С июля 2020 года на территории России введена обязательная маркировка обуви. С этой даты запрещено изготавливать, импортировать и продавать немаркированную продукцию. Постепенно участники оборота нанесли штрихкоды на остатки, перешли на электронный документооборот (ЭДО). С апреля 2023 года вступил в силу запрет на продажу обуви, описанной по сокращенному дистрибутивному составу.
Если участник рынка впервые начал производить, импортировать или реализовывать обувь, он должен зарегистрироваться в системе маркировки не позднее чем через 7 дней с даты начала осуществления деятельности. Разбираемся, как это сделать, какое оборудование купить, как работать с маркировкой без штрафов.
Маркировка обуви – что это такое
Маркировка обуви — это присвоение каждой паре уникального идентификатора. По нему отслеживается движение товара. Обувную продукцию маркируют идентификационными знаками Data Matrix, потому что у этого штрихкода:
- невысокая стоимость — 0,50 р. без учета НДС;
- легкая читаемость — распознается 2D-сканером даже после частичного повреждения.
Кроме того, Data Matrix можно уместить на небольшом участке упаковки, товарной бирки или самого изделия. При этом код содержит всю необходимую информацию об обуви: от названия производителя до материала, из которого она изготовлена.
Участник рынка заказывает идентификационные знаки в ЛК системы Честный ЗНАК. Затем оплачивает и получает их в электронном виде. Идентификационные знаки хранятся в ЛК пользователя системы мониторинга 60 дней с даты подтверждения их получения. Штрихкоды (точнее, этикетки с ними) нужно распечатать и промаркировать обувь.
Какое оборудование нужно для маркировки обуви
Для работы с маркированными товарами всем участникам рынка обуви нужно приобрести и установить специальное оборудование.
Касса, поддерживающая тег «Код товара» | Частным производствам | Оптовым предприятиям, дилерам | Розничным продавцам |
Для расчетов с покупателями | + | + | + |
Сканер 2D-штрихкодов | Производителям | Импортерам | Оптовикам | Рознице |
Для чтения идентификаторов с бирок, коробов и логистических упаковок | + | + | + | + |
Принтер этикеток | Изготовителям | Импортерам | Дилерам и оптовикам | Рознице | |
Для печати средств идентификации для маркировки | изготовленной обуви | + | - | - | - |
импортного товара | - | + | - | - | |
логистических упаковок | + | + | + | - |
Терминал сбора данных со сканером 2D-штрихкодов | Изготовителям и импортерам | Дистрибьюторам и оптовикам | Розничным торговым точкам |
Для складских операций | + | + | + |
Для агрегации кодов в логистические упаковки | + | + | - |
Для отгрузки партий товаров | + | + | - |
Для приемки партий товаров | - | + | + |
Для сверки кодов в УПД и на упаковках | - | + | + |
Ответим на любые вопросы по номеру +7 (800) 550-78-61. Подберем оборудование под задачи бизнеса. Консультация бесплатная.
Как подготовиться к маркировке обуви
Для продажи обуви рознице потребуется купить новую онлайн-кассу, готовую к работе с маркировкой, или обновить прошивку уже имеющейся ККТ. Всем участникам оборота нужно:
- Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
- Установить криптопровайдер для работы с ЭП.
- Убедиться в необходимости маркировки товара.
- Подготовить рабочее место и обновить софт для взаимодействия с Честным ЗНАКом.
- Создать учетную запись в системе маркировки обуви.
- Подключиться к ЭДО.
- Приобрести необходимое оборудование.
Производители получают доступ к регистратору эмиссии штрихкодов, предоставляемому ЦРПТ безвозмездно. Кроме того, они и импортеры регистрируются в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».
Работа с маркированной обувью предусматривает обмен цифровыми документами между участниками рынка. Компании и предприниматели могут подключиться к документообороту ЦРПТ бесплатно. Им будет доступен обмен только документацией, связанной с маркировкой.
Какой обуви маркировка не нужна
Не подлежат нанесению средств идентификации обувные товары:
- находящиеся на временном хранении (например, в ремонте или химчистке);
- образцы, в том числе выставочные, не предназначенные для продажи;
- спецобувь, приобретенная учреждениями для личных нужд;
- конфискованные;
- ввезенные в РФ гражданином для личного использования;
- находящиеся под процедурой таможенного транзита;
- реализуемые магазинами беспошлинной торговли (duty-free).
Перечень товаров, освобожденных от маркировки, прописан в Постановлении № 860Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров».
Штрафы за нарушение правил маркировки
Административная ответственность за нарушение правил маркировки наступает согласно ст. 15.12 КоАП РФ:
За оборот обуви без маркировки | Штраф, тыс. р. | ||
для граждан | для должностных лиц | для компаний | |
Изготовление | — | 5–10 | 50–100 |
Реализация | 2–4 | 50–300 |
Уголовная ответственность за нарушение правил маркировки наступает согласно ст. 171.1 УК РФ:
Преступное деяние | Штраф, тыс. р. | Лишение свободы |
Изготовление, хранение, транспортировка и продажа изделий без маркировки: | ||
в крупном размере | 100–300 | до 4 лет либо принудительные работы на тот же период |
по сговору | ||
групповые | 200–0,5 млн | до 6 лет (со штрафом до 1 млн р.) либо принудительные работы сроком до 5 лет |
в особо крупном размере |
Крупный размер — это изготовление, хранение, транспортировка и продажа обуви без маркировки на сумму от 400 тыс. р., а особо крупный — от 1,5 млн. р.
Как работает маркировка обуви
Государство стремится оградить белый бизнес от давления нелегальных коммерческих структур, а потребителей — от приобретения контрафакта, контрабанды и фальсификата. Нанесение идентификаторов одинаково выгодно всем участникам товарооборота. Основные этапы маркировки товаров:
- Производитель или импортер наносит уникальный Data Matrix на коробку обуви и отчитывается об операции в систему Честный ЗНАК.
- Все участники оборота предоставляют в ГИС МТ данные о движении каждой товарной единицы по логистической цепи.
- Розничный продавец сканирует коды с каждой единицы товара при ее приемке от поставщика и только после этого размещает товар на полках магазина.
- Маркировку считывают при реализации обуви на онлайн-кассе.
- Кассовый софт передает сведения о товаре, проданном конечному потребителю, оператору фискальных данных (ОФД) и в систему прослеживания.
- Код проданной пары обуви выбывает из оборота в ГИС МТ.
При продаже обуви в комиссионном магазине тоже действуют общие правила работы с маркировкой. Комиссионер:
- Принимает от граждан непромаркированную обувь на реализацию.
- Заказывает и получает идентификаторы в системе Честный ЗНАК.
- Наносит штрихкоды на товары и вводит их в оборот.
- Сканирует Data Matrix при продаже обуви на кассе.
ККТ передает сведения о проданном товаре ОФД и в Честный ЗНАК. Код обуви выбывает из оборота в ГИС МТ.
Система маркировки обуви
ЦРПТ — оператор единой системы маркировки товаров, в том числе обуви. Честный ЗНАК — информационный веб-портал ЦРПТ. Для создания учетной записи в системе маркировки обуви участнику оборота обуви нужно перейти по адресу markirovka.crpt.ru/register и, следуя интерактивным подсказкам, выполнить все инструкции Оператора. Программное обеспечение нового участника должно соответствовать таким требованиям:
- КриптоПро ЭЦП Browser plug-in;
- Windows 7/Mac OS X 10.8 или выше;
- Google Chrome 90/Mozilla Firefox 91//Safari 14/Opera 78.
Перед заказом и получением идентификаторов для новой обуви ее потребуется описать. Это делает изготовитель или импортер в Национальном каталоге. Для этого нужно стать участником Ассоциации «ЮНИСКАН/ГС1 РУС». Как это сделать:
- Заполнить электронную заявку на вступление на официальном ресурсе организации.
- Дождаться ее одобрения, получив на указанный в ней email копию, проверенную экспертом.
- Распечатать документ, подписать его и отправить курьером или почтой на физический адрес Ассоциации.
После этого на email, указанный при регистрации, придет письмо с данными учетной записи нового участника «ЮНИСКАН/ГС1 РУС».
Кто и когда маркирует обувь
Кто маркирует | Что маркирует | Сроки обязательной маркировки обуви |
Изготовители | Всю выпускаемую продукцию | С 01.07.2020 |
Импортеры | Обувь, предназначенную для ввоза на территорию России с целью дальнейшей реализации |
Мы подготовили сервис, в котором можно проверить, нужно ли маркировать тот или иной товар. Для этого:
- Перейдите на страницу проверки.
- Внесите в строку код продукции по ТН ВЭД.
- Нажмите кнопку «Проверить».
Сервис за секунды определит, подлежит ли товар обязательной маркировке.
Важно. С 01.04.2024 действует разрешительный режим при продаже маркированной обуви через кассу. Это значит, что сотрудник магазина может внести в чек только тот товар, код которого прошел проверку в Честном ЗНАКе. На кассу поступит сообщение о том, что реализация разрешена. Если система маркировки не отвечает в течение 15 сек., товар можно продать. Это правило действует до 01.03.2025. С указанной даты кассир обязан проверить код обуви в режиме офлайн.
Как описывать товар
Обязательные атрибуты для описания, представляемого в «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»:
- ИНН;
- модель;
- страна производства;
- вид обувной пары;
- тип материала подошвы, верха и подкладки;
- товарный знак;
- цвет;
- размер в штихмассовой системе;
- этикеточное название;
- первые 4 символа кода ТН ВЭД ЕАЭС.
Для обуви действует описание по полному атрибутивному составу. Использовать сокращенный вариант запрещено с 01.04.2023.
Куда наносить штрихкоды
Наносить можно дважды: на коробку, саму пару обуви или бирку.
Для агрегации идентификаторов потребуется самостоятельно сформировать код SSCC и нанести его на транспортную упаковку. SSCC — 18-значный номер, который включает префикс «ГС1 РУС», гарантирующий его уникальность.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Как выводить обувь из оборота
Под выбытием обуви из оборота понимают:
- продажу конечному потребителю на кассе розничного магазина;
- возврат комиссионером нереализованных товаров гражданину;
- продажу, в том числе оптовую, компаниям и предпринимателям для собственных и корпоративных нужд;
- изъятие;
- списание;
- уничтожение или безвозвратную утрату;
- экспорт.
При удаленных продажах выбытие оформляется не позднее 3 суток с даты отгрузки продукции со склада.
Онлайн-магазины фиксируют выбытие обуви из оборота при отправке заказа в службу доставки. Другой способ: курьер сканирует идентификатор при вручении товара покупателю (смарт-терминал должен поддерживать тег «Код товара»).
Если покупатель возвращает пару без идентификатора, розничный продавец обязан ее перемаркировать:
- Отчитаться в ЛК системы прослеживания о возврате.
- Запросить новый идентификатор, оплатить, получить, распечатать и нанести на обувную пару.
- Ввести в оборот через ЛК в системе Честный ЗНАК.
Если код маркировки обуви испорчен или утрачен, предусмотрен аналогичный порядок действий.
Предприятия, приобретающие партии профессиональной или спецобуви, например, заводы, строительные и монтажные компании, авиаперевозчики, больницы отправляют в систему прослеживания документацию, подтверждающую смену собственника продукции. Процедура предусматривает применение УПД, включающего:
- идентификаторы обуви или логистической упаковки;
- способ вывода из оборота — «Использование для собственных нужд предприятия»;
- ИНН продавца;
- дату покупки;
- цену партии маркированной обуви с НДС — указывается в соответствии со сведениями, отраженными в первичной документации.
Также в УПД указывают наименование, номер и дату документа, подтверждающего приобретение обувной партии.
Если нужны услуги по внедрению маркировки — звоните на номер 8 (800) 500-25-91. Ответим на вопросы и подберем решение под любой бюджет и задачи. Консультация бесплатная.