Никакие соглашения с АО «Национальная система платежных карт» и ЦБ РФ заключать не нужно. Для получения денег от покупателей можно использовать открытый расчетный счет в любом банке — участнике СБП.
Среди всех способов приема платежей через СБП для офлайн-продаж больше всего подходит оплата по QR-коду. Он бывает:
- динамическим — генерируется для каждой операции, в нем уже содержится цена;
- статическим — формируется один раз, не содержит цену товара или услуги (при оплате покупатель вводит ее самостоятельно).
Статический QR-код удобен для малого бизнеса с небольшим потоком клиентов. Выпускается бессрочно. Наклейку с кодом нужно разместить на видном для покупателей месте.
Динамический QR-код подходит для точек с высокой проходимостью (например, супермаркетов). Кассир оформляет продажу на онлайн-кассе, выбирает способ оплаты через СБП и выводит штрихкод на дисплей (QR-кодов или покупателя), экран ККТ. Срок действия динамического кода варьируется от 5 минут до 90 дней и определяется компанией-продавцом.
Процесс приема платежей по QR-коду показан на картинке ниже.
Интернет-магазин и онлайн-сервис принимает оплату по ссылке или кнопке. Продавец размещает их на своем сайте. Покупатель нажимает на ссылку или кнопку и переходит в мобильное приложение своего банка для подтверждения платежа.
После проведения операции банк сразу информирует продавца о ее статусе. Данные о сумме, поступившей на счет, предоставляются в виде:
- callback-уведомления;
- SMS;
- уведомления на кассе или в мобильном приложении, онлайн-банке.
Способ информирования зависит от интеграции с ПО. Он указан в договоре, который заключает компания с банком — участником СБП.
Комиссия при приеме платежей через СБП
Размер комиссии в СБП зависит от вида бизнеса. Составляет 0,4 или 0,7 % от суммы платежа. Пониженную ставку используют:
- магазины, торгующие товарами повседневного спроса, лекарствами, БАДами;
- автосалоны;
- медицинские и образовательные учреждения;
- инвестиционные и пенсионные фонды;
- страховые, управляющие, транспортные компании;
- благотворительные организации;
- предприятия ЖКХ;
- организации, предоставляющие телекоммуникационные, почтовые, информационные услуги.
Сумма комиссии не может превышать 1 500 рублей за одну транзакцию.
До 31 декабря 2022 года банк возвращает комиссии за прием платежей через СБП представителям малого и среднего бизнеса. В первую неделю каждого месяца он передает данные в Минэкономразвития о суммах, уплаченных предпринимателями. Ведомство возвращает деньги банку, а тот — бизнесу.
Какие действуют ограничения по сумме платежей через СБП
При приеме платежей через СБП действует ограничение — максимальная сумма операции. Лимит — 1 млн рублей. Если покупатель платит больше, нужно разбить транзакцию как минимум на две. Других ограничений нет.
Итог. При подключении СБП бизнесмен получает определенные преимущества. Во-первых, куайринг выгоднее, чем эквайринг — комиссия 0,4% или 0,7 % против 2,3 % (среднее значение). Во-вторых, повышается лояльность покупателей — они получают дополнительный способ оплаты товаров и услуг. Транзакции через СБП полностью безопасны — QR-код выпускается самой системой и подделать его невозможно.
У меня интернет-магазин. Могу я вывести QR-код себе на сайт?
Добрый день! Да, вы можете сделать оплату по QR-кодам в интернет-магазине. Для этого нужно выбрать сервис для проведения платежей, заключить с ним договор и настроить интеграцию с онлайн-кассой.