Ранее в п. 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 было указано, что кондуктор и водитель в общественном транспорте имеют право продавать проездные документы и талоны пассажирам без использования кассовых аппаратов с фискальным накопителем и возможностью передачи данных через интернет. Но законом № 192-ФЗ от 3.07.2018 внесены изменения, согласно которым с июля 2019 года в автобусах и другом транспорте, используемом для пассажирских перевозок, расчет осуществляется с формированием чека (БСО) и последующей передачей информации в ОФД. Фискальный документ печатают на бумажном носителе, а при желании клиента отправляют на его e-mail или телефон в электронном виде. Об этом подробно описано в Письме Минфина РФ от 24.10.2018 № 03-01-15/76375.
С какого числа нужно использовать кассовые аппараты на автобусах?
Несмотря на то, что изменения в п. 2 статьи 2 ФЗ № 54-ФЗ внесены еще в 2018 году, новые требования вступают в силу несколько позже. И поэтому некоторые ИП и ООО до сих пор не знают, с какого числа придется использовать кассовые аппараты на автобусах. Когда пассажиры вправе требовать от кондуктора чек в дополнение к билету за проезд?
Уже с 1 июля 2019 года ИП и организации, занимающиеся пассажирскими перевозками, должны установить кассовый аппарат в автобусе.
На сайте ФНС можно скачать бесплатное мобильное приложение, которое позволит проверить легальность фискального документа. Там же разрешено оставлять сообщения о нарушении. Например, если чек оказался поддельным или не был выдан вовсе.
Кому придется установить кассовые аппараты в автобусе в 2019 году?
Значительная часть услуг по пассажирским перевозкам осуществляется автобусами. Для этого вида транспорта характерны разветвленная сеть маршрутов и большой поток пассажиров. В зависимости от назначения, автобусы делятся на два вида:
- Городские — курсируют в пределах населенного пункта.
- Пригородные — маршрут пролегает за пределы города.
Кроме того, различают автобусы для нерегулярных и регулярных перевозок, а также туристические, корпоративные и другие. Ввиду высокой востребованности, перевозки этим видом общественного транспорта находятся под строгим государственным контролем. И он связан не только с обеспечением комфорта и безопасности пассажиров, но и с фиксированием финансовых показателей.
В 2019 году все расчеты за проезд в автобусе, независимо от его разновидности, должны проходить через кассовые аппараты. Это поможет вывести из тени большую часть операций, совершавшихся ранее нелегально.
Требования к реквизитам чека, выданного при оплате проезда в автобусе, аналогичны документу, сформированному при расчетах в других сферах деятельности. Но в нем, вместо адреса места реализации товаров или услуг, должны быть указаны марка и модель транспортного средства.
Кассовый аппарат в городском маршрутном автобусе
В городском маршрутном автобусе продажа билетов осуществляется во время движения, поэтому кассовый аппарат обязательно должен присутствовать именно в салоне транспортного средства. Ведь расхождение времени между оплатой и выдачей чека не должно превышать 5 минут. Нарушение этого требования является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Заменой кассовому аппарату может стать турникет со встроенным терминалом, установленный в автобусе. Также технику можно не перевозить непосредственно в салоне транспортного средства, если проведена предварительная оплата согласно договору, заключенному на длительный срок (к примеру, перевозка рабочих предприятия в соответствии с установленным графиком).
Нужен ли кассовый аппарат в пригородных автобусах?
Нужен ли кассовый аппарат в пригородных автобусах? Когда пассажиры приобретают билеты предварительно в кассе автостанции либо на сайте перевозчика, в салоне его можно не использовать. Предварительная оплата за пределами транспортного средства возможна при аренде автобуса на определенный срок для следования по точно установленному маршруту. Но при расчете в любом случае используется кассовый аппарат с возможностью передачи данных в ФНС.
Какие кассовые аппараты подойдут для автобусов в 2019 году?
При использовании кассового аппарата в автобусе связь с интернетом обеспечивается путем установки SIM-карты с подключенной услугой доступа или через Wi-Fi от мобильного устройства в салоне. Первый вариант предпочтительнее, поскольку обеспечивает более стабильное интернет-соединение. Кассовые аппараты, предназначенные для автобусов, в 2019 году должны обладать следующими свойствами:
- длительная работа в автономном режиме — нужно предусмотреть возможность дополнительной подзарядки аккумулятора в случае необходимости;
- высокая скорость работы, что особенно важно при использовании в городском транспорте, для которого характерен большой поток пассажиров;
- высокая производительность в условиях повышенной влажности, резких перепадов температур;
- интеграция со стационарным оборудованием на поручнях для оплаты проезда;
ударопрочный корпус; - возможность расчета наличными, с использованием банковских и транспортных карт;
- возможность возврата билета с удержанием штрафа для междугородных маршрутов;
- наличие ПО для печати посадочных ведомостей, отчетов о продажах, об открытии и закрытии смены;
- возможность подключения сканера штрихкодов для учета реализуемых транспортных карт.
В салонах транспортных средств целесообразно использовать компактные и легкие переносные кассовые аппараты.
Портативные кассовые аппараты в автобусах
Для использования в транспорте подойдет кассовый аппарат небольшого размера и с простым интерфейсом. Главное требование — наличие фискального накопителя и возможность передачи данных в ФНС через ОФД сразу после их формирования. То есть его работа должна осуществляться в соответствии с законом 54-ФЗ. Портативные кассовые аппараты для использования в автобусах бывают следующих видов:
- автономные — отличаются небольшими размерами, в качестве основных функциональных элементов имеют клавиатуру, принтер и дисплей;
- смарт-терминал — современный кассовый аппарат с сенсорным экраном;
- фискальный регистратор — не работает без дополнительного оборудования, подключается к телефону или планшету, на которых установлено необходимое ПО.
Смарт-терминалы отличаются широкой функциональностью и удобством использования, поэтому наиболее востребованы у потребителей.
Как работать кондуктору на кассовом аппарате в автобусе
Во время обилечивания пассажиров кондуктор должен постоянно носить кассовый аппарат с собой. Формирование чека происходит сразу после получения платы за проезд. В целом, принцип, как работать кондуктору на кассовом аппарате в автобусе, аналогичен эксплуатации устройства в других сферах деятельности.
В начале смены пробивают X-отчет. Подтверждением каждой платы за проезд является чек с признаком расчета «Приход». Кондуктор должен выдать пассажиру билет вместе с ФД. В случае необходимости можно сделать возврат или чек коррекции. В конце дня нужно закрыть смену, сформировав Z-отчет.
Кассовые аппараты для кондуктора автобуса
По сути, для работы в салоне транспортного средства предназначены любые модели портативных кассовых аппаратов с вышеописанными возможностями и свойствами. Так, для работы кондуктора автобуса подойдут такие кассовые аппараты:
- Меркурий-180. Автономный кассовый аппарат. Работает в условиях сильных температурных колебаний, оснащен принтером с термопечатью. Отличается высоким качеством сборки, демократичной стоимостью.
- ПТК MSPos-K. Переносной смарт-терминал с возможностью работы в автономном режиме до 48 часов. Функционирует на базе ОС Android.
- aQsi 5 для транспорта — онлайн-касса нового поколения компактного размера и небольшого веса (413 грамм) с функцией эквайринга и приёма транспортных карт. Оснащена планшетом с 5,5 дюймовым сенсорным дисплеем и установленным ПО для водителя и кондуктора, встроенными сканером для считывания 2D штрих-кодов, ридером магнитных карт на 1-3 дорожки, а также NFC-модулем. Благодаря АКБ работает автономно до 24 ч без подзарядки..
Работа без кассового аппарата с 1.07.2019 грозит ИП и организациям, занимающимся пассажирскими перевозками, штрафами.
Что делать если он не пробивает карты
Здравствуйте! Для решения вашего вопроса нужно уточнить используемую модель кассы и другие нюансы. Позвоните на бесплатный круглосуточный номер 8 (800) 500-25-91. Наш менеджер задаст уточняющие вопросы и поможет найти решение любых ваших задач, касающихся торгового оборудования и автоматизации бизнеса.
Да, у нас в Воронеже стоят в нескольких автобусах онлайн-кассы уже. И хочу сказать хорошо, что в них нельзя как в банкомате снять наличные. Потому что бабули все свои карты дают молодежи, чтоб провести оплату, естемтвенно сообщают пинкоды. В общем сами понимаете, какие перспективы.
Ели я купила Меркурий,ещё не регистрировалась, можно его сдать в фирму обратно? И через меркурий не оплатишь банковскими картами, можно его как то модернизировать?
В соответствии со ст.503 Закона о защите прав потребителя, технически сложные товары могут быть возвращены (или покупатель может требовать их замены) только при существенном нарушении требований к его качеству в рамках п.2 ст.475.
Если при покупке ККТ вы были осведомлены о технических особенностях и совершили покупку с их учетом, то вернуть кассу вы не можете.
Для консультации по подключению к кассе периферии — укажите модель и желаемые внешние устройства, иначе мы не сможем вам помочь.
Читала недавно статью о Круглом столе, в апреле проводили, как раз на счет онлайн-касс в транспорте. Ну как все там красиво…. Производители касс уверяют, что кассы бесперебойно работать будут. При этом не уточняют, как именно работать. Предприниматели поют. как это удобно и практично. Сказки да и только! Даже ваш хваленый Штрих М для транспорта, принимающий и бесконтактные платежи и транспортные карты, зависает, причем не так редко. А интернет в условиях постоянного движения?
Светлана, кассовая реформа неизбежно коснется транспортных перевозок. Кроме того, при продаже балетов через ККТ, информация будет направлена не только ОФД, а и в Федеральное предприятие «ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».
Что касается интернета в пути — отсутствие сети на промежутках маршрута не является помехой для распечатки чеков и записи информации о расчетах на ФН, после восстановления соединения все данные будут отправлены.
Светлана, ну раз этот закон вводя, значит они продумали все минусы и все взвесили. Интернет в городах ловит практически везде, а ФН на то и ФН, чтобы работать и без сети. Никакая информация не пропадет. А на случай поломки, наверное создадут мобильную группу специалистов какую-то, которые будут выезжать и чинить…
А будет ли онлайн-касса работать по 15 часов без подзарядки? Как быть, если вдруг сел аккумулятор?
И что делать, если автобус ездит по маршруту дальнего следования, где плохо работает сеть? Можно ли в таком случае приобретать кассу, которая будет работать в автономном режиме.
Занимаюсь перевозками людей на дальние расстояния, боюсь, что онлайн-касса не будет функционировать в полной мере. И как быть с роумингом, когда, например, осуществляются поездки из России в Белоруссию, Украину, Литву? Как быстро нужно отправлять данные в налоговую, если предусмотрен день пребывания в другой стране.
Богдан, выбирайте ККТ с аккумуляторами Li-pol, которые характеризуются повышенной плотностью заряда и низким саморазрядом ККТ в промежутках между оплатами. Более того, такие аккумуляторы оперативно подзаряжаются и устойчивы к существенным перепадам температур от -20 до +40. Такие батареи защищены от «эффекта памяти», который проявляется в потерях емкости при регулярных неполных зарядках. Если вы выберете емкость в 1800 mA*ч, то ее хватит для работы в течение 8 — 15 часов.
Что касается роуминга, то нужно понимать следующее: ККТ применяется в этом случае не на борту ТС, а в офисе продаж билетов, поскольку при предварительной продаже, если предприятие заключает долгосрочные договоры на перевозку по утвержденным маршрутам с единовременной оплатой за услугу или если это корпоративный автобус, ККТ в салоне не нужна.
Вы знаете, что меня радует в этой ситуации? Наконец-то маршрутчики станут смотреть на дорогу, а не на то, сколько кому дать сдачи. Всегда считала полным бредом то, что водитель вместо руля держит в руках стопку денег. Сейчас, получается, каждому маршрутчику выдадут по кондуктору и по кассе и это станет гораздо удобнее, как и водителю, так и пассажирам. Я за безопасность, в первую очередь, и установка онлайн-касс в общественном транспорте — один из пунктов, который нам ее обеспечит.
Надеюсь, после 1 июля это будет работать так. Конечно, может бы и такое, что водитель будет и рулить, и считать сдачу, и еще и чеки пробивать. Но я надеюсь, что каждый будет занят исключительно своим делом. 🙂
Мне кажется, если кондуктор будет ходить с кассой — это очень затянет процесс покупки билета. Дать наличные, дождаться сдачи, потом взять билет… Вспомните, что творится в Москве в час пик! Иногда бывает совсем не пройти в автобус, что уже говорить о кондукторе, который будет пробиваться сквозь толпу и каждому выдавать чек. Похоже немного на сумасшествие.
Но если поставить вместе «кондуктора с кассой» турникет со встроенным терминалом, установленный в автобусе — то, собственно, почему бы и нет. Вот это будет более удобным и грамотным решением.
Вообще в теории хорошая задумка. Но на деле думаю будет бардак первое время точно. Не любят у нас ни каких нововведений и каждый будет пытаться переложить ответственность на кого-то.
Алексей, а в Химках, кстати, все уже работает! И все ок, работает без сбоев! Не знаю, правда, как давно эту систему ввели, но год назад, как я сюда переехала, кассы в автобусах уже функционировали. И кстати, это действительно удобно — можно картой платить и мелочь не отсчитывать. И скорость прохода в салом, по моему, быстрее, нет длинных очередей на вход на пол остановки. В общем, я систему одобряю, крайне удобная «новинка» оказалась!
Согласно абсолютно с вами, Алексей. Главное, чтобы после всех новвоведений навели порядок, а на это понадобится не мало лет.
Анна, в вот с микроавтобусами вы правы. И с зависаниями кассы. Скорее всего, будет сказано что -то типа «нужно иметь дополнительную кассу». Но вообще, у нас есть такой водитель газели — и по теелфону болтает, и билеты выдает, и курить еще успевает (хотя и нельзя в транспорте). Будем наблюдать за ситуацией.
Владимир, ну почему сразу водитель? Выдачей билетов вполне может заниматься кондуктор. Чеки будут выдавать по мере оплаты, конечно. Хоть в начале пути, хоть в середине. И не будет никакого «хочу/не хочу чек». Главная обязанность контдуктра/водителя — чек выдать. А что дальше пассажир с ним сделает — дело пассажира. И да, я уверена, что контроль на линии будет выходить и часто. Как в начале любой реформы.
Получается, что водитель должен и за движением следить и чеки выдавать и отчетность сдавать? Думаю, что это нисколько не упростит нашу жизнь. Один скажет, что ему нужен чек, другой наоборот. И как это будет происзодить? Чеки будут выдавать при входе в транспорт или в конце пути? Мне кажется, что в любом случае это создаст немалые помехи движению и безопасности пассажиров. И я уверен, что еще найдется система контроля, да еще и такого, что начнут в ходе движения проверять, а все ли с чеками…. А тут раз и человек чек затерял, и понеслось. А представьте пожилых, которые и так всех банкоматов обходят стороной, начнут пешком ходить.
А как это будет реализовано на практике? В стандартный автобус, допустим, кондуктора вернуть можно, хотя только-только вроде бы от этого ушли. А с микро-автобусами что делать? Если сажать кондукторов в обязательном порядке – это постоянное минус место. Если без кондуктора работать, водителю придется и на дорогу смотреть, и чеки выдавать. А если аппарат зависнет? Не отъезжать от остановки, пока не заработает, или по дороге с этим разбираться? Не повысит ли это риск аварийных ситуаций?
Иван, бери Меркурий 185 Ф, я такую взял, кондуктор не жалуется, для работы в автобусах самое то. Это вообще автономный кассовый аппарат, мне зарядки хватает при конкретной эксплуатации на 16 часов. Касса мне что нравится, может работать при сильных температурных колебаниях. У неё принтер с термопечатью. По характеристикам другим кассам не отстаёт. Цена нормальная, я за 5200 взял. Вообще пока нормально всё, не глючит, мозг не взрывает.
Я не знаю, какую кассу поставить себе в автобус. Во-первых, надо, чтоб заряд весь день держала, чтоб не отвлекаться совсем в течение дня на её зарядку. Во-вторых, желательно, чтоб компактная была, мобильная, естественно. Плюс, у меня то жара в салоне, то холод. Надо, чтоб не висла она, а работала во всех условиях. Ну и по техническим характеристикам тоже чтоб от других не отставала. И по цене, конечно же, чтоб не заоблачно. Посоветуйте, какую взять.
Кlаrа Frost, никакой аварийности данный закон не создаёт, а наоборот нормализирует перевозку людей. Во-первых, в автобусах кондукторы занимаются выдачей чеков, водитель к этому никакого отношения не имеет. А в случае с маршруткой всё просто, главное придерживаться правил. Кто мешает водителям сажать людей на исключительно фиксированных остановках? У нас привыкли посередине дороги взять человека и на скорости потом ему сдачу отсчитывать. А вот, взяв, как положено, людей с остановки водитель СТОЯ НА ОСТАНОВКЕ пробьёт людям чеки, выдаст сдачу и поедет дальше. По-моему никаких проблем, если ничего не нарушать.
Интересно, как водитель должен помимо свой основной работы везти людей должен ещё и чеки выдавать? Иногда замечаю, что им сдачу трудно передавать одной рукой, а тут. Каждому человеку он теперь должен будет сдачу дать, чек пробить. Интересно, а те, кто это придумал, не задумался об аварийности на дорогах? Я так понимаю, тут даже время маршрута не с расчётом на то, что водителю нужно будет хотя бы скорость сбросить, пока чек даёт. По телефону значит говорить во время езды нельзя, а вот чеки пробивать можно. — Смешной парадокс, если б он не был так плачевен.
А что делать с улыбчивыми кондукторами, которые великодушно готовы уступить нам 10 рублей. Все понимают, что хозяин этих денег в итоге очевиден.
Тут и свои плюсы есть. Во-первых, зайцем уж точно снизится шанс прокатиться. Во-вторых, мелочь! Эта вечная проблема мелочи, вернее её отсутствия. Теперь можно будет и карточкой всё оплатить без проблем. Ну и в-третьих, прогресс. Всегда приятно, когда происходит движение вперёд. Мне кажется автобус с кассой куда цивильнее выглядит, чем бабушка с мелочью.
У меня есть свой бизнес, занимается перевозками пассажиров в небольшом городке. В парке 8 машин. Интересуют размеры штрафов. Сколько придётся заплатить? Возможно, мне легче будет заплатить этот штраф, чем покупать 8 кассовых аппаратов. Каждый год платить за их обслуживание. Нанимать дополнительный персонал для работы с ними
«Заменой кассовому аппарату может стать турникет со встроенным терминалом, установленный в автобусе.» Да, наверное, это удобно для сбора денег. А что же делать нам, пассажирам? Я из Москвы. Мы так долго боролись за отмену турникетов. Добились своего, а сейчас нам просят вернуться на шаг назад. Очень неприятно.
Работаю водителем. Собираюсь выкупить автобус, на котором езжу. Но хочу продолжить работу с этим автопарком. У них машин не хватает. Поэтому хотел бы уточнит один вопрос. На кого ляжет ответственность за установку и обслуживание кассы?
Часто езду на автобусах дальнего следования. Никогда не платил водителю. Всегда билеты покупались на кассе. Чего ждать теперь? Неужели у водителя брать? Тогда получается, что нельзя будет заранее забронировать билет?
Живу в небольшом городе Тверской области. У нас чеки выдает водитель. Всегда так было, даже не знал, что где-то не так. На это никто и не жаловался никогда. Но у нас мало пассажиров, а остановки далеко друг от друга, поэтому хлопот не так много. Посмотрим, что получится в большом городе.
Не вижу ничего плохого в этом. Скажу больше, такое уже практикуется. Сама живу в Московской обл., так у нас такое давно уже. Правда только если карточкой оплачиваешь проезд. Даже дешевле получается. Всеми формальностями занимается кондуктор.
Интересно, а кондукторам хоть немного зарплату повысят после добавления новых обязанностей? Или нет?
Катерина, это уже внутренние вопросы каждого предприятия. Со стороны сложно говорить обо всех нюансах.
Работаю в автобусном парке. Интересует такой вопрос. А на кого ляжет ответственность за наличие бумаги в кассе? Кто будет следить за работой аппарата? Мне и без того хватает забот. Неужели придётся отвлекаться и на это?
Когда поставят кассы, кто будет ими оперировать? Был в Китае, так там сами пассажиры этим занимаются. Не беспокоят водителя. Всё же его работа – управлять автобусом, а не выдавать чеки. Создают только лишние проблемы населению. Думаю, что это нововведение долго не продержится
Получается, что будет увеличение количества контролеров. Водитель один не справится с продажей всех билетов. Раньше жил во Владимире, у нас так и было, что контролеры занимались билетами, а не водители. Сейчас переехал в Москву. Тут контролеры не продают билеты, а сразу штрафы выписывают. У кого в итоге покупать?
А как же быть с нововведениями? Я имею в виду новые правила входа-выхода. Я сама из Москвы. У нас можно входить во все двери. Как быть с билетами? Занимать очередь на вход в первую дверь? Странное решение.
Зачем вообще нужен кассовый аппарат в автобусе? Считаю, что от него только проблемы будут. Водители и раньше то не очень охотно продавали билеты. С июля ещё хуже станет: появятся очереди. Люди будут толпиться у входа. Маршруты начнут из-за этого опаздывать.