Ваш город - Работаем по всей России
Да, верноДругой городпродолжить работу
Маркировка товаров 2019–2025

Маркировка товаров 2019–2025

Рассказали, что такое маркировка товаров и как подготовится к работе с ней, что нового ожидает предпринимателей в 2025 году

С 2019 года в России внедряется обязательная маркировка товаров. Предприниматели маркируют меха, сигареты, обувь, лекарства, фототехнику, автошины, парфюмерию, товары легкой промышленности молокопродукты. В 2024 и 2025 внедряется сквозная маркировка всех товаров, производимых или продаваемых в РФ или импортируемых на ее территорию. Несоблюдение правил нанесения средств идентификации может повлечь штрафы, конфискацию контрафакта и уголовную ответственность.

Что такое маркировка

Маркировка — нанесение уникального идентификатора (штрихкода, средства идентификации) на продукт, его упаковку и/или этикетку для прослеживания пути по логистической цепи. Ее правила определены законом № 381-ФЗФедеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Маркировка товаров под ключ
  • Удобно — вы получаете УКЭП, остальное делаем мы
  • Внедрение от 3 дней
  • Готовое решение под правила маркировки и 54-ФЗ

Предоставим персонального менеджера и обучим ваших сотрудников работе с маркировкой!

Подробнее Заказать звонок

Всем участникам оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, нужно зарегистрироваться в ГИС МТ «Честный ЗНАК».

Для маркировки используют коды:

  1. Data Matrix — двумерный штрихкод, составленный из черных и белых или темных и светлых элементов, объединенных в форму квадрата или прямоугольника. Состоит из кодов идентификации и проверки.
    Data Matrix

    Data Matrix

  2. Контрольный идентификационный знак (КиЗ) — RFID-метка, содержащая серийные глобальные идентификаторы SGTIN. Представляет собой бланк строгой отчетности (БСО). Выпускается АО «Гознак».
    Контрольный идентификационный знак 

    Контрольный идентификационный знак

Табак, обувь, верхнюю одежду, лекарства, изделия легпрома, автошины, парфюмерию, фототехнику и другие товары маркируют кодами Data Matrix, меха — КиЗ.

Хотите автоматизировать работу с маркированными товарами — звоните на номер 8 (800) 500-25-91. Ответим на любые вопросы и подберем решение. Консультация бесплатная.

Цели обязательной маркировки

Основная цель — вытеснение с российского рынка недобросовестных участников товарооборота. Государство стремится оградить белый бизнес от давления нелегальных коммерческих структур, а потребителей — от приобретения контрафакта и фальсификата. Нанесение идентификаторов одинаково выгодно всем участникам товарооборота. Честные производители могут:

  • увеличить объемы производства маркированных изделий;
  • уменьшить себестоимость продукции;
  • снизить издержки, получая полную информацию о пути движения товара и его остатках.

Дистрибьюторы и оптовики защищены от закупок контрафакта. Потребители получают больше инструментов для защиты своих прав за счет:

  • простоты прослеживания — подлинность товара устанавливается до покупки путем сканирования его идентификатора;
  • открытого взаимодействия с надзорными органами: пожаловаться на нарушения правил маркировки можно в буквальном смысле не отходя от кассы — через мобильное приложение.

Гарантии качества подлинной продукции способствуют росту потребительской лояльности к брендам.

Ответственность за нарушение правил маркировки

Административная, согласно ст. 15.12 КоАП РФ:

За оборот товаров без маркировкиШтраф, тыс. р.
для граждандля должностных лицдля компаний
Изготовление5–1050–100
Реализация2–450–300
Производство алкоголя или табака10–15100–150
Хранение, перевозки и продажа алкоголя или табака4–5200–300

Уголовная ответственность за нарушение правил маркировки наступает согласно ст. 171.1 УК РФ:

Преступное деяниеШтраф, тыс. р.Лишение свободы
Изготовление, хранение, транспортировка и продажа изделий без маркировки:
в крупном размере100–300до 4 лет либо принудительные работы на тот же период
по сговору
групповые200–0,5 млндо 6 лет (со штрафом до 1 млн рублей) либо принудительные работы сроком до 5 лет
в особо крупном размере
Оборот алкоголя и сигарет без маркировки:
в крупном размередо 500до 3 лет (со штрафом до 120 000 рублей) либо принудительные работы на тот же период
по сговору400–800до 3 лет (со штрафом до 120 000 рублей) либо принудительные работы на тот же период
групповой
в особо крупном размере

Крупный размер:

  • любой контрафакт, кроме алкоголя и табака, на сумму от 400 тысяч рублей;
  • контрафактные сигареты и спиртные напитки — от 100 тысяч рублей.

Особо крупный размер:

  • любой контрафакт, кроме алкоголя и сигарет, на сумму от 1,5 млн рублей;
  • контрафактные табак и спиртные напитки — от 1 млн рублей.

Следите за обновлениями ст. 15.12 КоАП РФ — санкции за оборот контрафакта постепенно ужесточаются.

Как работает маркировка

Основные этапы маркировки товаров:

  1. Производитель, импортер, оптовик или розничный продавец наносит уникальный идентификатор на продукт и отчитывается об операции в систему Честный ЗНАК.
  2. Все участники оборота — от завода-изготовителя до розничного продавца — предоставляют в систему маркировки данные о движении каждой товарной единицы по логистической цепи.
  3. Продукция попадает на полки розничных торговых точек только после сканирования штриховых кодов с каждой единицы.
  4. Маркировка считывается при реализации продукта на онлайн-кассе.
  5. Кассовый аппарат передает сведения о товаре, проданном конечному потребителю, оператору фискальных данных (ОФД) и в систему прослеживания.
  6. В ГИС МТ приходят данные о выбытии продукта из оборота.

Потребитель может проверить подлинность приобретенной продукции через приложение «Честный ЗНАК».

Как подготовиться к обязательной маркировке

Минимальный набор действий, которые помогут подготовиться к работе со штрихкодами:

  1. Оформить УКЭП.
  2. Обновить оборудование и софт.
  3. Настроить программно-аппаратный комплекс.
  4. Проверить, подлежит ли продукция маркировке.
  5. Подключиться к ЭДО.
  6. Заключить соглашение с ОФД.
  7. Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».

Как выяснить, надо ли маркировать товар:

  1. Определите код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) для продукции, которую производит и/или продает организация. Это можно сделать, опираясь на положения главы 3 Таможенного Кодекса ЕАЭС, примечаниям к разделам и группам и пояснения к ТН ВЭД, а также на разъяснения ФТС России о классификации, утвержденные приказом ФТС России от 17.11.2021 № 995Приказ Федеральной таможенной службы от 17.11.2021 № 995 «Об утверждении Разъяснений о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов товаров».
  2. Если на продукцию есть сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС), в нем указан товарный код. Проверьте, совпадает ли он с кодами, которые указаны на официальном ресурсе «Честного ЗНАКа» по каждой группе товара, подлежащего маркировке.

Также можно проверить, нужно ли маркировать продукцию, в специальном сервисе. Для этого:

  1. Перейдите на страницу проверки.
  2. Внесите в строку код продукции по ТН ВЭД.
  3. Нажмите кнопку «Проверить».

Сервис за пару минут определит, подлежит ли товар обязательной маркировке.

Чтобы подготовиться технически, потребуется:

  1. Приобрести 2D-сканер штрихкодов, который «умеет» работать с символикой Data Matrix, и/или терминал сбора данных (ТСД).
  2. Проверить, подходит ли для работы с маркированными товарами имеющийся у вас кассовый аппарат.
  3. Обновить программное обеспечение, установленное на ПК, в соответствии с требованиями системы прослеживания.
  4. Приобрести и настроить систему товароучета и приложение для передачи сведений в «Честный ЗНАК».

Производителям и импортерам дополнительно потребуется:

  1. Вступить в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» и заказать GTIN.
  2. Получить и настроить регистратор эмиссии. Для этого нужно обратиться с заявлением в ЦРПТ.
  3. Купить принтер этикеток, поддерживающий печать штрихкодов Data Matrix, или обратиться к интегратору и/или в типографию.
  4. Заказать и оплатить коды маркировки.

Розничные поставки маркируемой продукции должны сопровождаться универсальными передаточными документами (УПД), содержащими идентификаторы Data Matrix. Для обмена электронными УПД с контрагентами необходимо подключение к системе ЭДО.

Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.

Рассчитать стоимость
Подберем оборудование для маркировки под задачи вашего бизнеса
Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

    Перезвоните мне!

    Отправляя форму вы принимаете условия обработки персональных данных.

    Структура маркировочного кода

    Маркировочный код Data Matrix — символьная система, состоящая из 4 блоков данных:

    Data Matrix

    Data Matrix

    1. Код GTIN — 14 цифр, присваивается каждому описанному в Национальном каталоге продукту.
    2. Серийный номер товара. Присваивается ЦРПТ или участником рынка.
    3. Ключ проверки. Последовательность генерирует ЦРПТ.
    4. Криптохвост — 88 букв, цифр и спецзнаков, содержащих код проверки. Формируется путем криптографической трансформации кода, образованного первыми двумя блоками данных.

    Структуру маркировочного кода формируют:

    GS1 — международная организация, стандартизирующая учет и штрихкодирование логистических единиц. Разработала и поддерживает стандарт GTIN.

    ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции. Разработала и поддерживает классификатор товаров. Код ТН ВЭД ЕАЭС состоит из 10 цифр: первые четыре определяют принадлежность к товарной группе, последующие шесть классифицируют продукт по наименованию.

    Импортер и производитель — создают серийный номер товарной единицы.

    ЦРПТ — оператор «Честного ЗНАКа» — генерирует и выдает коды проверки, подтверждающие подлинность каждой маркированной товарной единицы.

    GTIN — глобальный номер товарной позиции в международной базе GS1. Состоит из 8, 12, 13 или 14 цифр. В структуру входят: префикс компании-производителя, товарный код и контрольные цифры.

    SGTIN – GTIN товара с добавлением серийного номера конкретного изделия (S). SGTIN записывается на RFID-чип или КиЗ.

    КиЗ включает:

    1. Двухсимвольный код государства-производителя.
    2. Способ ввода кода товара в оборот: производство в России или ввоз на ее территорию.
    3. Краткое наименование товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС.
    4. Идентификатор и линейный штриховой код.
    5. QR-код.
    6. Признак наличия RFID-метки.
    7. Поле для вшивания КиЗ в изделие.

    КиЗ может быть двух цветов. Красный означает, что товар импортный и ввезен на территорию ЕАЭС, зеленый — изделие из меха изготовлено на территории ЕАЭС.

    Если нужны услуги по настройке маркировки — звоните на номер 8 (800) 500-25-91. Бесплатно проконсультируем и подберем готовое решение под задачи любого бизнеса.

    Оцените, насколько полезна была информация в статье?

    Наш каталог продукции

    У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
    кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.

    Посмотреть весь каталог

    Мероприятия

    Все мероприятия

    Добавить комментарий

    вверх
    Подпишитесь на рассылку

    Вовремя сообщим и расскажем обо всех нововведениях.
    Каждый месяц — честный обзор нового кассового
    оборудования и программного обеспечения.

    Есть вопросы?

    Мы заботимся о своих клиентах 24/7!
    Ответим на вопросы, посоветуем лучшее
    оборудование, решим технические сложности.

    Задать вопрос
    Online-kassa.ru

      Мы хотим сделать Вам действительно лучшее предложение по цене!

      Наши менеджеры отлично разбираются в законодательстве и технике.Оставьте свой номер и мы быстро подберем лучшее решение по цене!

      Жду звонка!

      Отправляя форму вы принимаете условия обработки персональных данных.