Ваш город - Работаем по всей России
Да, верноДругой городпродолжить работу
Маркировка шин и покрышек

Маркировка шин и покрышек

Полезная информация о том, как правильно маркировать шины и покрышки и работать с ними без ошибок и штрафов

С ноября 2020 г. стартовала обязательная маркировка автомобильных шин и покрышек для производителей и импортеров. До марта 2021 года все участники оборота обязаны были промаркировать остатки шин и покрышек. С января 2022 года появилась обязанность передачи сведений о движении товара посредством ЭДО.

Новые участники рынка подключаются к Честному ЗНАКу в течение 7 дней с начала коммерческой деятельности. В статье поясним, как это правильно сделать, расскажем кто и когда должен маркировать шины, какие штрафы положены за нарушение требований законодательства.

Что такое маркировка автомобильных шин

На автошины наносят идентификаторы Data Matrix. По желанию владельца допускается чипирование продукции RFID-метками. Участник рынка вводит продукт в оборот в личном кабинете (ЛК) на портале Честного ЗНАКа (ЧЗ). Логистический путь продукции прослеживается с помощью штрихкода.

Маркировка товаров под ключ
  • Удобно — вы получаете УКЭП, остальное делаем мы
  • Внедрение от 3 дней
  • Готовое решение под правила маркировки и 54-ФЗ

Предоставим персонального менеджера и обучим ваших сотрудников работе с маркировкой!

Подробнее Заказать звонок

Согласно действующим нормативным правовым актам РФ, маркировке подвергаются шины (сплошные или полупневматические) и пневматические покрышки, предназначенные для таких видов транспортных средств (ТС):

  • легковых авто;
  • мотоциклов и колясок, мотороллеров, мопедов;
  • квадроциклов;
  • автобусов;
  • троллейбусов;
  • грузовиков;
  • грузовых и сельскохозяйственных;
  • спорткаров;
  • автофургонов;
  • лесохозяйственных;
  • строительных и промышленных;
  • использующихся в горнодобывающем деле.

Не маркируются автопокрышки:

  • предназначенные для проведения испытаний;
  • используемые в качестве выставочных образцов;
  • находящиеся на временном хранении или под процедурой таможенного склада;
  • являющиеся иностранной гуманитарной помощью;
  • реализуемые в магазинах беспошлинной торговли;
  • хранимые на складе производителя;
  • перевозимые изготовителем по территории РФ до ввода в оборот;
  • арестованные, конфискованные;
  • подлежащие уничтожению, при хранении и транспортировке;
  • приобретенные гражданами для личного пользования;
  • возвращенные конечным потребителем, при условии, что есть документ, подтверждающий их возврат;
  • предназначенные для пользования дипломатическими представительствами;
  • принятые комиссионером на реализацию от граждан — только при их хранении;
  • помещаемые под таможенные процедуры для вывоза за пределы ЕАЭС;
  • находящиеся под таможенным контролем — только при транспортировке.

Из списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, также исключены:

  • велосипедные шины;
  • новые авиационные покрышки;
  • камеры из резины;
  • ободные ленты;
  • взаимозаменяемые протекторы.

Мы подготовили сервис, в котором вы можете проверить, нужно ли маркировать ваш товар:

  1. Перейдите на страницу проверки.
  2. Внесите в строку код продукции по ТН ВЭД.
  3. Нажмите кнопку «Проверить».

Сервис за секунды определит, подлежит ли товар обязательной маркировке.

Какое оборудование требуется для маркировки автошин

Для работы с маркированными шинами и покрышками участникам оборота нужен:

  • кассовый аппарат с поддержкой печати чеков с реквизитом «Код товара»;
  • защищенный USB-накопитель для хранения ЭП;
  • сканер двумерных штрихкодов, распознающий Data Matrix;
  • терминал сбора данных для автоматизации складских и торговых операций.

Также участникам оборота шин и покрышек нужен принтер, поддерживающий печать этикеток с идентификаторами. Его выбирают в соответствии с нуждами бизнеса:

  1. Изготовители и крупные импортеры пользуются термотрансферными принтерами этикеток промышленного класса. Печатный материал (этикет-лента) должна иметь специальный клеевой слой, обеспечивающий прочность крепления и устойчивость ярлыка к повреждениям на этапах движения продукции по логистической цепи.
  2. Опт и розница размечают остатки и перемаркируют товары с утерянными или поврежденными кодами. Им подойдут портативные или стационарные компактные принтеры этикеток начального или среднего класса.

Важно. Обычные офисные принтеры не подходят для печати этикеток. Они будут недолговечными, а коды на них — плохо читаемыми для сканера. Для мелкой розницы можно приобрести бюджетное настольное устройство начального класса.

Как подготовиться к маркировке автошин

Для работы с шинами и покрышками рознице и опту нужно установить кассовый аппарат, поддерживающий работу с маркировкой, или обновить прошивку уже имеющегося. Также всем участникам оборота необходимо:

  1. Получить УКЭП.
  2. Установить криптомодуль для работы с ней.
  3. Обновить системный, прикладной и товароучетный софт согласно требованиям системы Честный ЗНАК.
  4. Подключиться к сервису ЭДО.
  5. Приобрести и установить необходимое оборудование.
  6. Зарегистрироваться в качестве участника в системе прослеживания.

Участники рынка обязаны подключиться к сервису ЭДО, обеспечивающему доставку универсальных передаточных документов (УПД) в ЧЗ. Пользователи, не заключившие соглашений с платными операторами ЭДО, могут безвозмездно использовать ЭДО Lite — сервис ЦРПТ. Им будет доступна документация, предназначенная только для работы с маркировкой.

Кроме того, производителям и импортерам нужно:

  1. Получить регистраторы эмиссии маркировочных кодов. ЦРПТ предоставляет их в бессрочное пользование на безвозмездной основе.
  2. Стать участником «ГС1 РУС».
  3. Получить GTIN — глобальный номер продукта, необходимый для генерации маркировочного кода, и описать товар.

Не хотите разбираться в тонкостях — звоните на номер +7 (800) 550-78-61. Ответим на вопросы и найдем решение. Консультация бесплатная.

Штрафы за несоблюдение правил маркировки автошин

Административная ответственность, согласно ст. 15.12 КоАП РФ:

За оборот товаров без маркировкиШтраф, тыс. р.
для граждандля должностных лицдля компаний
Изготовление5–1050–100
Реализация2–450–300

Уголовная ответственность за нарушение правил маркировки наступает согласно ст. 171.1 УК РФ:

Преступное деяниеШтраф, тыс. р.Лишение свободы
Изготовление, хранение, транспортировка и продажа изделий без маркировки:
в крупном размере100–300до 4 лет либо принудительные работы на тот же период
по сговору
групповые200–0,5 млндо 6 лет (со штрафом до 1 млн р.) либо принудительные работы сроком до 5 лет
в особо крупном размере

Крупный размер — это нарушения на сумму от 400 тыс. р., а особо крупный — от 1,5 млн р.

Как работает маркировка автошин

Этапы маркировки шин и покрышек:

  1. Изготовитель и импортер наносят штрихкод Data Matrix на товар и фиксируют операцию в Честном ЗНАКе.
  2. Изготовитель, импортер, оптовый и розничный продавец передают в ГИС МТ сведения о движении маркированного товара на каждом этапе логистической цепи.
  3. Розничный продавец принимает изделия только по УПД, после сканирования и сверки кодов, указанных в документе с фактически пришедшими от контрагента.
  4. Уникальные идентификаторы считывают сканером при продаже на кассе.
  5. Данные о реализации товара конечному потребителю поступают в Честный ЗНАК и оператору фискальных данных (ОФД), который передает их в ФНС.
  6. В ГИС МТ Data Matrix продукции выводится из оборота.

В момент продажи товара кассовое программное обеспечение обращается к Честному ЗНАКу для проверки кода маркировки. Если от ГИС МТ приходит сообщение о запрете продажи, то такой товар нельзя реализовать. Так работает разрешительный режим на кассе для шин и покрышек, который стартовал с апреля 2024 года. С 1 марта 2025 года кассир обязан проверять штрихкоды в офлайн-режиме.

Регистрация в системе Честный ЗНАК

ЦРПТ — единственный оператор системы маркировки. На информационном портале Честного ЗНАКа, принадлежащем ЦРПТ, размещены регистрационные ссылки, пользовательские инструкции и нормативная документация. Функциональность веб-сайта предусматривает встроенные интерактивные подсказки.

Чтобы создать ЛК, обновите софт в соответствии с требованиями:

  • КриптоПро ЭЦП Browser plug-in;
  • Windows 7 и выше или Mac OS X 10.8 или выше;
  • Google Chrome 90/Mozilla Firefox 91//Safari 14/Opera 78 или более поздние версии.

Заказ Data Matrix размещают в системе маркировки после описания продукции на портале «ГС1 РУС». Чтобы стать ее членом:

  1. Перейдите на официальный сайт Ассоциации.
  2. Заполните электронный бланк заявления и направьте его на проверку.
  3. Дождитесь документа, одобренного «ГС1 РУС». Приходит на email будущего участника.
  4. Распечатайте, подпишите бумагу.
  5. Отправить ее курьерской службой или почтой на физический адрес компании «ГС1 РУС».

Регистрационные данные пользователя придут в письме на email, указанный в заявлении.

Кто и когда маркирует автошины

Сроки маркировки шин и перечень участников их оборота, отвечающих за нанесение штрихкодов:

Участники оборотаЭтапыДаты
Изготовители и импортерыЗапрет на производство, импорт и прямые продажи оптовикам, дистрибьюторам и рознице немаркированных автошинС 01.11.2020
РозницаОтправка в ГИС МТ данных о продаже шин конечному потребителю и вывод их из оборотаС 01.11.2020
ИмпортерыМаркировка шин, приобретенных до 01.11.2020 и ввезенных на территорию РФ после этой датыС 15.12.2020
Оптовики, дистрибьюторы и розницаМаркировка складских остатков, нереализованных до 01.11.2020До 01.03.2021
Производители, импортеры, оптовые и розничные продавцыОбязательная передача через оператора ЭДО в Честный ЗНАК всех сведений об операциях, связанных с оборотом автошинС 01.01.2022

С 01.04.2024 стартовал разрешительный режим на кассах для шин и покрышек. С этого момента при реализации товара конечному потребителю кассовое программное обеспечение направляет запрос в Честный ЗНАК. ГИС МТ проверяет штрихкод и либо разрешает продажу, либо запрещает. Если же в течение 15 сек. ответ от Честного ЗНАКа не пришел на кассу, сотрудник может включить товар в чек. Правило действует только до 01.03.2025. С этой даты кассир обязан проверять коды в режиме офлайн.

Как описать товар

Описание составляют производители и импортеры. В нем указывают 14 обязательных атрибутов:

  1. ИНН.
  2. Товарный код.
  3. Наименование изделия.
  4. Код товарной подгруппы по ТН ВЭД ЕАЭС.
  5. Товарный знак (если есть).
  6. Модель автошин.
  7. Ширину профиля.
  8. Отношение высоты профиля к его ширине.
  9. Тип конструкции каркаса.
  10. Посадочный диаметр обода.
  11. Индекс нагрузки на шину (числовой показатель).
  12. Скоростная категория (буквами).
  13. Сезонность.
  14. Способ герметизации.

Разрешено добавлять к описанию фотоизображения товара.

Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.

Рассчитать стоимость
Подберем оборудование для работы с маркировкой шин
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

    Перезвоните мне!

    Отправляя форму вы принимаете условия обработки персональных данных.

    Как и куда наносить маркировочные коды

    Код Data Matrix и его элементы

    Код Data Matrix и его элементы

    Идентификаторы заказывают и получают в системе Честный ЗНАК. Коды Data Matrix в цифровом формате хранятся в ЛК пользователя в течение 90 дней с даты подтверждения их получения.

    Минимальный размер идентификатора — 20 × 20 мм. Стоимость — 50 копеек (без НДС).

    Автошины не имеют потребительской упаковки. Идентификатор наносится непосредственно на изделие. Область расположения штрихкода на автошине не регламентируется действующим законодательством РФ. По желанию владельца продукцию можно дополнительно маркировать с помощью гравировки или внедрения радиочастотного чипа (RFID-метки).

    Допускается агрегация идентификаторов в транспортную упаковку. После объединения товаров в партию и формирования логистической упаковки участник рынка самостоятельно генерирует код формата SSCC —18-значный номер с гарантирующим его уникальность префиксом «ГС1 РУС».

    Сведения в систему прослеживания передают через оператора ЭДО.

    Товароучетная программа пользователя должна быть интегрирована с ЧЗ.

    Выбытие автошин из оборота

    Причины вывода шин из оборота:

    • продажа на кассе розничной точки;
    • изъятие;
    • уничтожение, кража, порча и безвозвратная утеря;
    • списание бракованной продукции;
    • экспорт.

    Алгоритм действий, если покупатель возвращает товар с поврежденным маркировочным кодом или без него:

    1. Розничный магазин сообщает об этом в систему прослеживания.
    2. Запрашивает новый идентификатор.
    3. Принимает и оплачивает Data Matrix.
    4. Распечатывает и наносит этикетку на автомобильную шину.
    5. Повторно вводит товар в оборот в ГИС МТ.

    При утрате или порче штрихкода порядок действий аналогичный.

    Хотите настроить четкую работу с маркированными товарами и автоматизировать процессы — звоните на номер +7 (800) 550-78-61. Подберем решение под задачи бизнеса. Консультация — бесплатно.

    Оцените, насколько полезна была информация в статье?

    Наш каталог продукции

    У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
    кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.

    Посмотреть весь каталог

    Мероприятия

    Все мероприятия
    Налоговая реформа 2025
    Вебинар
    Налоги
    23 декабря 2024
    12-00 по Москве
    Екатерина Призимирская
    Екатерина Призимирская
    1
    Налоговая реформа 2025
    Все о новом налоговом режиме и другие нюансы
    Подробнее >>
    Вебинар
    Налоги

    Добавить комментарий

    вверх
    Подпишитесь на рассылку

    Вовремя сообщим и расскажем обо всех нововведениях.
    Каждый месяц — честный обзор нового кассового
    оборудования и программного обеспечения.

    Есть вопросы?

    Мы заботимся о своих клиентах 24/7!
    Ответим на вопросы, посоветуем лучшее
    оборудование, решим технические сложности.

    Задать вопрос
    Online-kassa.ru

      Мы хотим сделать Вам действительно лучшее предложение по цене!

      Наши менеджеры отлично разбираются в законодательстве и технике.Оставьте свой номер и мы быстро подберем лучшее решение по цене!

      Жду звонка!

      Отправляя форму вы принимаете условия обработки персональных данных.