После введения в действие Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 применение онлайн-касс стало обязательным для всех сфер предпринимательской деятельности, вне зависимости от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения. Новые правила вводятся поэтапно, позволяя предпринимателям подготовиться к переходу: закупить необходимое оборудование, обучить персонал работе с ККТ и провести другие организационные мероприятия (заключение договоров с ОФД, операторами ЭДО и др). Несмотря на то, что кассовые аппараты в автобусе обязательно применять с июля 2019 года, в 2020 -м были внесены некоторые изменения в связи с общей обстановкой в стране. В статье рассмотрена специфика использования ККМ в сегменте пассажироперевозок.
С 1 июля 2019 вступил в силу закон о кассах в автобусе — что изменилось в сегменте пассажирских перевозок
Значительная часть услуг в сфере пассажирских перевозок оказывается с использованием автобусов. Для них характерны:
- разветвленная схема движения;
- широкий спектр назначения (междугородние/пригородные/городские/ туристические/корпоративные и т. д.);
- большой трафик пассажиров.
Именно по причине своей востребованности этот вид услуг находится под строгим контролем государства. Если раньше особое внимание уделялось безопасности и комфорту пассажиров, со вступлением в силу с 1 июля 2019 закона о кассах в автобусах , стали контролироваться и финансовые показатели: законность устанавливаемых тарифов, полнота поступления выручки и достоверность представляемой в налоговые органы отчетности. По мнению Правительства РФ, такая мера позволит вывести «из тени» недобросовестных налогоплательщиков, стремящихся намеренно занизить налогооблагаемую базу, и, соответственно, увеличить поступления в бюджет государства.
Установка ККМ имеет положительные стороны и для собственников бизнеса. Применение онлайн-касс позволит предпринимателю выполнить ряд задач, таких как:
- повышение эффективности контроля работников и проводимых транзакций;
- изучение пассажиропотока в различное время суток и среднего количества льготников, пользующихся маршрутом, — детальный анализ создает благоприятные условия для расширения бизнеса;
- возможность контролировать каждую единицу техники и эффективность ее использования.
Помимо этого, применение кассовой техники существенно экономит время на расчеты с клиентами. Особенно актуально, когда билеты продает водитель, работающий на маршруте с установленным графиком движения. Для пассажиров удобство заключается в возможности оплаты проезда картой или посредством смартфона (при наличии на нем специального приложения).
Кассовые аппараты для автобусов в 2019-2020 годах: кому обязательно применять онлайн-кассы
Онлайн-кассы обязательно применять для автобусов , на которых продажа билетов ведется во время следования или остановок. В противном случае это будет нарушением п. 2 ст. 5 закона № 54-ФЗ, определяющего обязанность предпринимателя выдавать фискальный документ непосредственно в момент оплаты. При этом ФНС России в письме № ММВ-17-20/165 от 02.07.2019 дала разъяснения, согласно которым формирование электронной версии первичного документа возможно не сразу, а в день осуществления расчета, т. е. вне зависимости от времени совершения операции.
Кроме того, в процессе реализации 54-ФЗ в него были внесены изменения, согласно которым от использования ККМ освобождены отдельные категории предпринимателей. Так, в 2019-2020 годах кассовые аппараты для автобусов могут не устанавливать ИП, осуществляющие деятельность без привлечения наемных работников. Для них предоставлена отсрочка до 1 июля 2021 года. Также не нужна онлайн-касса и бизнесменам, осуществляющим пассажирские перевозки в труднодоступной местности. Перечень таких мест определяется на региональном уровне и должен быть размещен на портале правительства региона.
Несмотря на преференции, указанные категории должны выдавать первичные документы (БСО), содержащие следующие обязательные реквизиты:
- наименование юрлица/Ф. И. О. ИП, адрес и ИНН;
- дата и время проведения расчетной операции;
- применяемая СНО;
- наименование услуги (оплата проезда от пункта А до пункта Б, провоз багажа и т. д.) и ее стоимость (с учетом льгот);
- должность и Ф. И. О. кассира;
- госномер и модель транспортного средства, а если билет приобретается на автостанции, то адрес ее фактического местонахождения.
Оправдательный документ должен составляться в двух экземплярах — один отдается пассажиру, второй остается у водителя/кондуктора. Учет БСО ведется в неунифицированном журнале, в котором отражаются приход, расход, остаток и списание бланков строгой отчетности. Документация хранится в течение пяти лет, после чего уничтожается на основании акта списания.
Изменения коснулись и самозанятых граждан. Водителям маршрутных такси, если они имеют такой налоговый статус и ежемесячно отчисляют налог в размере 4 %, тоже необязательно иметь кассовый аппарат. Остальные предприниматели обязаны соблюдать сроки и требования. Правда, для них были введены некоторые послабления — до 01 октября 2020 года введен мораторий на административные штрафы за несоответствие ККТ требованиям законодательства или неправильное ее использование (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2019 № 171-ФЗ).
ККТ для автобусов — особенности применения в общественном транспорте
Основная задача онлайн-кассы в сфере пассажироперевозок — отправка в ФНС достоверных сведений о продаже билетов в режиме реального времени. Также направляется информация об открытии/закрытии смены, ежедневная отчетность и др. Передача данных осуществляется через посредника — ОФД.
Вместе с тем, учитывая специфику бизнеса, существуют некоторые нюансы. Применение ККТ для автобусов и другого общественного транспорта не требуется в следующих случаях:
- оплата по технологии NFC на турникетах или других автоматизированных устройствах;
- предварительное приобретение билета на автостанции или сайте поставщика услуг;
- единовременная оплата услуг в рамках договорных обязательств (например, ежедневная развозка сотрудников к месту работы и обратно по заранее определенной схеме движения);
- аренда автобуса с фиксированной или почасовой оплатой на основании заключенного договора.
Также есть некоторые особенности процедуры внесения платы за услуги. Так, если пассажир оплачивает билет наличными, то кассовый чек выдается ему непосредственно в момент расчета. Электронная копия, по требованию, направляется на его электронную почту. Однако в случае оплаты с помощью проездного документа, чек формируется сразу на все поездки, при этом электронная копия не направляется (п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Установка онлайн кассы в городских автобус ах: как обустроить рабочее место кассира
В общественном транспорте можно применять удаленную фискализацию и отправку данных покупателю. Это означает, что нет необходимости оснащать онлайн-кассой каждое ТС — достаточно оборудовать их устройствами с интерфейсом, обеспечивающим выполнение расчетов. Для соблюдения требований 54-ФЗ пассажиру достаточно показать на своем устройстве (смартфон или планшет) QR-код чека, который можно будет считать с помощью специального приложения. Согласно законодательству, этот тип штрихового кода, как и электронная копия чека, приравнивается к бумажному. Саму функцию фискализации и передачи информации может выполнять облачная или удаленная ККМ.
Установка онлайн-кассы в автобусах возможна как в салоне, так и у водителя. Важно обеспечить устойчивое интернет-соединение. Это можно сделать с помощью SIM-карты, устанавливаемой в кассовую технику, или включив точку доступа Wi-Fi. Последний вариант менее надежен, так как не гарантирует стабильной связи. Поэтому, чтобы избежать перебоев, целесообразно осуществлять раздачу с рабочего места кассира (кондуктора) автобуса .
Портативные кассовые аппараты для кондуктора в автобусах: какую ККМ выбрать
Сегодня производители предлагают более 60 моделей устройств, официально зарегистрированных в налоговой службе. На транспорте преимущественно применяются два типа оборудования — фискальные регистраторы и автономные терминалы. При выборе ККМ для автобуса нужно учитывать специфику применения, поэтому определяющее значение будут иметь следующие характеристики:
- производительность — значимый параметр, особенно на маршрутах с повышенным трафиком;
- мобильность и компактность — для водителя оптимальным будет установка стационарного аппарата, что позволит не отвлекаться от управления ТС. Кондуктору предпочтительней применять переносную модель. При этом громоздкое оборудование неудобно в использовании (особенно в часы пик), а слишком маленькое — затрудняет ввод данных и управление;
- продолжительность работы в автономном режиме;
- возможность интеграции с программным обеспечением, установленным на оборудовании в офисе компании-перевозчика (например, при использовании облачного сервиса);
- надежность и долговечность — учитывая то, что аппарат будет эксплуатироваться в условиях с постоянно меняющимися погодными условиями, он должен быть устойчив к климатическим изменениям. Также нельзя исключать риски непреднамеренной или умышленной порчи. В связи с этим рекомендуется приобретать кассу в ударостойком корпусе.
Для кондуктора в автобусах целесообразно использовать портативные кассовые аппараты . Среди существующих предложений рекомендуется обратить внимание на следующие модели:
- Меркурий 180Ф. Бюджетный вариант, оснащенный ЖК-дисплеем, кнопочной клавиатурой и термопринтером. Имеется встроенный терминал для эквайринга, что позволяет принимать оплату по карте.
- Эвотор 5i. Решение, специально разработанное для оказания услуг в сфере перевозок. Аппарат выполнен в форме компактного планшета, удобно располагающегося в руке. Несколько АКБ обеспечивают бесперебойную работу в течение 12 часов без подзарядки. Средняя скорость печати — 50 мм/с.
- Атол 91Ф. Еще одно недорогое кнопочное устройство с функцией печати QR-кода. Приемлемое соотношение цены и качества.
- Кассатка Mini. Портативный смарт-терминал, оборудованный терминалом для подключения эквайринга. Соединение по Internet осуществляется посредством GPRS, Bluetooth, Ethernet, Wi-Fi или WCDMA. Емкость АКБ позволяет работать до 8 часов в непрерывном режиме.
- aQsi 5. Представляет собой современное решение для сферы пассажирских перевозок. Модель поддерживает оплату транспортными и банковскими картами. Передача информации через глобальную сеть выполняется по беспроводным каналам связи (Wi-Fi/GSM). В автономном режиме работает до 24 часов без дополнительной подзарядки.
При пассажирских подойдет и обычная кнопочная онлайн-ККМ. Оптимальный вариант — мобильный смарт-терминал, оснащенный сенсорным экраном.
Выбор единой онлайн-кассы для парка пассажирских автобусов или такси
Для автостанций и таксопарков имеет смысл оптимизировать процесс продажи билетов или оплаты аренды ТС путем установки единой кассы или фискального регистратора. В первом случае можно рассмотреть такие варианты, как Эвотор 5, ПТК MSPos-K или Litebox 5. Модели оснащены сенсорными дисплеями, что упрощает процесс формирования чеков, а компактные размеры позволяют сэкономить рабочее пространство кассира.
Учитывая, что ФР могут работать только в связке с ПК, перед установкой предпринимателю следует предусмотреть дополнительные затраты на приобретение необходимого оборудования и ПО. Однако они окупаются за счет расширенной функциональности. Бизнесу предоставляется доступ к аналитике, что дает возможность разработки маркетинговых мероприятий. Востребованные модели: ШТРИХ-М-01Ф, ШТРИХ-On-Line, АТОЛ 77Ф, АТОЛ FPrint-22ПТК.
Еще одно альтернативное решение — использование облачного сервиса. Здесь единая онлайн-касса для пассажирских автобусов или такси устанавливается в офисе автопарка, а сами ТС оснащаются валидаторами. В этом случае можно сэкономить на приобретении оборудования, но следует учитывать ежемесячные затраты на оплату услуг компании, предоставляющей этот сервис. В случае применения облачного сервиса вся ответственность за отправку данных в ФНС ложится на поставщика услуги.
Возможна ли отмена онлайн-касс для пассажирских автобусов : последние новости
Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в процесс внедрения онлайн-касс в транспортной сфере. Вынужденные ограничения на передвижения, связанные с введенным практически во всех регионах РФ режимом повышенной готовности, отразились и на пассажирском трафике. Только в Москве пассажиропоток уменьшился на 70 %, а в некоторых субъектах этот показатель превысил отметку в 80 %.
В связи с этим многие бизнесмены — участники рынка автобусных перевозок задались вопросом, возможна ли отмена онлайн-касс для автобусов. В законодательство были внесены отдельные изменения, коснувшиеся перевозчиков, осуществляющих деятельность без привлечения наемных работников, самозанятых водителей и предпринимателей, работающих в труднодоступной местности. Введенный мораторий на штрафы коснулся только общественного транспорта. На других участников рынка (такси, транспортные компании) послабления не распространяются.
Ответственность за нарушение закона о кассах в автобусах
Несмотря на то, как сложится дальнейшая обстановка в стране, налоговая контролирует деятельность перевозчиков на предмет соблюдения 54-ФЗ. За нарушение закона о кассах в автобусах с 01.07.2020 предусмотрены следующие штрафные санкции:
- несоответствие ККМ требованиям законодательства или неотправка/отправка с опозданием — 1 500–3 000 руб. (для ИП), 5 000–10 000 руб. (для ЮЛ);
- невыдача кассового чека — индивидуальные предприниматели заплатят 2 000 рублей, юридические лица — 10 000 рублей;
- отсутствие онлайн-кассы — для юрлиц предусмотрен штраф в размере 100 % выручки (но не менее 30 тыс. руб.), ИП — 50 % от выручки, но не менее 10 тыс. руб.
Учитывая, что реформа уже затронула сегмент пассажирских перевозок, нужно всерьез задуматься об установке кассовых устройств в транспорте, предоставляющем такие услуги.