С 1 сентября 2024 года в России стартует обязательная маркировка технических средств реабилитации (ТСР). Производители должны наносить на эту продукцию коды Data Matrix, с помощью которых через систему Честный ЗНАК (ГИС МТ) прослеживается ее движение по логистической цепи. Расскажем, что именно будут маркировать и как участникам оборота ТСР подготовиться к грядущим изменениям.
Какие технические средства реабилитации подлежат обязательной маркировке
Обязательной маркировке подлежат такие средства реабилитации:
- тактильные и опорные трости, костыли, опоры, поручни;
- ортезы, функциональные узлы протезов;
- противопролежневые матрацы и подушки;
- моче- и калоприемники;
- кресла-стулья с санитарным оснащением.
Указанные товары должны относиться к категории медицинских изделий, иметь регистрационное удостоверение.
Чтобы определить, подлежат ли конкретные технические средства реабилитации обязательной маркировке, нужно руководствоваться их кодами ТН ВЭД ЕАЭС и сопоставить с теми, которые содержатся в Постановлении Правительства РФ №744Постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2024 № 744 «Об утверждении Правил маркировки отдельных видов технических средств реабилитации средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов технических средств реабилитации». Но есть вариант проще — воспользоваться нашим сервисом. Чтобы узнать, подлежит ли товар маркировке, введите его код ТН ВЭД ЕАЭС в строку и нажмите «Проверить».
Сроки маркировки ТСР
Согласно последним новостям, маркировка ТСР для инвалидов внедряется в такие сроки:
- С 1 сентября 2024 года участники оборота ТСР регистрируются в системе Честный ЗНАК.
- С 1 октября 2024 года производители и импортеры должны наносить коды маркировки на технические средства реабилитации и вводить их в оборот путем передачи данных в ГИС МТ.
- До 28 февраля 2025 года нужно промаркировать нереализованные остатки — ТСР, произведенные в РФ до 1 октября или импортированные в страну и введенные в оборот до 30 сентября 2024 года включительно.
- С 1 марта 2025 года необходимо передавать в Честный ЗНАК данные о выводе маркированных ТСР из оборота, независимо от причины выбытия.
- С 1 сентября 2025 года вводится поэкземплярный учет технических средств реабилитации. Нужно отчитываться в Честный ЗНАК о каждой операции с ТСР с указанием конкретных кодов маркировки.
Тем, кто не уложится в указанные сроки, придется платить штраф. Поэтому настоятельно рекомендуем подготовиться к работе по новым правилам уже сейчас. Расскажем, как это сделать.
Как производителю и рознице подготовиться к работе с маркировкой ТСР для инвалидов
В первую очередь, участники оборота маркированных товаров должны получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). ИП и руководителям организаций нужно обратиться в удостоверяющий центр (УЦ) ФНС или его доверенных лиц. Сотрудники, на которых возложена обязанность по заверке электронных документов, получают УКЭП на физлиц в аккредитованном УЦ.
Для работы с цифровой подписью нужно установить криптопровайдер (КриптоПро CSP 5.0) и криптографический плагин. Затем зарегистрироваться в системе Честный ЗНАК и подключиться к ЭДО. Дальнейшие обязательные этапы для производителя:
- Вступить в Ассоциацию «ГС1 РУС», если это не сделано ранее. Членство в организации позволяет получить коды GTIN, которые нужны для заказа средств идентификации (Data Matrix). Участие в «ГС1 РУС» платное. Если обращаться через личный кабинет ГИС МТ, можно воспользоваться льготным тарифом — 3 000 рублей.
- Завести карточки товаров в Национальном каталоге — описать продукцию по атрибутивному составу.
- Заказать коды маркировки на каждое ТСР — в личном кабинете на сайте ГИС МТ.
- Распечатать средства идентификации на принтере этикеток, нанести на товары и ввести в оборот.
Эти же шаги придется сделать представителю розницы, когда понадобится маркировать остатки.
Чтобы избежать волокиты и быстро «влиться» в процесс, предлагаем воспользоваться нашей услугой «Маркировка товаров под ключ». Внедрим готовое решение за 3 дня. Организуем работу в соответствии с требованиями закона, поможем избежать штрафов, выстроить прозрачную систему товарного учета.
Оборудование для работы с маркированными товарами
Если производитель не собирается пользоваться услугами типографии и планирует печатать коды Data Matrix самостоятельно, ему понадобится принтер этикеток. Это оборудование нужно приобрести и представителю торговли — для печати этикеток со штрихкодом, если нужна перемаркировка товаров, когда средство идентификации утеряно либо повреждено, или маркировка остатков. Например, подходит принтер этикеток АТОЛ TT41 — бюджетная модель с термотрансферной печатью.
При продаже ТСР для инвалидов нужно считывать коды маркировки с этих товаров и выводить из оборота через онлайн-кассу. Соответственно, понадобится сканер штрих-кодов с поддержкой символик Data Matrix и ККТ. Пример модели 2D-считывателя — Sunlux XL-3200. Онлайн-кассы — Эвотор 6 (смарт-терминал со встроенным модулем эквайринга).
ККТ должна поддерживать формат фискальных документов версии 1.2 (ФФД 1.2). Нужно обновить кассовую программу до последнего релиза.
С 1 апреля 2024 года поэтапно вводится разрешительный режим продаж маркированных товаров на кассе. Наши эксперты провели вебинар на эту тему. Посмотреть его можно здесь.
Кроме того, представителю розницы нужно интегрировать свою товароучетную систему с ГИС МТ, настроить для работы с маркированной продукцией. Важно заключить договор с оператором фискальных данных, чтобы он выводил коды проданных товаров из оборота без участия пользователя.
Как производителю, так и владельцу розничной точки желательно приобрести терминал сбора данных. Это устройство для автоматизации бизнес-процессов на предприятии. Позволяет быстро и безошибочно выполнять приемку, инвентаризацию, отгружать товары контрагенту. Подходит любая модель ТСД, например, АТОЛ Smart.Slim или iData 70.
Не забудьте установить на мобильный терминал специализированный софт, без него устройство бесполезно.
Прослеживание маркировки ТСР через систему Честный ЗНАК
Прослеживание маркировки ТСР через Честный ЗНАК происходит так:
- Производитель заказывает коды Data Matrix и наносит на изготовленные товары, вводит в оборот. При отправке партии контрагенту (оптовику или напрямую в розничную сеть) — создает электронный универсальный передаточный документ (УПД), в котором указывает данные отгружаемых технических средств реабилитации, в том числе маркировку Честный ЗНАК.
- Получатель товаров сверяет фактическую поставку с информацией о ней в УПД. Подтверждает приемку. Оптовик отгружает ТСР рознице по такой же схеме, формирует УПД.
- При продаже товаров конечному потребителю кассир считывает коды Data Matrix и выводит их из оборота через онлайн-кассу.
Чтобы лучше усвоить материал, рекомендуем ознакомиться с чек-листом по маркировке для производителей и продавцов.