Специалисты ФНС инициируют издание нормативных актов, способствующих тому, чтобы налогоплательщики активнее задействовали онлайн-возможности для коммуникаций с ведомством. Изучим один из ярких примеров таких инициатив.
В чем суть нововведения?
ФНС России в Приказе от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483 установила регламент, в соответствии с которым налогоплательщики, обязанные применять онлайн-кассы, предоставляют в Налоговую службу различные документы и информацию через Личный кабинет пользователя ККТ. Основные действия, которые предполагается осуществлять в порядке, установленном ФНС, следующие:
- отправка документов и необходимых сведений для регистрации или перерегистрации ККТ;
- формирование отчетов по процедуре регистрации;
- предоставление сведений о соответствии модели ККТ стандартам, установленным законом;
- передача в ФНС ответов на запросы, которые также получены через Личный кабинет (при этом, нужно уложиться в трехдневный срок для дачи ответа);
- информирование ФНС о каких-либо нарушениях в эксплуатации ККТ - например, о ее вынужденном применении в нештатной ситуации (это нужно сделать в течение 3 дней после исправления проблемы).
При этом, указанные действия можно осуществлять и в рамках бумажного документооборота. ФНС в этом смысле просто «диверсифицирует» каналы общения с налогоплательщиком и дает ему возможность выбирать удобный способ коммуникации.
В свою очередь, исключительно через Личный кабинет пользователя ККТ теперь осуществляется передача в ФНС сведений о согласии либо несогласии признавать факты нарушений в эксплуатации ККТ, которые обнаружены ведомством (в срок, не превышающий 1 рабочего дня с момента получения со стороны ФНС информации об этом).
Во всех остальных случаях — пока иное не будет установлено отдельным нормативным актом, сведения в ФНС можно направлять в бумажном варианте.
Все сведения, направляемые в ФНС через Личный кабинет, должны быть заверены квалифицированной ЭЦП налогоплательщика.
Нюансы нового порядка взаимодействия с ФНС через личный кабинет ККТ
При осуществлении действий, регламентированных указанным Приказом ФНС, налогоплательщику следует иметь в виду, что:
- Личный кабинет — это инструмент, который дает возможность взаимодействовать с ФНС не только по вопросам применения ККТ, но и любым другим, которые связаны с применением контрольно-кассовой техники (например, по поводу внесения в государственный реестр разрешенных онлайн-касс тех или иных моделей ККТ).
Кроме того, ФНС сама оставляет за собой право запросить у налогоплательщика различные документы и сведения по вопросам, связанным с выполнением данным налогоплательщиком требований законодательства о применении онлайн-касс.
- Если к документам, подлежащим отправке в ФНС, должны прилагаться иные — в соответствии с требованиями законодательства, то соответствующая комплектность должна соблюдаться, иначе ФНС оставляет за собой право не принять запрос.
- Чтобы удостовериться в том, что ФНС приняла отправленные через Личный кабинет документы и сведения, налогоплательщику следует дождаться появления в Личном кабинете квитанции по установленной форме. Если она не пришла — обратиться в ведомство за разъяснениями.
Если те или иные документы оказались подготовлены некачественно, то ФНС разместит в Личном Кабинете квитанцию об отказе в приеме запроса. Нужно будет повторить его, еще раз внимательно подготовив документы.
Таким образом, Налоговая служба делает механизмы взаимодействия с налогоплательщиком все более инновационными. Это может значительно упростить работу и самим предпринимателям — при разрешении весьма непростых вопросов в части применения законодательства об онлайн-кассах.
Как я поняла, теперь всё можно через личный кабинет делать. Вот такая у меня ситуация третий день, касса зависла, отнесли в сервисный, к концу недели обещали подшаманить. Другой кассы у нас нет запаски, не настолько богаты, работа следовательно стоит. Нам через личный кабинет как-то налоговую предупредить или как?
А возможно ли через личный кабинет уведомить ФНС, что какой-то период мы работали без кассы? И там же передать данные, без применения служебных записок?
В ситуации, когда позиции законодателя и профильных ведомств разнятся, безопаснее удовлетворить требования всех сторон, иначе может возникнуть материальная ответственность по факту неисполнения требований контрольных и надзорных органов. В указанной ситуации рекомендуем основываться на письме №03-01-15/52356 от 15.08.2017 Минфина и при получении средств от клиента, которое подтвердил банк, проводить сумму через ККТ.
Личный кабинет ФНС — это официальный способ взаимодействия налогоплательщика с ведомством, который рассчитан на решение текущих и экстренных проблем применения ККТ. Такой порядок уведомления налоговиков о возникших перебоях законен, но уточнить на месте все же стоит — поскольку выбранный порядок может быть менее предпочтительным, чем стандартный личный визит.
Что имеет в виду под применением в нештатной ситуации? Можно примеры
Петр Николаевич, прежде всего это, как указано в приказе, обращения с заявлением организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих расчеты, или пользователя о совершении ими действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Простыми словами, это поломка кассы, отключение электричества и, в связи с этим нарушения в работе кассы, или поломка фискального накопителя.