С 1 июля 2020 года на территории России введена обязательная маркировка обуви. С этой даты запрещено изготавливать, импортировать и продавать немаркированную обувную продукцию.
Мы подготовили сервис, в котором вы можете проверить, нужно ли маркировать ваш товар. Для этого:
- перейдите на страницу сервиса;
- внесите в строку код продукции по ТН ВЭД;
- нажмите кнопку «Проверить».
Сервис за пару минут определит, подлежит ли ваш товар обязательной маркировке.
Если участник рынка впервые начал производить, импортировать или реализовывать обувь, он должен зарегистрироваться в системе маркировки не позднее чем через 7 дней с даты начала осуществления указанных видов деятельности.
Несоблюдение правил обязательной маркировки грозит штрафами и конфискацией контрафакта.
Напоминаем! Предпринимателям, продающим маркированные товары, нельзя использовать ПСН.
Популярные товары для маркировки обуви
Маркировка обуви – что это такое?
Это присвоение каждой паре уникального идентификатора. По нему отслеживается движение товара. Обувную продукцию маркируют 123-значными штрихкодами Data Matrix:
Почему Data Matrix?
невысокая стоимость маркировочного кода –
50 коп. (без НДС);
легкая читаемость —
код распознается 2D-сканером даже после частичного повреждения;;
идентификатор можно уместить на небольшой товарной бирке – при этом он содержит всю необходимую информацию.
Какое оборудование нужно для маркировки обуви
Касса, поддерживающая тег 1162 | Частным производствам | Оптовым предприятиям, дилерам | Розничным продавцам |
Для расчетов с покупателями |
Сканер 2D-штрихкодов | Изготовителям | Импортерам | Дилерам и оптовикам | Розничным продавцам |
Для чтения идентификаторов с бирок, коробок и логистических упаковок |
Принтер этикеток | Изготовителям | Импортерам | Дилерам и оптовикам | Рознице | |
Для маркировки | изготовленной обуви | ||||
импортного товара | |||||
логистических упаковок |
Терминал сбора данных со сканером 2D штрихкодов | Изготовителям и импортерам | Дистрибьюторам и оптовикам | Розничным торговым точкам |
Для складских операций | |||
Для агрегации кодов в логистические упаковки | |||
Для отгрузки партии товара | |||
Для приемки партии товара | |||
Для сверки кодов в УПД и на упаковках |
Защищенный USB-накопитель | Изготовителям | Импортерам | Дистрибьюторам и оптовикам | Рознице |
Для безопасного хранения ЭП |
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Как подготовиться к маркировке обуви
- Рознице потребуется купить новую кассу, готовую к работе с маркировкой, или обновить прошивку уже имеющейся ККМ.
- Получить УКЭП.
- Установить криптопровайдер для работы с ЭП.
- Убедиться в необходимости маркировки товара.
- Подготовить рабочее место и обновить софт для взаимодействия с системой «Честный ЗНАК».
- Создать учетную запись в системе маркировки обуви.
- Подключиться к ЭДО.
- Приобрести необходимое оборудование.
Обратите внимание:
- Производители получают доступ к регистраторам эмиссии маркировочных кодов, предоставляемый ЦРПТ, безвозмездно с 01.10.2019.
- Изготовители и импортеры регистрируются в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».
Нужно знать! Работа с маркированной обувью предусматривает обмен цифровыми документами между участниками рынка. Компании и предприниматели могут подключиться к документообороту ЦРПТ бесплатно. Им будет доступен обмен только документацией, связанной с маркировкой.
Принтеры для маркировки обуви
Какой обуви маркировка не нужна
Не подлежат нанесению средств идентификации обувные товары:
- 1. находящиеся на временном хранении (например, в ремонте или химчистке);
- 2. образцы, в том числе выставочные, не предназначенные для продажи;
- 3. спецобувь, приобретенная учреждениями для личных нужд;
- 4. конфискат;
- 5. ввезенные в РФ гражданином для личного использования;
- 6. находящиеся под таможенной процедурой таможенного транзита;
- 7. реализуемые магазинами беспошлинной торговли (duty-free).
Штрафы за нарушение правил маркировки
Ответственность за несоблюдение правил маркировки товаров определена ст. 15.12 КоАП РФ. Вся непромаркированная обувь конфискуется.
Штрафы
Для граждан
2–4 тыс. р.
Для должностных лиц и ИП
5–10 тыс. р.
Для организаций
50–300 тыс. р.
Примечание. П. 5 ст. 4.7 ФЗ № 54 введен новый реквизит чека – «код товара» (тег 1162). С 01.03.2020 несоблюдение требования грозит штрафными санкциями:
для кассиров —
от 1,5 до 3 тысяч рублей;
для предпринимателей и компаний —
от 5 до 10 тысяч рублей.
Как работает маркировка обуви
Вытеснение с российского рынка недобросовестных участников товарооборота. Государство стремится оградить «белый» бизнес от давления нелегальных коммерческих структур, а потребителей – от приобретения контрафакта, контрабанды и фальсификата. Нанесение идентификаторов одинаково выгодно всем участникам товарооборота.
- заказывает и получает маркировочные коды в системе «Честный ЗНАК»;
- маркирует готовые изделия на производстве: на конвейерной линии или на своем складе;
- фиксирует операции в системе прослеживания.
- заказывает и получает маркировочные коды в системе «Честный ЗНАК»;
- наносит идентификаторы: на обувь, изготовленную за пределами ЕАЭС, — до помещения под таможенные процедуры; на продукцию, произведенную на территории ЕАЭС, — до пересечения границы РФ;
- фиксирует операции в системе прослеживания.
- составляют универсальный передаточный документ (УПД) с кодами со всех обувных коробок;
- сопровождают партию товара УПД при отгрузке контрагентам — дистрибьюторам, оптовикам, розничным продавцам;
- фиксируют операции в системе прослеживания.
- принимают обувную партию от контрагента;
- сверяют содержащиеся в УПД идентификаторы с кодами, нанесенными на обувные коробки;
- утверждают УПД;
- через оператора ЭДО отправляют в систему прослеживания отчет о смене собственника и УПД с идентификаторами.
- принимает от граждан (например, частных мастеров) непромаркированную обувь на реализацию;
- заказывает и получает идентификаторы в системе «Честный ЗНАК»;
- маркирует товары;/li>
- передает сведения в систему прослеживания.
- при продаже обуви кассир сканирует маркировочный код с коробки или этикетки;
- сведения автоматически вносятся в чек и отражаются в строке «кода товара»;
- касса пересылает ОФД цифровой вариант чека;
- ОФД информирует систему прослеживания о выбытии товара из оборота.
- получает информацию о покупке из чека, сформированного кассой продавца;
- узнает сведения о приобретенной обуви и устанавливает ее подлинность, отсканировав код с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК».
Сканеры для работы с маркированной обувью
Система маркировки обуви
«Честный ЗНАК» — информационный веб-портал ЦРПТ. На сайте есть ссылка на регистрацию в системе маркировки обуви.
Важно! Участники рынка непосредственно на сайте «Честный ЗНАК» личный кабинет (ЛК) не регистрируют. Для создания учетной записи им нужно перейти по адресу markirovka.crpt.ru/register и, следуя интерактивным подсказкам, выполнить все инструкции Оператора.
Программное обеспечение нового участника должно соответствовать следующим требованиям:
- 1. «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» или «Рутокен Плагин».
- 2. Windows 7/OS X 10.8 или выше.
- 3. Google Chrome 70/Mozilla Firefox 60/Internet Explorer 11/Safari 12.
- 4. Расширение для веб-обозревателя CryptoPro Extension for CAdES и криптопровайдер с поддержкой ГОСТ 34.10-2001/34.11-2012 и ГОСТ 28147-89, или расширение «Адаптер Рутокен Плагин».
Важно! Через наш каталог можно заказать «КриптоПРО CSP» версий 4.0 и выше. В наличии все виды лицензий: годовая и бессрочная (на одно рабочее место), серверная (бессрочная, на неограниченное количество рабочих мест).
Перед заказом и получением идентификаторов для новой обуви ее потребуется описать. Это делает изготовитель или импортер в ЛК «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Для этого нужно стать участником Ассоциации:
- 1. заполнить электронную заявку на вступление по ссылке app.gs1ru.org;
- 2. дождаться ее одобрения, получив на указанный в ней email копию, проверенную экспертом;
- 3. распечатать документ, подписать его и отправить курьером или почтой на физический адрес Ассоциации;
- 4. дождаться письма, пересылаемого на email и содержащего данные учетной записи нового участника «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».
Лицензии и ПО для маркировки обуви
Кто и когда маркирует обувь
Кто маркирует | Что маркирует | Сроки обязательной маркировки обуви |
Изготовители | Всю выпускаемую продукцию | 01.07.2020 |
Импортеры | Обувь, предназначенную для ввоза на территорию России с целью дальнейшей реализации |
Как описывать товар
Обязательные атрибуты для описания, представляемого в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»:
- - ИНН;
- - модель;
- - страна производства;
- - вид обувной пары;
- - тип материалов подошвы, верха и подкладки;
- - товарный знак;
- - цвет;
- - размер в штихмассовой системе;
- - этикеточное название;
- - первые 4 символа кода ТН ВЭД ЕАЭС.
Куда наносить штрихкоды
Участник рынка получает заказанные идентификаторы в электронном виде. Коды хранятся в ЛК пользователя системы мониторинга 60 дней с даты подтверждения их получения. Штрихкоды нужно распечатать и промаркировать обувь. Наносить можно дважды: на коробку, саму пару обуви или бирку.
Важно! Для агрегации идентификаторов потребуется самостоятельно сформировать код SSCC и нанести его на транспортную упаковку. SSCC — 18-значный номер, включающий префикс «ГС1 РУС», гарантирующий его уникальность.
Терминалы для работы с маркированной обувью
Как выводить обувь из оборота
Под выбытием обуви из оборота понимают:
- продажу конечному потребителю на кассе розничного магазина;
- возврат комиссионером нереализованных товаров гражданину;
- продажу, в том числе оптовую, компаниям и предпринимателям для собственных и корпоративных нужд;
- изъятие;
- списание;
- уничтожение или безвозвратную утрату;
- экспорт.
При удаленных продажах выбытие оформляется не позднее 3 суток с даты отгрузки продукции со склада.
Важно! Онлайн-магазины фиксируют выбытие обуви из оборота при отправке заказа в службу доставки. Другой способ: курьер сканирует идентификатор при вручении товара покупателю (смарт-терминал должен поддерживать тег 1162).
Если покупатель возвращает товар без идентификатора, розничный продавец обязан его перемаркировать:
- - отчитаться в ЛК системы прослеживания о возврате;
- - запросить новый идентификатор, оплатить, получить, распечатать и нанести на обувную пару;
- - ввести ее в оборот через ЛК системы «Честный ЗНАК».
Если код маркировки обуви испорчен или утрачен, предусмотрен тот же порядок действий.
Предприятия, приобретающие партии профессиональной или спецобуви, например, заводы, строительные и монтажные компании, авиаперевозчики, больницы отправляют в систему прослеживания документацию, подтверждающую смену собственника продукции.
Процедура предусматривает применение УПД, включающего:
- - идентификаторы обуви или логистической упаковки;
- - способ вывода из оборота – «продажа для применения в личных нуждах»;
- - ИНН продавца;
- - дату покупки;
- - цену партии маркированной обуви с НДС — указывается в соответствии со сведениями, отраженными в первичной документации.
А также наименование, номер и дату документа, подтверждающего приобретение обувной партии.