В ряде случаев владельцы онлайн-касс сталкиваются с тем, что не могут зарегистрировать или перерегистрировать ККТ на сайте ФНС через личный кабинет из-за того, что система не распознает адреса нахождения кассового оборудования - когда адреса ее установки нет в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС).
Рассмотрим, с чем это может быть связано и как разрешать возникшую проблему доступными способами.
В чем суть проблемы
Регистрация ККТ через личный кабинет осуществляется владельцем онлайн-кассы с помощью стандартизованного заявления на сайте ФНС.
Один из обязательных реквизитов данного заявления «Адрес установки (применения) ККТ».
Данный адрес берется из Федеральной информационной адресной системы (справочника ФИАС), т.е. его можно выбрать из существующих, которые занесены в базу.
При этом, бывает так, что фактический адрес применения онлайн-кассы отсутствует в справочнике ФИАС. Это может быть обусловлено разными факторами, например:
- тем, что дом, в котором расположен магазин, построен недавно (и сведения о его адресе еще не успели попасть в ФИАС);
- тем, что фактические координаты дома или улицы были изменены (как вариант, улица была переименована), и обновленные сведения по каким-то причинам не попали в ФИАС;
- и т.д.
Что же делать владельцу онлайн-кассы, если он обнаружил, что фактический адрес ведения бизнеса не имеет соответствия в ФИАС (и, следовательно, заполнить онлайн-форму регистрации ККТ он не может)?
Что делать, если адрес установки (применения) ККТ не найден в ФИАС
Специалисты ФНС в письме № ЕД-4-20/21617@ от 25.10.2017 года отдельно рассмотрели вопрос, о котором идет речь. По их мнению, при обнаружении владельцем онлайн-кассы факта отсутствия адреса установки (применения) ККТ в ФИАС, ему необходимо:
- Обратиться в ФНС для корректировки ФИАС и, дождавшись корректировки, заполнить онлайн-форму.
Дело в том, что ФНС в соответствии с Законом № 443-ФЗ имеет статус оператора данных ФИАС. В числе полномочий ведомства — внесение изменений в соответствующий реестр на основании заявлений налогоплательщиков.
Обращение от владельца онлайн-кассы осуществляется в свободной форме — например, оно может быть представлено заявлением. При этом, к нему рекомендуется приложить документы, отражающие факт применения ККТ на объекте, который имеет адрес, не прописанный в ФИАС.
- Обратиться в ФНС для корректировки ФИАС и, не дожидаясь корректировки, предоставить заявление на регистрацию ККТ в бумажном варианте.
Такой способ — как правило, более оперативный. Сроки проведения регистрации ККТ при подаче заявления на бумаге — те же, что и при регистрации через личный кабинет на сайте ФНС.
Таким образом, отсутствие адреса в ФИАС — не причина для отказа ФНС в проведении различных регистрационных действий.
Отметим, что в арбитражной практике есть прецеденты, связанные с разрешением смежных вопросов — в частности, тех, что отражают процедуру государственной регистрации хозяйствующих субъектов в случаях, когда фактические адрес их размещения не имеет соответствия в ФИАС.
Например, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30.09.2015 по делу № А40-213227/14 указал, что ФНС поступила неправомерно, отказав в государственной регистрации хозяйствующего субъекта по той причине, что указанный в заявлении на регистрацию адрес не был найден в реестрах ФИАС. При этом, в материалах дела рассматривался довольно широкий круг документов, удостоверяющих реальность адреса, в частности:
- свидетельство о регистрации собственности здания;
- выписка по объекту недвижимости из ЕГРП;
- документы из БТИ.
Я заранее знал, что улица, на которой расположен мой магазин переименовывалась как минимум два раза. Естественно чтобы избежать проблем, подал заявление письменно. Регистрацию кассы провели, а во на этапе заключения договора с ОФД все равно сплыла информация о переименовании улицы. Получилось, что в базе собственник здания просто не сменил свои регистрационные документы. Пришлось сначала ждать когда собственник заберет новую выписку из ЕГРЛ и только потом заключать с ним снова договор. АРЕНДУ МЫ ТОЖЕ ОФОРМИЛИ СНАЧАЛА ПО СТАРЫМ ДАННЫМ, как у него было указано.
Антон, мы как раз сейчас столкнулись с подобной ситуацией. Приобрели палатку и уже в процессе установки поняли, что нашей улицы нет в базе данных… Выяснилось, что буквально в прошлом году улицу переименовали. Переподали заявление уже несколько раз, постоянно их что-то не устраивало. Теперь пишет, что время ожидания ответа около 3х недель. Подскажите, сколько по времени у вас заняли все эти процедуры? А то хоть переезжай в другое место.
Пользуемся Эвотором 7.2, касса зарегистрирована в ФНс, с ОФД тоже договор оформлен. Скажите, если улицу, на которой сейчас расположен мой магазин собираются переименовать, то мне нужно потом внести изменения в регистрационную карточку кассы? Или ФНС эти данные самостоятельно обновит? Не придут ли мне штрафы за несоответствие информации, ведь мне и в чеке надо будет внести корректировки.
Сергей, ФНС не обновит данные самостоятельно. Это ваша обязанность и ответственность за недостоверные данные также лежит на вас. Как только выйдет официальный документ о переименовании улицы, вам нужно будет перерегистрировать онлайн-кассу в связи со сменой адреса. Согласно п.4 ст. 4.2 Федерального закона №54-ФЗ заявление о перерегистрации ККТ подается в любое подразделение налоговой не позже одного рабочего дня, следующего за днем изменений в сведениях. Можно подать его и через ЛК на сайте ФНС или при личном посещении налоговой. Нарушение сроков и порядка перерегистрации онлайн-кассы может привести к штрафу:
— 1500 — 3000 рублей — для ИП;
— 5000 — 10 000 рублей — для организации.