С 2019 года в России внедряется обязательная маркировка товаров. Предприниматели уже маркируют меха, сигареты, обувь, лекарства, фототехнику, автошины, парфюмерию и товары легкой промышленности. В 2021 идентификаторы Data Matrix наносят на молокопродукты и остатки парфюмерии и изделий легпрома. Проходят эксперименты по маркировке питьевой воды, пива, кресел-колясок, велосипедов.
К 2024 будет внедрена сквозная маркировка всех товаров, производимых или продаваемых в РФ или импортируемых на ее территорию. Несоблюдение правил нанесения средств идентификации может повлечь штрафы, конфискацию контрафакта и уголовную ответственность!
Популярные товары для маркировки
Что такое маркировка?
В России вводится система обязательной маркировки, которая выведет бизнес на новый уровень и обеспечит гарантию подлинности и качества товаров.
Маркировка — нанесение уникального идентификатора на продукт, его упаковку и/или этикетку для прослеживания пути по логистической цепи. Ее правила определены ФЗ № 381 от 28 декабря 2009.
Важно! Всем участникам оборота товаров, подпадающих под маркировку, нужно зарегистрироваться в ИС МП «Честный ЗНАК».
Маркировочные коды еще называют средствами идентификации или идентификаторами.
содержащий серийные глобальные идентификаторы SGTIN. Представляет собой бланк строгой отчетности (БСО). Выпускается АО «Гознак».
Важно! Табак, обувь, верхнюю одежду, лекарства, изделия легпрома, автошины, парфюмерию и фототехнику маркируют кодами Data Matrix, меха чипируют RFID-метками.
Цели обязательной маркировки
Вытеснение с российского рынка недобросовестных участников товарооборота. Государство стремится оградить «белый» бизнес от давления нелегальных коммерческих структур, а потребителей — от приобретения контрафакта и фальсификата. Нанесение идентификаторов одинаково выгодно всем участникам товарооборота.
- увеличить производственные объемы маркированных изделий;
- уменьшить их себестоимость;
- снизить издержки, получая свежую и достоверную информацию о пути движения товара и его остатках.
- будут ограждены от закупок контрафакта.
- за счет простоты прослеживания — подлинность товара устанавливается до покупки путем сканирования его идентификатора;
- за счет открытого взаимодействия с надзорными органами: пожаловаться на нарушения правил маркировки можно в буквальном смысле не отходя от кассы — через мобильное приложение.
Гарантии качества подлинной продукции способствуют росту потребительской лояльности к брендам.
Ответственность за нарушение правил маркировки
Административная, согласно ст. 15.12 КоАП РФ:
За оборот товаров без маркировки | Штраф, тыс. р. | ||
для граждан | для должностных лиц и предпринимателей | для компаний | |
Изготовление | — | 5–10 | 50–100 |
Реализация | 2–4 | 50–300 | |
Производство алкоголя или табака | — | 10–15 | 100–150 |
Хранение, перевозки и продажа алкоголя или табака | 4–5 | 200–300 |
Уголовная, согласно ст. 171.1 УК РФ:
Правонарушение | Штраф, р. | Лишение свободы |
Изготовление, хранение, транспортировка и продажа изделий без маркировки: | ||
в крупном размере | 100 000–300 000 | до 4 лет либо принудительные работы на тот же период |
по сговору | ||
групповые | 200 000–0,5 млн | до 6 лет (со штрафом до 1 млн рублей) либо принудительные работы сроком до 5 лет |
в особо крупном размере | ||
Оборот алкоголя и сигарет без маркировки: | ||
в крупном размере | до 500 000 | до 3 лет (со штрафом до 120 000 рублей) либо принудительные работы на тот же период |
по сговору | 400 000–800 000 | до 3 лет (со штрафом до 120 000 рублей) либо принудительные работы на тот же период |
групповой | ||
в особо крупном размере |
Крупный размер:
- любой контрафакт, кроме алкоголя и табака, на сумму от 400 тысяч рублей;
- контрафактные сигареты и спиртные напитки — от 100 тысяч рублей.
Особо крупный размер:
- любой контрафакт, кроме алкоголя и сигарет, на сумму от 1,5 млн рублей;
- контрафактные табак и спиртные напитки — от 1 млн рублей.
Важно! Общий порядок привлечения к административной ответственности за нарушения правил обязательной маркировки товаров изложен в ст. 15.12 КоАП РФ. Следите за обновлениями — санкции за оборот контрафакта постепенно ужесточаются!
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Как работает маркировка?
- Производитель, импортер, оптовик или розничный продавец наносят уникальный идентификатор на продукт и отчитываются об операции в систему прослеживания.
- Все участники рынка — от завода-изготовителя до розничного продавца — предоставляют в систему маркировки данные о движении каждой товарной единицы по логистической цепи.
- Продукция попадает на полки розничных торговых точек только после сканирования штриховых кодов с каждой единицы.
- Маркировка считывается при реализации продукта на онлайн-кассе.
- Кассовый аппарат передает сведения о товаре, проданном конечному потребителю, оператору фискальных данных (ОФД) и в систему прослеживания.
- В ИС МП приходят данные о выбытии продукта из оборота.
- Потребитель проверяет покупку через приложение «Честный ЗНАК».
Важно! Если покупатель, обнаружив подделку, сообщит об этом (через это же ПО), он может получить возможность участвовать в различных бонусных программах системы прослеживания.
Принтеры этикеток для маркировки
Как подготовиться к обязательной маркировке?
Минимальный набор действий:
- Оформить УКЭП.
- Обновить оборудование и софт.
- Настроить программно-аппаратный комплекс.
- Проверить, подлежит ли продукция маркировке.
- Подключиться к ЭДО.
- Заключить соглашение с ОФД.
- Зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК».
Как выяснить, надо ли маркировать товар:
- Определите код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского союза (ТН ВЭД ЕАЭС) для продукции, которую производит и/или продает ваша организация — это можно сделать, обратившись к базам «Гарант» или «Консультант Плюс».
- Если на вашу продукцию есть сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС), в нем указан товарный код.
- Проверьте, совпадает ли он с кодами, которые опубликованы в Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 — документ содержит перечень первых 4 цифр кода ТН ВЭД ЕАЭС для групп товаров, которые следует маркировать.
- Отследить их также можно на веб-портале «Честный ЗНАК».
Мы подготовили сервис, в котором вы можете проверить, нужно ли маркировать ваш товар. Для этого:
- перейдите на страницу сервиса;
- внесите в строку код продукции по ТН ВЭД;
- нажмите кнопку «Проверить».
Сервис за пару минут определит, подлежит ли ваш товар обязательной маркировке.
Важно! Розничные поставки маркируемой продукции должны сопровождаться универсально-передаточными актами (УПД), содержащими идентификаторы Data Matrix. Для обмена электронными УПД с контрагентами необходимо подключение к системе ЭДО.
Чтобы подготовиться технически, потребуется:
- Приобрести 2D-сканер штрихкодов, который «умеет» работать с символикой Data Matrix.
- Проверить, подходит ли для работы с маркированными товарами имеющийся у вас кассовый аппарат.
- Обновить программное обеспечение, установленное на ПК, в соответствии с требованиями системы прослеживания.
Подготовка софта предусматривает:
- Приобретение и настройку подходящей системы товароучета.
- IT-решение для доставки сведений в систему «Честный ЗНАК».
Производителям и импортерам потребуется провести ряд дополнительных мероприятий:
- Вступить в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС» и заказать GTIN.
- Получить и настроить регистратор эмиссии — для этого нужно обратиться с соответствующим заявлением в ЦРПТ.
- Купить принтер этикеток, поддерживающий печать штрихкодов Data Matrix, или обратиться в центр этикетирования и маркировки за комплексной услугой.
Структура маркировочного кода
Маркировочный код Data Matrix — символьная система, состоящая из 4 блоков данных:
Важно! SGTIN записывается на RFID-чип — КИЗ, включающий два кода:
1. Уникальный идентификатор экземпляра в едином каталоге маркированных товаров.
2. Проверочный код, формируемый криптографическими методами.
- Двухсимвольный код государства-производителя.
- Способ ввода товара в оборот: производство в России или ввоз на ее территорию.
- Краткое наименование товарной группы ТН ВЭД ЕАЭС.
- Идентификатор и линейный штриховый код.
- QR-код.
- Признак наличия RFID-метки.
- Поле для вшивания КИЗ в изделие.