С ноября 2020 г. стартовала обязательная маркировка автомобильных шин и покрышек для производителей и импортеров. До марта 2021 года все участники оборота обязаны были промаркировать остатки шин и покрышек. С января 2022 года появилась обязанность передачи сведений о движении товара посредством ЭДО.
Новые участники рынка подключаются к Честному ЗНАКу в течение 7 дней с начала коммерческой деятельности. В статье поясним, как это правильно сделать, расскажем кто и когда должен маркировать шины, какие штрафы положены за нарушение требований законодательства.
Что такое маркировка автомобильных шин
На автошины наносят идентификаторы Data Matrix. По желанию владельца допускается чипирование продукции RFID-метками. Участник рынка вводит продукт в оборот в личном кабинете (ЛК) на портале Честного ЗНАКа (ЧЗ). Логистический путь продукции прослеживается с помощью штрихкода.
Согласно действующим нормативным правовым актам РФ, маркировке подвергаются шины (сплошные или полупневматические) и пневматические покрышки, предназначенные для таких видов транспортных средств (ТС):
- легковых авто;
- мотоциклов и колясок, мотороллеров, мопедов;
- квадроциклов;
- автобусов;
- троллейбусов;
- грузовиков;
- грузовых и сельскохозяйственных;
- спорткаров;
- автофургонов;
- лесохозяйственных;
- строительных и промышленных;
- использующихся в горнодобывающем деле.
Не маркируются автопокрышки:
- предназначенные для проведения испытаний;
- используемые в качестве выставочных образцов;
- находящиеся на временном хранении или под процедурой таможенного склада;
- являющиеся иностранной гуманитарной помощью;
- реализуемые в магазинах беспошлинной торговли;
- хранимые на складе производителя;
- перевозимые изготовителем по территории РФ до ввода в оборот;
- арестованные, конфискованные;
- подлежащие уничтожению, при хранении и транспортировке;
- приобретенные гражданами для личного пользования;
- возвращенные конечным потребителем, при условии, что есть документ, подтверждающий их возврат;
- предназначенные для пользования дипломатическими представительствами;
- принятые комиссионером на реализацию от граждан — только при их хранении;
- помещаемые под таможенные процедуры для вывоза за пределы ЕАЭС;
- находящиеся под таможенным контролем — только при транспортировке.
Из списка товаров, подлежащих обязательной маркировке, также исключены:
- велосипедные шины;
- новые авиационные покрышки;
- камеры из резины;
- ободные ленты;
- взаимозаменяемые протекторы.
Мы подготовили сервис, в котором вы можете проверить, нужно ли маркировать ваш товар:
- Перейдите на страницу проверки.
- Внесите в строку код продукции по ТН ВЭД.
- Нажмите кнопку «Проверить».
Сервис за секунды определит, подлежит ли товар обязательной маркировке.
Какое оборудование требуется для маркировки автошин
Для работы с маркированными шинами и покрышками участникам оборота нужен:
- кассовый аппарат с поддержкой печати чеков с реквизитом «Код товара»;
- защищенный USB-накопитель для хранения ЭП;
- сканер двумерных штрихкодов, распознающий Data Matrix;
- терминал сбора данных для автоматизации складских и торговых операций.
Также участникам оборота шин и покрышек нужен принтер, поддерживающий печать этикеток с идентификаторами. Его выбирают в соответствии с нуждами бизнеса:
- Изготовители и крупные импортеры пользуются термотрансферными принтерами этикеток промышленного класса. Печатный материал (этикет-лента) должна иметь специальный клеевой слой, обеспечивающий прочность крепления и устойчивость ярлыка к повреждениям на этапах движения продукции по логистической цепи.
- Опт и розница размечают остатки и перемаркируют товары с утерянными или поврежденными кодами. Им подойдут портативные или стационарные компактные принтеры этикеток начального или среднего класса.
Важно. Обычные офисные принтеры не подходят для печати этикеток. Они будут недолговечными, а коды на них — плохо читаемыми для сканера. Для мелкой розницы можно приобрести бюджетное настольное устройство начального класса.
Как подготовиться к маркировке автошин
Для работы с шинами и покрышками рознице и опту нужно установить кассовый аппарат, поддерживающий работу с маркировкой, или обновить прошивку уже имеющегося. Также всем участникам оборота необходимо:
- Получить УКЭП.
- Установить криптомодуль для работы с ней.
- Обновить системный, прикладной и товароучетный софт согласно требованиям системы Честный ЗНАК.
- Подключиться к сервису ЭДО.
- Приобрести и установить необходимое оборудование.
- Зарегистрироваться в качестве участника в системе прослеживания.
Участники рынка обязаны подключиться к сервису ЭДО, обеспечивающему доставку универсальных передаточных документов (УПД) в ЧЗ. Пользователи, не заключившие соглашений с платными операторами ЭДО, могут безвозмездно использовать ЭДО Lite — сервис ЦРПТ. Им будет доступна документация, предназначенная только для работы с маркировкой.
Кроме того, производителям и импортерам нужно:
- Получить регистраторы эмиссии маркировочных кодов. ЦРПТ предоставляет их в бессрочное пользование на безвозмездной основе.
- Стать участником «ГС1 РУС».
- Получить GTIN — глобальный номер продукта, необходимый для генерации маркировочного кода, и описать товар.
Не хотите разбираться в тонкостях — звоните на номер +7 (800) 550-78-61. Ответим на вопросы и найдем решение. Консультация бесплатная.
Штрафы за несоблюдение правил маркировки автошин
Административная ответственность, согласно ст. 15.12 КоАП РФ:
За оборот товаров без маркировки | Штраф, тыс. р. | ||
для граждан | для должностных лиц | для компаний | |
Изготовление | — | 5–10 | 50–100 |
Реализация | 2–4 | 50–300 |
Уголовная ответственность за нарушение правил маркировки наступает согласно ст. 171.1 УК РФ:
Преступное деяние | Штраф, тыс. р. | Лишение свободы |
Изготовление, хранение, транспортировка и продажа изделий без маркировки: | ||
в крупном размере | 100–300 | до 4 лет либо принудительные работы на тот же период |
по сговору | ||
групповые | 200–0,5 млн | до 6 лет (со штрафом до 1 млн р.) либо принудительные работы сроком до 5 лет |
в особо крупном размере |
Крупный размер — это нарушения на сумму от 400 тыс. р., а особо крупный — от 1,5 млн р.
Как работает маркировка автошин
Этапы маркировки шин и покрышек:
- Изготовитель и импортер наносят штрихкод Data Matrix на товар и фиксируют операцию в Честном ЗНАКе.
- Изготовитель, импортер, оптовый и розничный продавец передают в ГИС МТ сведения о движении маркированного товара на каждом этапе логистической цепи.
- Розничный продавец принимает изделия только по УПД, после сканирования и сверки кодов, указанных в документе с фактически пришедшими от контрагента.
- Уникальные идентификаторы считывают сканером при продаже на кассе.
- Данные о реализации товара конечному потребителю поступают в Честный ЗНАК и оператору фискальных данных (ОФД), который передает их в ФНС.
- В ГИС МТ Data Matrix продукции выводится из оборота.
В момент продажи товара кассовое программное обеспечение обращается к Честному ЗНАКу для проверки кода маркировки. Если от ГИС МТ приходит сообщение о запрете продажи, то такой товар нельзя реализовать. Так работает разрешительный режим на кассе для шин и покрышек, который стартовал с апреля 2024 года. С 1 марта 2025 года кассир обязан проверять штрихкоды в офлайн-режиме.
Регистрация в системе Честный ЗНАК
ЦРПТ — единственный оператор системы маркировки. На информационном портале Честного ЗНАКа, принадлежащем ЦРПТ, размещены регистрационные ссылки, пользовательские инструкции и нормативная документация. Функциональность веб-сайта предусматривает встроенные интерактивные подсказки.
Чтобы создать ЛК, обновите софт в соответствии с требованиями:
- КриптоПро ЭЦП Browser plug-in;
- Windows 7 и выше или Mac OS X 10.8 или выше;
- Google Chrome 90/Mozilla Firefox 91//Safari 14/Opera 78 или более поздние версии.
Заказ Data Matrix размещают в системе маркировки после описания продукции на портале «ГС1 РУС». Чтобы стать ее членом:
- Перейдите на официальный сайт Ассоциации.
- Заполните электронный бланк заявления и направьте его на проверку.
- Дождитесь документа, одобренного «ГС1 РУС». Приходит на email будущего участника.
- Распечатайте, подпишите бумагу.
- Отправить ее курьерской службой или почтой на физический адрес компании «ГС1 РУС».
Регистрационные данные пользователя придут в письме на email, указанный в заявлении.
Кто и когда маркирует автошины
Сроки маркировки шин и перечень участников их оборота, отвечающих за нанесение штрихкодов:
Участники оборота | Этапы | Даты |
Изготовители и импортеры | Запрет на производство, импорт и прямые продажи оптовикам, дистрибьюторам и рознице немаркированных автошин | С 01.11.2020 |
Розница | Отправка в ГИС МТ данных о продаже шин конечному потребителю и вывод их из оборота | С 01.11.2020 |
Импортеры | Маркировка шин, приобретенных до 01.11.2020 и ввезенных на территорию РФ после этой даты | С 15.12.2020 |
Оптовики, дистрибьюторы и розница | Маркировка складских остатков, нереализованных до 01.11.2020 | До 01.03.2021 |
Производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы | Обязательная передача через оператора ЭДО в Честный ЗНАК всех сведений об операциях, связанных с оборотом автошин | С 01.01.2022 |
С 01.04.2024 стартовал разрешительный режим на кассах для шин и покрышек. С этого момента при реализации товара конечному потребителю кассовое программное обеспечение направляет запрос в Честный ЗНАК. ГИС МТ проверяет штрихкод и либо разрешает продажу, либо запрещает. Если же в течение 15 сек. ответ от Честного ЗНАКа не пришел на кассу, сотрудник может включить товар в чек. Правило действует только до 01.03.2025. С этой даты кассир обязан проверять коды в режиме офлайн.
Как описать товар
Описание составляют производители и импортеры. В нем указывают 14 обязательных атрибутов:
- ИНН.
- Товарный код.
- Наименование изделия.
- Код товарной подгруппы по ТН ВЭД ЕАЭС.
- Товарный знак (если есть).
- Модель автошин.
- Ширину профиля.
- Отношение высоты профиля к его ширине.
- Тип конструкции каркаса.
- Посадочный диаметр обода.
- Индекс нагрузки на шину (числовой показатель).
- Скоростная категория (буквами).
- Сезонность.
- Способ герметизации.
Разрешено добавлять к описанию фотоизображения товара.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Как и куда наносить маркировочные коды
Идентификаторы заказывают и получают в системе Честный ЗНАК. Коды Data Matrix в цифровом формате хранятся в ЛК пользователя в течение 90 дней с даты подтверждения их получения.
Минимальный размер идентификатора — 20 × 20 мм. Стоимость — 50 копеек (без НДС).
Автошины не имеют потребительской упаковки. Идентификатор наносится непосредственно на изделие. Область расположения штрихкода на автошине не регламентируется действующим законодательством РФ. По желанию владельца продукцию можно дополнительно маркировать с помощью гравировки или внедрения радиочастотного чипа (RFID-метки).
Допускается агрегация идентификаторов в транспортную упаковку. После объединения товаров в партию и формирования логистической упаковки участник рынка самостоятельно генерирует код формата SSCC —18-значный номер с гарантирующим его уникальность префиксом «ГС1 РУС».
Сведения в систему прослеживания передают через оператора ЭДО.
Товароучетная программа пользователя должна быть интегрирована с ЧЗ.
Выбытие автошин из оборота
Причины вывода шин из оборота:
- продажа на кассе розничной точки;
- изъятие;
- уничтожение, кража, порча и безвозвратная утеря;
- списание бракованной продукции;
- экспорт.
Алгоритм действий, если покупатель возвращает товар с поврежденным маркировочным кодом или без него:
- Розничный магазин сообщает об этом в систему прослеживания.
- Запрашивает новый идентификатор.
- Принимает и оплачивает Data Matrix.
- Распечатывает и наносит этикетку на автомобильную шину.
- Повторно вводит товар в оборот в ГИС МТ.
При утрате или порче штрихкода порядок действий аналогичный.
Хотите настроить четкую работу с маркированными товарами и автоматизировать процессы — звоните на номер +7 (800) 550-78-61. Подберем решение под задачи бизнеса. Консультация — бесплатно.