Электронная цифровая подпись для маркировки (ЭЦП) — часть электронного документа при работе с маркировкой, которая шифруется (расшифровывается) средствами криптографии и позволяет подтвердить, что ЭД подлинный, и после отправки информация в нем не менялась. ЭЦП необходима для маркировки обуви, лекарств, шуб и других товаров из меха, сигарет, алкоголя и остальных изделий, на которые нужно проставлять идентификаторы. Далее рассмотрим виды ЭЦП , какая из них нужна для « Честного ЗНАКа » и других общероссийских систем, как ею пользоваться.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Какая ЭЦП нужна для « Честного ЗНАКа » : виды
Существуют 2 основных вида цифровой подписи: простая, например, код в СМС-сообщении для входа в сервис онлайн-банка, и усиленная. Последняя может быть:
- Неквалифицированной (НЭП) . Это электронный инструмент, который подтверждает подлинность удостоверенной им формы, и ее неизменность после подписания. Состоит из двух ключей: открытого и закрытого (известен только владельцу). НЭП формируется средствами криптографии. Подходит для ведения электронного документооборота внутри компании или для обмена ЭДО с другими организациями, но только по договоренности с таковыми.
- Квалифицированной (КЭП) . Она выполняет те же функции, что и неквалифицированная, но при этом является юридически значимым аналогом обычной подписи и подходит для работы в любой госсистеме. Отличается от неквалифицированной высоким уровнем защиты, наличием обязательного бумажного или электронного сертификата, который обычно действует в течение 12 месяцев. Для работы с этим видом подписи необходимо специальное программное обеспечение, сертифицированное Федеральной службой безопасности России.
Простая подпись не оплачивается. Неквалифицированную можно получить бесплатно или за небольшую стоимость — до 1 500 руб. УКЭП стоит дороже — от 2 000 руб.
Для работы с маркировкой нужна квалифицированная ЭЦП или УКЭП. В 2017-2018 основные государственные системы маркировки перенесены на ресурс « Честный ЗНАК », поэтому далее будем говорить об ЭЦП именно для этой единой системы.
В нее вошли:
- СБИС МОТП — для табачной продукции;
- ИС МДЛП — для лекарств;
- ИС МП (ранее ГИС МТ) — товары из меха, обувь, парфюмы и остальные изделия.
Вне «Честного ЗНАКа» функционируют две самостоятельные системы:
- ЕГАИС — для учета спирта и спиртосодержащей продукции;
- ВетИС и ее подсистемы — для ветконтроля, в том числе и товаров животного происхождения, которые поступают на прилавки торговых точек.
Для работы на этих двух платформах используют ту же ЭЦП , что и для маркировки лекарственных препаратов , шин и прочих товарных единиц, подлежащих идентификации.
ЭЦП для « Честный ЗНАК »: как получить
ЭЦП для работы с маркировкой в ГИС на платформе «Честного ЗНАКа» выдают только специальные удостоверяющие организации, получившие аккредитацию в Минкомсвязи России. Действующие центры внесены в реестр. Он размещен на официальном портале министерства.
Чтобы получить ЭЦП для системы « Честный ЗНАК » для ИП или юрлица, необходимо выбрать Удостоверяющий центр, заполнить онлайн-заявку на его сайте, позвонить или посетить офис. Нужно подписать заявление на изготовление УКЭП и представить следующие документы:
- паспорт владельца подписи — обязательно, СНИЛС — возможно, если удостоверение личности не пройдет проверку;
- индивидуальный налоговый номер;
- свидетельство о регистрации компании в ФНС;
- учредительные документы и приказ о назначении директора — владельца КЭП;
- доверенность на представителя компании, который будет получать ЭП, если это не руководитель.
Также можно заказать КЭП просто перейдя по ссылке .
Обычно, ЭП готовят за 1—2 дня. Ее записывают на специальный защищенный носитель — токен. Пользоваться подписью невозможно без криптопровайдера (КриптоПро или ViPNet), плагина и специального драйвера.
« Честный ЗНАК » вход по ЭЦП: как начать работу в системе
Вход в личный кабинет на портале ИС « Честный ЗНАК » возможен только по квалифицированной усиленной ЭЦП . Доступ в ЛК открывается после регистрации. Алгоритм действий:
- Перейдите на сайт системы мониторинга.
- Нажмите «Бизнесу» и активируйте строку регистрации.
- В открывшемся окне кликните по «Зарегистрироваться».
- Пройдите проверку ПО и ОС на рабочей машине. Если понадобится — устраните несоответствия.
- Выберите ЭП и укажите email.
- Отправьте заявку оператору ИС.
На указанный email придет сообщение о получении заявки. В течение суток туда же поступит письмо со ссылкой на вход.
Аккаунт создан. Можно начать эксплуатацию ресурса. Чтобы первый раз войти по КЭП, нужно заполнить профиль:
- указать, является ли компания (предприниматель) производителем или импортером;
- выбрать оператора, оказывающего услуги электронного документооборота;
- отметить товарную группу, для маркировки которой владелец ЭЦП будет работать в системе: лекарственных средств , шин, текстиля или прочих изделий;
- ответить на вопрос: «Являетесь ли вы членом ГС1 РУС?»;
- заполнить информацию о юридическом или физическом лице, которая отобразится в договоре с оператором ресурса;
- отправить данные.
После проверки на указанную ранее почту придет ссылка со входом в личный аккаунт предприятия (предпринимателя).
ЭЦП для ИП для « Честного ЗНАКа » и юрлиц: как применять
Электронная подпись понадобится не только для работы с промаркированными товарами, но и для следдующих действий:
- ввода изделий в оборот;
- маркировки остатков;
- приемки или отгрузки единиц;
- реализации.
Без УКЭП невозможно заключить договор с оператором ЭДО, а без оформления уникальных передаточных документов не получится участвовать в обороте изделий с идентификаторами.
ЭП нужна и для получении членства в Ассоциации ГС1 РУС. Без уникального номера GTIN невозможно заказать и сгенерировать двумерный штрихкод, необходимый для маркировки.
Также подписью визируется заявка на бесплатное получение и установку регистратора эмиссии (сервера), станции управления заказами (программное обеспечение для сервера) и регистратора выбытия (при реализации медицинских препаратов).