Маркировка – это нанесение информации на производимый или реализуемый товар. Она наносится как непосредственно на предмет продажи, так и на упаковку (тару), этикетки и ярлыки — в зависимости от того, какой продукт подлежит маркировке и как нанесение матричного рисунка может сказаться на функциях и товарном виде.
Государственная политика по введению маркировки на отдельные группы товаров нацелена на плавный перевод бизнеса в рамки обязательной идентификации к 2024 году. По состоянию на начало 2020 года участие в пилотных проектах по маркировке позволило бизнесу на практике подготовиться к моменту, когда эти новшества станут обязательными.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Обязательная маркировка шин — новые правила
Обязательная маркировка зимних и летних шин нужна, в первую очередь, для того, чтобы сократить количество нелегально ввозимых покрышек на территорию РФ и увеличить долю российского рынка в этой сфере.
Зачем это нужно:
- для сокращения сроков поставок продукции, обеспечение прозрачности реализации и хранения;
- для мониторинга реализации товаров различных групп — коды уничтожаются при реализации товара конечному потребителю, автоматическая передача данных в единую базу обеспечивается ОФД;
- поскольку маркировочный код не может дублироваться, такая уникальность идентификатора гарантирует выявление контрафактной продукции с присвоенными поддельными данными.
Что дает маркировка шин потребителю:
- информацию — покупатель может самостоятельно получить данные о покупке — производитель и адрес его местонахождения, марка, сезонность, индексы (нагрузки, скорости) и другие параметры;
- идентификацию — уникальный код, который нанесен на каждую покрышку, позволит и надзорным органам, и простым потребителям, и представителям бизнеса самостоятельно установить, легально ли произведен товар, соответствует ли он стандартам качества и законно ли ввезен в страну;
- престиж — маркировка является показателем качества. Доступность информации о производителе или поставщике — это принципиально иной уровень прозрачности торговли в здоровой конкурентной среде, создает доверие между покупателем и продавцом.
С 01.11.2020 года за несоблюдение правил по обязательности маркировки товаров на компании и организации налагается административная ответственность, а в случае систематических нарушений или при крупном объеме незаконной выручки — уголовная.
В рамках статьи 15.12 Кодекса об административных правонарушениях, несоблюдением закона является не только отсутствие маркировки, но и неверное ее нанесение, неполный перечень информации, зашифрованной в коде. Штрафы определены таких размеров:
- для ИП — 5 000—10 000 рублей;
- юрлицам — 50 000—100 000.
Более того, параллельно с наложением финансового взыскания, у предпринимателя будут изъяты все немаркированные шины.
Если маркировка отсутствует в принципе, то в рамках указанной выше статьи размер штрафов меняется:
- физлицам 2 000—4 000;
- ИП 5 000—10 000;
- юрлицам – 50 000—300 000.
И, по аналогии с предыдущей санкцией, вся продукция изымается без возможности ее возврата для нанесения идентификации и последующей реализации.
Уголовно-правовая ответственность применяется в ситуациях, когда суммарная стоимость непромаркированного товара достигает крупного или особо крупного размера — более полутора миллионов рублей. Тогда нарушителю грозит:
- 300 000 штрафа;
- лишение свободы на три года и штраф в размере 80 000 рублей.
Какие сведения содержатся в маркировке шин
Привычная автолюбителям маркировка покрышек с использованием параметров и типоразмеров — ширина, диаметр, индекс скорости, пропорциональность и др. останется неизменной. Но кроме этого штрихкод будет содержать:
- страну, где зарегистрирована фирма-производитель;
- наименование производителя;
- информацию об импортере;
- дату производства;
- срок эксплуатации;
- особые указания по применению указанной марки покрышек в определенных температурных условиях.
Как происходит продажа маркированного товара
В 2019 новые правила коснутся десяти товарных групп. Теперь и произведенная в РФ, и импортная продукция, ввезенная на территорию страны, будет маркироваться штрихкодами DataMatrix. 2D-код с зашифрованной информацией о каждом товаре должен добавляться в единую информационную систему в момент отгрузки со склада. Вся партия должна быть идентифицирована, а маркировка считана 2D-сканером. Программное обеспечение обработает данные и передаст их в систему.
Получатель продукции проводит следующие манипуляции:
- сверка штрихкодов с отмеченными в системе;
- электронное подтверждение получения партии по указанным кодам в системе.
Если опт отгружает полученные шины по нескольким розничным торговым точкам, то все действия повторяются. Все товарные позиции, которые перемещаются, отражаются в системе, а все площадки, которые получают товар, отчитываются о приходе в базу и в процессе сверки автоматически сопоставляются штрихкоды отгруженных и полученных шин. Очевидно, что оборудовать 2D-сканером нужно не только основной склад — считывающие устройства должны быть привязаны к каждой онлайн-кассе.
После введения обязательной маркировки шин с 01.12.2019 к продаже тоже добавляется одно дополнительное действие. Кассир сканирует 2D-код, затем информация передается на онлайн-ККТ и в базу маркировки. Далее никаких нововведений не последует, кассовое оборудование завершает куплю-продажу распечаткой чека. Данные о маркируемом товаре передаются оператору фискальных данных, система маркировки идентифицирует единицу (или партию) как реализованную, а соответствующие коды завершают свой цикл.
Обязательная маркировка зимних и летних шин: оборудование для торговли
С 01.03.2020 в фискальном чеке или БСО появился новый реквизит «код товара» — это и есть матричный код маркировки. Теперь чеки распечатываются только в обновленном формате.
Онлайн-кассы не требуют переоборудования в связи с новыми требованиями по маркировке. Сканеры могут иметь разные конфигурации, считыватели бывают проводными, беспроводными, стационарными, ручными. Непосредственно ККТ синхронизируется со сканером только при наличии обновленного ПО и формата фискальных данных не ниже 1.05, но переход на указанный ФФД уже стал обязательным.
Онлайн-касса настраивается для работы единой с базой, товароучетной системой, программой внутреннего электронного документооборота автоматически. Между приложениями не возникает конфликта и взаимообмен информацией существенно упрощает весь процесс торговли.
Удобство для потребителя заключается в том, что считать информацию с кода можно при помощи привычного гаджета. Покупатель может использовать или стороннюю программу, или разработанную ФНС «Проверку товаров». Приложения для распознавания двухмерных кодов доступны для скачивания на ресурсах с ПО для Android и iOS.
Маркировка шин будет распространяться только для шин автомобилей общего пользования, или для спец.техники тоже?
Перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке, содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.06.2019г. №753.
А как на кассе пробивать шины? У нас касса это отдельный кабинет с окошком и выемкой для денег. Как туда все 4 шины запихнуть, или кассиру нужно выходить и шины пропикивать? а если шины уже на диске? а если шины тракторные или грузовые? Это с сигаретами да лекарствами просто они компактные.
Маркировка шин считывается 2D-сканером. Для работы необходимо установить двумерный сканер со съемной ручкой — тогда фиксация движения маркированного товара будет осуществлять без необходимости непосредственного поднесения покрышки к считывателю. Оператор получит данные и они дистанционно будут переданы на терминал. Вы можете подобрать подходящее оборудование по этой ссылке.
«фиксация движения маркированного товара будет осуществлять без необходимости непосредственного поднесения покрышки к считывателю» Это как?
Считыватель это 2d сканер? если вы имеете в виду беспроводной сканер, то необходимость кассира все равно просканировать покрышку сохраняется.
Допустим. Касса находится на 3 этаже бизнес центра, а склад в метрах пятидесяти где производят отгрузку товара. Раньше клиент оплачивал товар в кассе и шел на склад с чеком получать товар.
Теперь он должен все эти покрышки затащить на 3 этаж, чтоб кассир их просканировал, или кассиру нужно покинуть свое рабочее место и со сканером спустится пропикать каждую шину?
Необходимости нести покрышки на третий этаж нет. Сканер логичнее установить непосредственно на складе.
Как быть с продукцией, которая находится на складе и было получена ранее 01,12,2019г.?
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года №792-р «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками» остатки продукции без средств идентификации подлежат обязательной маркировке.
Нужно ли маркировать шины бывшие в употреблении?
Маркировке подлежат все шины, ввозимые на территорию РФ. Если вы будете торговать продукцией без маркировки, то в рамках ст 15.12 КоАП будете оштрафованы для ИП на 5 000—10 000 рублей, для юрлиц на 50 000—100 000. А вся немаркированная продукция будет изъята.
Добрый день. Как это нововведение может отразиться на продавца шин бывших в употреблении?
Нужно ли маркировать шины бу?
Я как то не въехал уж простите за каламбур кто собственно эту маркировку наносить то должен производитель или продавец и какой тип сканера необходим для чтения линейный или двумерный?
Маркировка наносится на покрышки производителем, оптовым импортером или продавцом — это зависит от того, где производятся шины или как завозятся в страну. Для считывания кода нужно использовать проводные, беспроводные, стационарные, ручные сканеры, рассчитанные на считывание двумерных DataMatrix кодов. При этом, установить 2D-сканеры придется не только основном складе, при движении товаров от точки к точке или от слада к магазину сканеры должны быть привязаны к каждой онлайн-кассе.
У меня магазин с великами и самокатами, для них тоже продаю колеса и шины. Нужно ли будет и мне в этом участвовать?
Маркировка вводится в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 №792-р «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками». Маркировать обязательно шины и покрышки с кодами ОКПД 22.11.11, 22.11.12, 22.11.13, 22.11.14, 22.11.15, 22.11.20 — товары, которыми вы торгуете в этом перечне есть.
Как быть, если между производителем и продавцом есть посредник? Я имею ввиду перекупов, которые покупают подешевле, продают подороже. Уже ведь вся Россия работает по такой схеме. Так вот, маркировку тогда получается на товар нужно делать несколько раз? То есть я покупаю товар у посредника с его маркировкой. А потом должен буду проставить уже свою?
Как я понимаю, маркировка ставится изначально у производителя. А покупатель — продавец — перекур просто фиксируют у себя движение товара (с помощью сканера и отправки данных на какие-то сервера)