Маркировка обуви
Маркировка обуви
С 1 июля 2020 года на территории России вводится обязательная маркировка обуви.
С этой даты запрещается изготавливать, импортировать и продавать немаркированную обувную продукцию.
Если участник рынка впервые начал производить, импортировать или реализовывать обувь, он должен зарегистрироваться в системе маркировки не позднее чем через 7 дней с даты начала осуществления указанных видов деятельности.
Несоблюдение правил обязательной маркировки грозит штрафами и конфискацией неразмеченной продукции. Напоминаем! Предприятиям, продающим маркированные товары, нельзя использовать ПСН и ЕНВД.
Более подробноМаркировка обуви – что это такое?
Маркировка обуви – это присвоение каждой паре уникального идентификатора. По нему отслеживается движение товара. Обувную продукцию размечают 123-значными штрихкодами Data Matrix.
Почему Data Matrix?

Невысокая стоимость маркировочного кода –
50 коп. (без НДС).

Легкая читаемость.
Код распознается сканером
даже после частичного повреждения.

Data Matrix можно разместить на товарной бирке – при этом он содержит полный объем информации.
Какое оборудование нужно для маркировки обуви
Онлайн-касса поддерживающая тег 1162 | Частным производствам |
Оптовым предприятиям, дилерам |
Розничным продавцам |
Для расчетов с покупателями | ![]() |
![]() |
![]() |
Сканер штрихкодов для считывания 2D кодов | Изготовителям | Импортерам | Дилерам и оптовикам | Розничным продавцам |
Для чтения идентификаторов с бирок, коробок и логистических упаковок |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Принтер этикеток подходящий для маркировки | Изготовителям | Импортерам | Дилерам и оптовикам | Розничным продавцам |
Для разметки изготовленной обуви | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Для разметки импортного товара | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Для распечатки кодов логистических упаковок |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Для разметки остатков | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Терминал сбора данных со сканером 2D штрихкодов | Изготовителям и импортерам |
Дистрибьюторам и оптовикам |
Розничным торговым точкам |
Для складских операций | ![]() |
![]() |
![]() |
Для агрегации кодов в логистические упаковки |
![]() |
![]() |
![]() |
Для отгрузки партии товара | ![]() |
![]() |
![]() |
Для приема партии товара | ![]() |
![]() |
![]() |
Для сверки кодов в УПД и на упаковке |
![]() |
![]() |
![]() |
Защищенный USB-накопитель |
Изготовителям | Импортерам | Дистрибьюторам и оптовикам |
Рознице |
Для безопасного хранения ЭЦП | ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
подойдет для маркировки обуви
в течение 5 минут.
Как подготовиться к маркировке обуви
- Рознице потребуется купить новую кассу, готовую к работе с маркированными товарами, или обновить прошивку уже имеющегося оборудования.
- Получить квалифицированную цифровую подпись.
- Установить криптопровайдер для работы с ЭЦП.
- Убедиться в необходимости разметки товара.
- Подготовить рабочее устройство и обновить операционную систему для взаимодействия с веб-порталом ЦРПТ и системой «Честный ЗНАК».
- Создать учетную запись в системе маркировки обуви.
- Подключиться к ЭДО.
- Приобрести необходимое оборудование.
Обратите внимание:
- Производители получают доступ к регистраторам эмиссии маркировочных кодов, предоставляемым ЦРПТ безвозмездно с 01.10.2019.
- Изготовители и импортеры регистрируются в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».
- Дилеры, оптовики и розничные продавцы описывают остатки в личном кабинете системы мониторинга.
Маркировка остатков выполняется после их описания по упрощенной схеме в личном кабинете (ЛК) системы маркировки обуви.

Для разметки остатков вам обязательно потребуется принтер этикеток. Подходящую модель можно выбрать в нашем каталоге.
Какой обуви маркировка не нужна
- 1. находящейся на временном хранении;
- 2. образцам, в том числе выставочным, не предназначенным для продажи;
- 3. спецобуви, приобретенной учреждениями в личных нуждах;
- 4. конфискату;
- 5. ввезенной в РФ гражданином для личного использования;
- 6. изготовленной для вывоза на территории ЕАЭС;
- 7. при таможенном транзите;
- 8. при реализации магазинами Duty Free.
Штрафы за нарушение правил маркировки
Ответственность за нарушения правил маркировки товаров определена ст. 15.12 КоАП РФ. С 1 июля 2020 изготовление, хранение, перемещение и приобретение обувной продукции для дальнейшей реализации без идентификаторов повлекут штрафы.

Для граждан
От 2000 до 4000
рублей

Для должностных лиц и ИП
От 5000 до 10000
рублей

Для организаций
От 50000 до 300000
рублей
Вся нечипированная обувь конфискуется.
Примечание. П. 5 ст. 4.7 54-ФЗ вводит новый реквизит кассового чека – код товара (тег 1162), содержащий его идентификатор. С 01.03.2020 несоблюдение требования также грозит штрафными санкциями.

Для должностных лиц и ИП
От 1500 до 3000
рублей

Для компани
От 5000 до 10000
рублей
бизнеса под ключ!
в течение 5 минут.
Как работает маркировка обуви
Вытеснение с российского рынка недобросовестных участников товарооборота. Государство стремится оградить «белый» бизнес от давления нелегальных коммерческих структур, а потребителей – от приобретения контрафакта, контрабанды и фальсификата. Нанесение идентификаторов одинаково выгодно всем участникам товарооборота.

- - заказывает маркировочные коды;
- - размечает готовые изделия строго на производстве: на конвейерной линии или на своем складе;
- - отчитывается в систему мониторинга.

- - заказывает маркировочные коды;
- - наносит идентификаторы: на обувь, изготовленную за пределами ЕАЭС – до прохождения таможни перед выпуском продукции на российский рынок или для дальнейшего импорта; на обувь, изготовленную на территории ЕАЭС – до пересечения границы РФ;
- - отправляет сведения в систему мониторинга.

- - составляют универсальный передаточный акт (УПД) – бумагу с кодами со всех обувных коробок;
- - сопровождают партию товара УПД при отгрузке контрагентам – дистрибьюторам, оптовикам, розничным продавцам;
передают информацию в систему мониторинга.

- - принимают обувную партию от контрагента;
- - сверяют содержащиеся в УПД идентификаторы с кодами, нанесенными на обувные коробки;
утверждают УПД; - - через оператора ЭДО отправляют в систему мониторинга отчет о смене собственника и УПД с товарными кодами.

- - принимает от граждан (например, частных мастеров) немаркированную обувь на реализацию;
- - заказывает идентификаторы;
- - размечает ими товары;
- - отчитывается в систему мониторинга.

- - сканирует маркировочный код с обувной коробки при продаже;
- - сведения вносятся в чек и отражаются в строке кода товара;
- - касса пересылает ОФД цифровой вариант чека;
- - ОФД информирует систему мониторинга о выводе товара из оборота.

- - получает информацию о покупке из чека, сформированного кассой продавца;
- - узнает сведения о приобретенной обуви, отсканировав код через мобильное приложение «Честный ЗНАК».
Система маркировки обуви

«Честный ЗНАК» – информационный веб-портал ЦРПТ: на сайте предусмотрена форма переадресации пользователя на регистрационную инструкцию со ссылкой на страницу системы маркировки обуви.

Участники обувного товарооборота непосредственно на сайте «Честный ЗНАК» личный кабинет (ЛК) не регистрируют. Для создания учетной записи им нужно перейти на веб-портал ЦРПТ по ссылке markirovka.crpt.ru/register и, следуя интерактивным подсказкам, выполнить все инструкции оператора.
Программное обеспечение нового участника должно соответствовать следующим требованиям:
- 1. Операционные системы Windows 7 / OS X 10.8 или моложе.
- 2. Веб-обозреватель Google Chrome 70 / Mozilla Firefox 60 / Internet Explorer 11 / Safari 12.
- 3. Плагин для браузера КриптоПро / Рутокен.
- 4. Криптопровайдер, поддерживающий ГОСТ 34.10-2001/34.11-2012 и 28147-89 (КриптоПро CSP 3.6.7 и выше, Рутокен или ViPNet).

Через наш каталог можно заказать КриптоПРО CSP версий 3.6 и выше. В наличии все виды лицензий: годовая и бессрочная (на одно рабочее место), серверная (бессрочная, на неограниченное количество рабочих мест).
Перед заказом и получением идентификаторов для новой обуви ее потребуется описать. Изделия описываются изготовителем или импортером в ЛК «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Для этого нужно стать участником Ассоциации:
- 1. заполнить электронную заявку на вступление в ГС1 РУС по ссылке app.gs1ru.org;
- 2. дождаться ее одобрения, получив на указанный в ней e-mail копию, проверенную экспертом ГС1 РУС;
- 3. распечатать документ, подписать его и отправить курьером или почтой на адрес Ассоциации;
- 4. дождаться письма, пересылаемого на e-mail и содержащего данные учетной записи нового участника ГС1 РУС.
Кто и когда маркирует обувь
Кто маркирует | Что маркирует | Сроки обязательной маркировки обуви |
Изготовители | Всю выпускаемую продукцию | 01.07.2020 |
Импортеры | Обувь, предназначенную для ввоза на территорию России с целью дальнейшей реализации |
До 01.08.2020 |
Товарные остатки, приобретенные до 01.08.2020, но ввозимые в Россию после этой даты |
До 01.08.2020 | |
«Оптовики», дистрибьюторы, розничные продавцы |
Немаркированные складские остатки, приобретенные до 01.07.2020 |
До 01.09.2020 (при наличии бумаг, подтверждающих покупку) |
Как описывать товар
Виды описаний обувных пар:
- - Подробное – требуется для описания новых изделий и публикуется на веб-портале ГС1 РУС.
- - Упрощенное – необходимо для описания складских остатков и создается в ЛК системы мониторинга.

Атрибуты для ГС1 РУС:
- - ИНН;
- - модель;
- - государство-производитель;
- - вид обувной пары;
- - тип материалов подошвы, верха и подкладки;
- - товарный знак;
- - цвет;
- - размер в метрической системе обуви;
- - этикеточное название;
- - первые 4 символа кода ТН ВЭД ЕАЭС.

Атрибуты для системы «Честный ЗНАК»:
- - ИНН;
- - вид обувной пары;
- - первые 2 символа кода ТН ВЭД ЕАЭС;
- - способ ввода изделия в оборот – импортировано/сделано в РФ.
Как выводить обувь из оборота
Под выводом обуви из товарооборота понимают:
- - продажу конечному потребителю на кассе розничного магазина;
- - возврат комиссионером нереализованных товаров гражданину;
- - продажу, в том числе оптовую, компаниям и предпринимателям для собственных и корпоративных нужд;
- - изъятие;
- - списание;
- - уничтожение или безвозвратную утрату;
- - экспорт.
При удаленных продажах выбытие оформляется не позднее 3 суток с даты отгрузки продукции со склада.

Онлайн-магазины фиксируют выбытие обувной продукции из товарооборота при отправке заказа в службу доставки. Другой способ: курьер сканирует идентификатор при вручении товара конечному покупателю (его онлайн-касса должна поддерживать тег 1162).
Если конечный потребитель возвращает товар без идентификатора, розничный продавец обязан его перемаркировать:
- - отчитаться в ЛК системы мониторинга о возврате;
- - запросить новый идентификатор, оплатить, получить, распечатать и повторно промаркировать им обувную пару;
- - ввести ее в товарооборот через ЛК системы маркировки.
Если код маркировки обуви испорчен или утрачен, предусмотрен тот же порядок действий.
Предприятия, приобретающие партии профессиональной или спецобуви, например, заводы, строительные и монтажные компании, авиаперевозчики, больницы отправляют в систему мониторинга документацию, подтверждающую смену собственника продукции.
Процедура предусматривает применение УПД, включающего:
- - идентификаторы обуви или логистической упаковки;
- - способ вывода из товарооборота – «продажа для применения в личных нуждах»;
- - ИНН продавца;
- - дату покупки;
- - цену партии чипированной обуви с НДС – указывается в соответствии со сведениями, отраженными в первичной документации;
- - наименование, номер и дату бумаги, подтверждающей приобретение обувной партии.

Расскажем и вовремя сообщим обо всех нововведениях.
Каждые две недели честный обзор нового
кассового
оборудования и программного обеспечения.
Мы заботимся о своих клиентах 24/7!
Ответим на вопросы, посоветуем
лучшее
оборудование,
решим технические сложности.
