По распоряжению Правительства №753 с 20.06 и до 30.11.2019 г. в России действует пилот по маркировке автошин и покрышек. Согласно распоряжению №792-р, 1 декабря эксперимент закончится, а идентификация этой группы товаров станет обязательной.
Мероприятие реализуется в рамках общей стратегии государства по усилению прослеживаемости потребительских товаров — табака, медикаментов, обуви, шуб, одежды, продуктов питания и др. Основная цель этой программы — сократить объем теневого рынка и снизить долю контрафакта на рынке.
В течение последнего месяца эксперимента предпринимателям предстоит подготовить свою аппаратно-программную инфраструктуру к началу обязательной маркировки шин. Как это будет функционировать, и что требуется от участников рынка, рассмотрим в статье.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Пилот по маркировке шин в 2019 году
Пилот по мониторингу шинной продукции был запущен для выбора оптимального инструмента контроля, которое будет соответствовать правилам маркировки, не приведет к удорожанию изделий и устроит всех представителей отрасли. Также по завершении пилота будут определены технические требования, необходимое оборудование и другие инструменты, которые потребуются для перехода на новые требования торговли. Эксперимент призван помочь участникам рынка адаптировать бизнес-процессы к работе с единой цифровой платформой, чтобы безболезненно перейти к обязательной маркировке шин с 01.12.2019 г.
Еще до запуска пилотного проекта на базе ЦРПТ была организована рабочая группа из продавцов, изготовителей, поставщиков и других представителей отрасли. В состав команды вошли такие известные предприятия как «Мишлен», «Нокиан Шина», «Гудиер Раша», «Татнефть-Нефтехим», «Бриджстоун СНГ» и др.
Участники группы рассмотрели несколько инструментов идентификации. применимых для шинной продукции: лазерная гравировка, этикетирование, RFID-метки. На момент написания этой статьи средство маркировки еще не выбрано. Но рабочая группа следит за ходом эксперимента и проводит апробацию выбранных инструментов на производстве. Кроме того, ЦРПТ активно взаимодействует с интеграторами и поставщиками оборудования, которые специализируются на отраслевых решениях. Экспериментальным методом определяются наиболее удобные условия перехода для всех участников.
Последние новости о маркировке шин с 2019 года
Обязательная маркировка распространяется на все виды пневматических резиновых автопокрышек и шин: зимние, летние и всесезонные. Маркироваться будут изделия с кодами ОКПД-2 — от 22.11.11 до 22.11.15, 22.11.20 и ТН ВЭД ЕАЭС 4011 (распоряжение №792-р). Требования распространяются на всю шинную продукцию: шины для автомобилей, спецтехники, авиации, велосипедов, мотоциклов и других видов транспорта.
На каждое колесо придется наносить уникальный код — с его помощью контролирующие органы будут отслеживать товар на всех этапах его реализации. После продажи конечному потребителю идентификатор выходит из оборота.
По предварительным данным для идентификации шин и автопокрышек будут использовать RFID-метки, но окончательный выбор еще не сделан. Это означает, что решение будет принято в кратчайшие сроки, и производителям придется подстраиваться под новые требования в последний момент. Судя по последним новостям о других пилотах, по маркировке шин с 2019 года участникам рынка дадут дополнительный временной отрезок, в течение которого процедура подключения будет добровольной. По общему правилу, такой период времени после внедрения обязательной маркировки составляет 2-3 месяца.
Председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин отметил, что при подключении к цифровой платформе для контроля автошин можно добиться совокупного дохода до 1 трлн рублей в годовом исчислении.
Автолюбители опасаются, что обязательная идентификация резиновых колес непременно приведет к удорожанию этих изделий. Но руководитель Минпромторга Д. Мантуров заверил, что существенного повышения цен не будет, поскольку производители и импортеры получат необходимую технику и ПО за счет оператора-ЦРПТ.
Как будет работать обязательная маркировка шин с 01.12.2019 года
С 1 декабря 2019 года требования маркировки будут действовать на всех изготовителей, импортеров и продавцов автошин. К этой дате уполномоченные органы уже выберут инструмент контроля и предоставят подробные методические указания для представителей отрасли. Общая схема и основные принципы отслеживания аналогичны всем остальным проектам по маркировке, они опираются на ФЗ №487 от 31.12.2017.
Оператор системы
Функция оператора возложена на ЦРПТ. С помощью единой информационной системы «Честный ЗНАК» (ЧЗ) он собирает, хранит и обрабатывает и анализирует информацию о передвижении товаров. Директор по развитию новых направлений ЦРПТ Дмитрий Скорчеллетти заявил, что оператор готов работать с любым инструментом идентификации, удобным для отрасли.
Отправка данных от продавца в ЦРПТ осуществляется через операторов фискальных данных. Все ОФД уже подготовлены к взаимодействию с электронной платформой отслеживания товаров.
Средства для идентификации
Эта тема вызывает массу вопросов у производителей пневматических резиновых шин. Участники рынка пока что тестируют три инструмента, которые могут быть использованы для обязательной маркировки шин с 2019 года.
- Лазерная гравировка. Уникальный идентификатор наносится на покрышку с применением лазера. Изображение нельзя убрать или подделать — гравировка устойчива к повреждениям и внешним факторам, но технология относительно дорогая.
- RFID-чипирование. Это вариант уже показал свою эффективность при отслеживании меховых изделий и рассматривается в качестве основного для маркировки колес. На покрышку устанавливают радиочастотную метку. Чип хорошо защищен от перепадов давления, температур и механического воздействия. Есть порядка 10 способов крепления метки на колесо: изнутри, на боковину, на протектор, в виде этикетки, между слоями и т.д.
- Двумерный код формата DataMatrix. Это самый бюджетный, но при этом надежный инструмент. Благодаря криптографическим алгоритмам штрихкод невозможно подделать. Код можно считать с покрышки обычным 2D-сканером.
Самым оптимальным вариантом считаются двумерные штрихкоды, 2D-сканеры есть практически в каждой организации, и стоят они сравнительно недорого. Но по надежности и износостойкости этот вариант уступает более дорогостоящему RFID-чипированию.
Какую информацию содержит идентификатор
Маркировка шин в 2019 году нужна для отслеживания товара и проверки его подлинности. Для этого в код зашифровывают ключевые сведения об изделии:
- название завода;
- страна производства;
- информация о компании-импортере;
- дата выпуска;
- технические параметры покрышки;
- срок эксплуатации и т.д.
Потребитель сможет самостоятельно проверить подлинность покупки. Для этого требуется установить на смартфон бесплатное фирменное приложение «Честный ЗНАК», доступное для скачивания в магазинах Google Play или App Store. С помощью камеры необходимо отсканировать код — сервис ЧЗ выгрузит сведения об изделии. Если покрышка не пробивается, значит она была продана нелегально. Об этом следует сообщить в систему.
Кого коснется маркировка шин в 2019 году
Основная обязанность по маркировке распространяется на отечественных изготовителей и предприятия, которые привозят продукцию из других стран.
В розничную сеть изделия поступают уже закодированными. Продавцам и дилерам придется наносить идентификаторы только в исключительных случаях:
- Покупатель вернул покрышку обратно в магазин. При реализации уникальный код выводится из оборота. Его нельзя использовать повторно — необходимо заказать из системы новый идентификатор.
- Код был поврежден или уничтожен. Это может случиться из-за порчи этикетки, метки или самой автопокрышки.
- Маркировка складских остатков. Если к моменту внедрения обязательной идентификации на складах останутся немаркированные запасы, коды придется проставить самостоятельно. На маркировку остатков предоставят предположительно до 3 месяцев дополнительного времени.
- Поврежденное колесо было передано другой организации, которая восстановила изделие и продает его как новый товар.
Во всех вышеописанных случаях продавцу необходимо сделать запрос на получение идентификатора в ЦРПТ.
Порядок обязательной маркировки шин
Окончательный алгоритм взаимодействия с единой информационной системой ЧЗ еще не отработан. Подробные указания будут опубликованы по окончании пилотного проекта. Но если учитывать опыт чипирования других потребительских товаров, предположительно цепочка отслеживания будет выглядеть следующим образом:
- Завод заказывает в системе ЧЗ идентификаторы на изготовленную партию, оплачивает заказ, наносит коды на изделия и сообщает оператору о вводе продукции в оборот.
- Оптовая компания сканирует коды и принимает изделия на баланс, регистрируя операцию в личном кабинете сервиса ЧЗ.
- Ритейлеры принимают партию автопокрышек у дилера и фиксирует факт приемки в сервисе электронного документооборота (ЭДО).
- Вывод товара и присвоенного ему кода из оборота осуществляется при продаже конечному покупателю. Под конечным покупателем понимается физическое или юридическое лицо, которое приобретает шину не для дальнейшей реализации. Автопроизводители тоже попадают под это определение. При продаже колеса в чеке отображается дополнительный реквизит — код маркировки. Данные отправляются из кассы ОФД, а оттуда — в ЧЗ.
После этого идентификатор «гасится» в общей системе и выбывает из оборота. Контролирующие органы следят за продукцией на каждом этапе товаропроводящей цепи.
Как перейти на обязательную маркировку шин с 2019 года
Для работы в госсистеме мониторинга товаров (ГИС МТ) пользователю потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись, выпущенная на имя руководителя предприятия (ИП). УКЭП нужна для создания учетной записи в сервисе ЧЗ — в нем предприниматели будут регистрировать все операции с маркированным товаром.
Регистрация в системе отслеживания шин не отличается от аналогичной процедуры для других товарных групп. Перейдите на сайт оператора и действуйте по инструкции:
- в открывшейся форме нажмите ссылку «Зарегистрируйтесь»;
- выберите сертификат УКЭП гендиректора — на странице появятся сведения об организации: название, ИНН, контактные данные;
- если информация не отобразилась, заполните пустые поля вручную;
- нажмите клавишу «Отправить заявку».
Сразу после подачи онлайн-заявки на e-mail придет подтверждение от оператора. А в течение 24-х часов вы получите ответ с результатом рассмотрения заявки и ссылкой на вход в личный кабинет.
При первой авторизации в ЛК необходимо заполнить профиль:
- статус компании: является ли она производителем (импортером) или нет;
- название оператора ЭДО (если договор с такой организацией уже заключен);
- товарная группа для маркировки (в нашем случае — автошины и покрышки).
В ЛК можно добавить лиц, имеющих право просматривать и подписывать документы в ГИС. Для этого кликните по клавише «Добавить пользователя», а затем «Загрузить сертификат». Выберите из списка электронную подпись и подтвердите операцию.
Для каждого сотрудника, который будет работать в системе, придется приобрести УКЭП.
Вам будет интересно: ЦРПТ: официальный сайт и маркировка отдельных видов товаров
Что нужно для обязательной маркировки зимних шин
Список аппаратных и программных средств для маркировки шин в 2019 году будет сформирован по результатам пилотного проекта. Возможно, участники рынка не понесут дополнительных расходов, и все необходимое оснащение будет предоставлено за счет оператора ЦРПТ. Технические требования будут зависеть от выбранного средства идентификации. Однако, уже сейчас можно перечислить инструменты, которые потребуются представителям отрасли независимо от результатов пилота.
Онлайн-касса
У каждого розничного продавца, реализующего автошины и покрышки, должен быть кассовый аппарат, который передает фискальные данные ОФД в режиме онлайн. Это может быть смарт-касса Эвотор, POS-терминал или полноценная POS-система с фискальным регистратором — выбор оборудования зависит от формата торговли, ассортимента и объема продаж.
Для торговли маркированными изделиями онлайн-касса должна поддерживать тег 1162 «код товара». После регистрации продажи ККТ отправляет информацию ОФД, а оттуда данные передаются в ЦРПТ. Все операции регистрируются в режиме онлайн, поэтому на предприятии должна быть организована система бесперебойной интернет-связи. Доступ ККТ к интернету может быть реализован разными способами: по Wi-Fi, Ethernet или через 3G.
Система электронного документооборота
После подключения к ГИС МТ у производителей, дистрибьюторов и продавцов покрышек появятся новые обязанности — отчитываться в систему о каждой операции с маркированной продукцией:
- заказ кодов для идентификации;
- выпуск;
- отгрузка оптовику;
- прием партии на склад;
- возврат поставщику;
- перемаркировка;
- продажа, вывод из оборота и т.д.
Всем участникам отрасли придется взаимодействовать не только с сервисом ЧЗ, но и друг с другом. Взаимодействие осуществляется через систему ЭДО — это обязательный инструмент для подключения к маркировке (для любой группы товаров). Именно через сервис ЭДО фиксируется факт передвижения товара из одной точки в другую. При отгрузке товара оптовик составляет универсальный передаточный документ (УПД). А розничный продавец после проверки отгруженной партии должен подтвердить факт приемки или инициировать возврат. И все эти операции проходят через ЭДО.
Предпринимателям необходимо заключить договор с любым из операторов электронного документооборота: СКБ Контур, Тензор, Такском и др. Полный перечень операторов можно уточнить на сайте ФНС. Некоторые компании предлагают выгодные пакеты для одновременного подключения услуг ЭДО и передачи фискальных данных в налоговую. После заключения договора требуется интегрировать систему ЭДО со своей товароучетной программой.
Руководителям организаций необходимо заранее обучить своих сотрудников работе с цифровой платформой мониторинга. Соответствующие инструкции должны получить кассиры, кладовщики, логисты и другие уполномоченные лица, которые будут отправлять данные в ЧЗ.
Рабочее место
Персональный компьютер сотрудника, ответственного за отчетность в ЧЗ, должен соответствовать определенным требованиям. На нем должны быть установлены:
- сертификаты ключей УКЭП;
- криптографическое ПО — КриптоПро CSP не ниже 4.0 или Рутокен;
- плагин для корректной работы браузера — Рутокен или CryptoPro Browser Plug-in 2.0.
Сервис ЧЗ функционирует на операционных системах Windows (от 7-й версии), MacOS x 10.8 и выше. Он совместим с любыми современными браузерами: Chrome 70, Firefox 60, Internet Explorer 11, Сафари 12 или новее.
Дополнительное оборудование
Если для идентификации будет выбран код DataMatrix, продавцам придется приобрести 2D-сканер. Для этого подойдут лазерные аппараты и имиджеры, стационарные и ручные, проводные и беспроводные устройства, поддерживающие технологию сканирования двумерных кодов. Лазерные модели более экономичные, а фотосканеры распознают штрихкоды даже на поврежденных и загрязненных этикетках.
Если в качестве идентификатора выберут RFID-метку, производителям потребуется специальная машинка для проверки маркировки товара — RFID-считыватель. С его помощью можно оценить работоспособность полученных у эмитента RFID-чипов. Такое оборудование уже используют при маркировке шуб — в этом секторе для мониторинга товаров выбраны радиочастотные метки.
Также производителям понадобится регистратор эмиссии — программно-аппаратное средство для заказа идентификаторов. По аналогии с другими проектами это оборудование будет представлено за счет ЦРПТ.
Особое внимание следует уделить организации складского учета. Оптимизировать процессы приемки, инвентаризации, отслеживания складских остатков помогут терминалы сбора данных. Устройство можно интегрировать с программой товароучета, чтобы обмениваться документами в режиме реального времени. Разработчики ПО предлагают специальные приложения для ТСД, предназначенные для учета маркированной продукции. Например, программный модуль DataMobile Маркировка обеспечивает комплексную автоматизацию всех складских процессов. С помощью этой утилиты удобно сравнивать документы от поставщика с информацией из глобальной системы маркировки (поштучно или по группам).
Штрафы за неисполнение требований по маркировке шин в 2019 году
Система штрафных санкций за отсутствие маркировки пока находится в стадии разработки. Скорее всего штрафы за нарушение требований по идентификации автошин еще не будут действовать с 1 декабря 2019 года. Участникам отрасли наверняка дадут время, чтобы адаптироваться к изменениям и проработать на практике все нюансы. Будет ли предоставлен дополнительный период, и сколько он продлится, пока неизвестно.
На момент написания статьи уже точно известны объемы административной ответственности, которые распространяются на всех участников системы мониторинга.
Ст. 15.12 КоАП РФ предусматривает следующие размеры штрафов за производство товаров без идентификации или с нарушением порядка маркировки:
- должностные лица — от 5 до 10 тыс. руб.;
- юрлица — от 50 до 100 тыс. руб.
За реализацию немаркированной продукции, а также за хранение и транспортировку в целях дальнейшего сбыта:
- физлица — от 2 до 4 тыс. руб.;
- должностные лица компаний — 5-10 тыс. руб.;
- юрлица — от 50 до 300 тыс. руб.
Если нелегальный оборот товаров достиг особо крупного размера (свыше 1,5 млн. рублей), нарушителю грозит уголовная ответственность в виде штрафа, принудительных работ или лишения свободы сроком до 3 лет.
За последними новостями о маркировке шин следите в нашем блоге или на официальном портале ЦРПТ.