Федеральный оператор по продаже, подключению и обслуживанию контрольно-кассовой техники

Выберите свой город
Круглосуточно, без выходных

Заказать обратный звонок

Всё об электронной подписи

Электронная подпись (ЭП) — аналог рукописной подписи. Например, чтобы зарегистрировать кассу в ФНС, вы должны пойти в налоговую и написать заявление.

С электронной подписью можно сделать то же самое, но через интернет — и никуда ходить не нужно. С ее помощью люди подают заявления, сдают отчеты, обмениваются документами. И все эти операции имеют юридическую силу.

Более подробно

Главное

  • Квалифицированная подпись — для работы с онлайн-кассой, сдачи отчетов и доступа к государственным сайтам.
  • Покупайте подпись только в центре, аккредитованном минкомсвязи.
  • Для ЕГАИС нужна JaCarta. Работать в личном кабинете ФНС с ней нельзя.
  • Выбирайте возможности подписи под себя. Не покупайте лишний функционал.
  • Установите КриптоПро, чтобы использовать подпись.
  • Потеряли флешку — заявите в удостоверяющий центр.

Что такое электронная подпись

Это информация, которая прикрепляется к электронному документу. Договор, который вы подпишете этой подписью, будет иметь такую же юридическую силу, как и бумажный. Например, если одна из сторон не соблюдает условия сотрудничества, с таким документом можно идти в суд.

Это ваша рукописная подпись, но в интернете. И у нее есть ряд функций.

Подтверждает автора

У злоумышленников не получиться отправлять документы от вашего имени.

И наоборот. Если документ подписали именно вы, получатель будет уверен в этом на 100%.

Защищает от подделки

Если вы подписали и отправили документ, то злоумышленники не смогут его изменить или подделать.

Подтверждает целостность

Вы узнаете, если ваш клиент подписал документ, а потом исправил в нем информацию: случайно или специально.

Какие бывают электронные подписи

Существует три вида электронных подписей.

Простая

Вы подтверждаете свои действия с помощью паролей или кодов. Основная задача — установить личность.

Пример: вы входите на сайт и вводите свои логин и пароль — это простая электронная подпись.

Усиленная неквалифицированная

Документ подписывается с помощью специальной шифровальной программы и криптографического ключа. Эта подпись более надежная, чем «простая». Она подтверждает личность автора и гарантирует, что документ не изменили после того, как подписали.

Усиленная квалифицированная

Работает по такому же принципу, как и неквалифицированная. Есть лишь 2 отличия:

  • шифровальную программу одобряет ФСБ;
  • подпись выдает удостоверяющий центр, аккредитованный минкомсвязи.

В 95% случаев используется усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП): для работы с госуслугами, отправки отчетов в ФНС или электронных торгов.

Поэтому дальше в статье под понятием «электронная подпись» мы будем подразумевать именно квалифицированную электронную подпись (КЭП).

Раньше в законе использовалось понятие «электронно-цифровая подпись» (ЭЦП), сейчас его заменили на «электронная подпись». Так что эти два определения — одно и то же.

Для регистрации онлайн-кассы или работы с ЕГАИС нужна квалифицированная электронная подпись.

Для чего нужна электронная подпись

Для электронных торгов и аукционов

Электронная подпись нужна для любых закупок: коммерческих или государственных. Без нее нельзя оставлять заявки или подписывать контракты.

Работать с госуслугами

Оформить ИП или подать заявление на паспорт. Оплатить штраф в ГИБДД или зарегистрировать автомобиль.

Сдавать отчеты

Отправлять декларации о доходах в ФНС или отчеты об алкоголе в ЕГАИС. Также подпись нужна для взаимодействия с сайтами пенсионного фонда или Росстата.

Электронный документооборот

Вы можете отправлять документы внутри своей компании, или за ее пределы. Электронная подпись гарантирует конфиденциальность и неизменность документов.

Как работает электронная подпись

Чтобы подписать документ, необходимо 3 вещи.

Закрытый ключ

Уникальный код, который нужен, чтобы создать подпись документа.

Его знаете только вы. Он гарантия того, что подпись не подделают и не взломают.

Программа-шифратор

Шифрует документы и подписывает их.

На основе закрытого ключа программа формирует уникальную подпись для каждого документа.

Сертификат

Документ, который подтверждает то, что подпись принадлежит именно вам.

Также в нем содержится открытый ключ, чтобы получатель мог проверить подписанный документ.

КриптоПро — шифровальная программа одобренная ФСБ

Как подписывается документ

  • Программа преобразовывает документ в строку символов. Алгоритм работает так, что разные документы преобразуются в разный набор символов, а одинаковые — в одинаковый.
  • Полученная строка называется хеш. А процесс преобразования — хеширование.
  • Программа зашифровывает хеш с помощью закрытого ключа. Процесс можно представить в виде того, что хеш кладется в коробку и закрывается на замок. Это и есть электронная подпись.
  • Вы отправляете документ, прикладываете к нему зашифрованный хеш и сертификат, в котором указаны ваши контактные данные.

Как получатель проверяет подлинность подписи

  • Получатель уверен в том, что именно вы подписали документ, потому что вместе с документом ему приходит сертификат.
  • Получатель хеширует документ также, как и вы до этого.
  • Подпись расшифровывается с помощью открытого ключа из сертификата. В результате получатель видит хеш, который вы отправили вместе с документом.
  • Получатель сравнивает ваш хеш и тот, который получился у него. Если они одинаковые, то документ не меняли и он имеет юридическую силу.

Как выбрать КЭП

Существует несколько десятков разновидностей подписей. Чтобы выбрать то, что вам нужно, смотрите на 2 основных параметра.

Возможности подписи

Нет одной подписи, которая подходила бы для всего сразу. Для доступа к госуслугам нужна одна КЭП, а для торгов — другая. Одну подпись можно использовать на нескольких торговых площадках, а другую только на одной конкретной. Поэтому обратите внимание на то, чтобы подпись, которую вы покупаете, соответствовала вашим потребностям.

Также нет смысла покупать лишний функционал. Если вы хотите только зарегистрировать кассу в ФНС, не нужно платить за доступ к росаккредитации.

Цена

Каждый удостоверяющий центр назначает цены сам. Одна компания — крупная и популярная, другую никто не знает. У кого-то хорошая техподдержка, у кого-то слабая. Поэтому перед тем как покупать подпись, изучите все варианты.

Обратите внимание!

Выбирайте продавца только на сайте минкомсвязи

Также на цену влияет комплектация подписи и ее возможности.

Для физлиц, которым нужно работать с сайтом госуслуг, подпись стоит около 1.500 руб. А для юрлиц, которые хотят участвовать в торгах на всех площадках, подпись обойдется в 10.000–15.000 руб.

Стандартная квалифицированная электронная подпись стоит 2.000–3.000 рублей. Она дает возможность участвовать в госзакупках, сдавать отчеты и пользоваться сайтом госуслуг.

Для регистрации онлайн-кассы подойдет стандартная КЭП

Как получить КЭП

  1. Обратитесь в удостоверяющий центр. Это организация, одобренная минкомсвязи, которая имеет право выдавать электронные подписи. Свяжитесь с ними через сайт или посетите офис.
  2. Вам пришлют информацию, которая нужна для получения подписи: анкету заявления, перечень документов и их образцы. Также выставят счет на оплату. Если обращаетесь через сайт, вам ответят через 1–3 часа.
  3. Вы оплачиваете счет и собираете копии документов. На этом этапе вам не нужны оригиналы.

Для физлица

  • Паспорт;
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

Если заявитель получает подпись не на себя, нужна доверенность.
  1. После того, как вы оплатили счет и отправили копии документов, удостоверяющий центр все проверяет. Рассмотрение занимает 1–3 дня, но за 2000–2500 рублей можно ускорить этот процесс до 1 часа. Если с документами все в порядке, вас пригласят забрать свою подпись.
  2. Вы приносите в удостоверяющий центр оригиналы документов или заверенные копии.
  3. Вам выдают флешку (рутокен), на которую установлен ключ, сертификат и программа для создания подписи (не обязательно).

Что такое удостоверяющий центр

Это доверенное лицо, которое имеет лицензию от ФСБ. У этой организации несколько функций, связанных с электронными подписями.

Создает сертификаты

Центр выдает документ, в котором указаны все ваши контактные данные.

С помощью этого сертификата, получатель сможет проверить электронную подпись и убедится, что она принадлежит именно вам.

Распространяет подписи

Получить квалифицированную подпись можно только в удостоверяющих центрах.

Центр создает закрытый ключ и никому не сообщает его, кроме вас.

Обеспечивает проверку сертификатов

Центр ведет базу сертификатов.

Если вы получили документ, который подписан электронной подписью, то можете обратиться в центр и удостовериться, что сертификат и подпись отправителя действительно верные.

Электронная подпись для 54-ФЗ

Электронная подпись упрощает работу с онлайн-кассами. Чтобы подписать любой договор, нужно просто заполнить данные о себе и нажать одну кнопку.

Регистрация кассы через сайт ФНС

Вы можете отправить все документы через интернет и не нести кассу в налоговую. Если раньше регистрация занимала до 5 дней, то сейчас это можно сделать за 15 минут.

Работа с сайтом ОФД

Чтобы подписать договор с оператором фискальных данных, также нужна электронная подпись. Конечно, вы можете обратиться к партнеру ОФД и подписать договор на бумаге, но через интернет все проходит быстрее.

Электронная подпись для ЕГАИС

В онлайн-кассе все данные подписывает фискальный накопитель. А чтобы работать по ЕГАИС, нужна цифровая подпись. Вы покупаете ее на специальной флешке — JaCarta. С ее помощью подписываются все документы, которые касаются алкоголя, а потом отправляются в ЕГАИС.

Подпишитесь на рассылку

Расскажем и вовремя сообщим обо всех нововведениях.
Каждые две недели честный обзор нового кассового
оборудования и программного обеспечения.

Есть вопросы?

Мы заботимся о своих клиентах 24/7!
Ответим на вопросы, посоветуем лучшее
оборудование, решим технические сложности.

Задать вопрос