С 1 апреля 2020 года на базе информационного ресурса «Честный ЗНАК» начался эксперимент по маркировке питьевой и минеральной воды. Изначально, согласно Постановлению № 348 от 27.03.2020, завершить его планировали 1 марта 2021 г. Но чиновники предложили продлить пилот до 1 июня. В связи с этим разработан Проект Постановления Правительства РФ № 348 от 27 марта 2020 г., который внесет изменение в пункт 1 действующего нормативного правового акта.
Необходимость продления срока проведения пилотного проекта вызвана следующими обстоятельствами. С 1 февраля 2021 года вступили в силу новые условия, изложенные в части 1 ст. 3 ФЗ № 247 от 31.07.2020. Согласно им, положения нормативных актов с обязательными требованиями должны действовать с 1 марта или 1 сентября соответствующего года, но не раньше, чем через 90 дней после официального опубликования документа. Это означает, что обязательная маркировка питьевой воды может начаться не ранее 1 сентября 2021 г. Продление срока эксперимента связано с сокращением большого временного разрыва между завершением пилота и началом обязательной маркировки.
Участники эксперимента в период его проведения получают преимущества в виде предоставленных им бесплатно кодов маркировки и необходимого оборудования. Временной разрыв в полгода лишит их ряда преференций.
Маркировка упакованной воды: что это и для чего
Маркировка питьевой воды — это нанесение на бутылки кода DataMatrix, в котором содержится информация (до 2 Кб) о продукции: дата и место производства, компания-изготовитель, состав.
Двумерный идентификатор состоит из трех обязательных частей:
- GTIN — номер, в котором зашифрована информация о производителе и самом изделии. Чтобы его получить участнику рынка придется вступить в Ассоциацию GS1 Russia.
- Серийный код товарной единицы.
- Криптозащита — особый номер и код проверки, которые защищают идентификатор от подделки.
Двумерный штрихкод нельзя сгенерировать самостоятельно. Его необходимо заказать в системе идентификации. Стоимость одного Data Matrix во время обязательной маркировки — 0,50 руб. без НДС.
Маркировка минеральной и питьевой воды в 2020 принесет пользу всем:
- государству — прослеживаемость движения продукции с момента выпуска или ввоза на территорию страны до продажи конечному покупателю;
- бизнесу — повышение товарооборота и рост прибыли;
- физическим лицам — употребление только качественной воды, а не контрафакта, сохранение здоровья.
Также обязательная маркировка воды поможет компаниям-изготовителям, импортерам и продавцам:
- легализовать производство, в 1,5-2 раза увеличить его за счет того, что контрафактные товары перестанут поступать на прилавки, получить стабильный доход;
- сэкономить на логистическом учете, наладить и оптимизировать процесс: штрихкоды позволят отследить перемещение товара, в любой момент определить остатки на складах, понять, необходимо ли изготовить еще и сколько упаковок понадобится в ближайшее время;
- навести порядок и наладить учет;
- перейти на электронный документооборот: сократить издержки, оптимизировать работу бухгалтерии и склада, ускорить процесс обработки бланков, избавиться от множества ненужных бумаг.
Еще один «плюс» маркировки минеральной воды — рост качества товаров. Ведь в системе «Честный ЗНАК» любой человек может оставить положительный отзыв или пожаловаться на производителя, недобросовестного продавца.
Эксперимент по маркировке воды : этапы, правила проведения и сроки
В марте 2020 г. правительство приняло постановление, согласно которому с 1 апреля в России стартует пилотный проект по маркировке минеральной и питьевой воды. И хотя он был запланирован до 1 марта 2021 г., скорее всего, продлится до 1 июля.
Эксперимент нужен для того, чтобы протестировать работу системы идентификации, выявить возможные сложности и устранить их. Удался эксперимент или нет можно определить только после прохождениями компаниями-добровольцами всех этапов:
- Регистрация в «Честном ЗНАКе», описание товара в системе, заказ 2D-кодов и нанесение их на тару.
- Передача отчета об использовании сгенерированных идентификаторов.
- Ввод в оборот маркированной воды и передача в ГИС МТ соответствующего отчета.
- Обмен данными между участниками товарооборота с помощью электронных универсальных передаточных документов.
- Вывод из оборота промаркированных изделий через УПД (без реализации) или через онлайн-кассу (розничная продажа физлицам).
Эксперимент по маркировке упакованной воды , как и предыдущие проекты Центра развития перспективных технологии (с духами, текстилем и прочим), проходит в 3 этапа:
- Подготовка . ЦРПТ и рабочие группы ведут разъяснительную работу с участниками рынка воды. Изготовители, импортеры, поставщики и реализаторы знакомятся с целями и задачами проекта. Система мониторинга настраивается под потребности пилота, требования к ресурсу разрабатывают до 15 июня. Такие же сроки отведены для составления методических рекомендаций по работе с экспериментальной маркировкой минеральной воды , вводимой с 1 апреля .
- Эксперимент . Начинается нанесение идентификаторов на бутылки и первое производство, реализация отмеченных товаров. По ходу эксперимента оператор настраивает систему, устраняет неточности в ее работе, адаптирует ресурс под реальные потребности рынка. Участники получают информацию о ходе и промежуточных результатах проекта. Идет подготовка к массовому применению маркировки.
- Обязательная маркировка . Все участники рынка начинают работать со штрихкодами, внедряют у себя ранее опробованную систему.
Внимание ! Пока длится пилот, ИС МП делает 2D-коды бесплатно.
Когда начнется третий этап, изготовители и импортеры будут перечислять на счет общегосударственной системы установленную законодательством стоимость каждого идентификатора (напоминаем, что она составляет 0,50 руб.). Платными буду не только первичные коды. Если штрихкод утерян или поврежден, компании придется заказать новый и тоже за него заплатить.
Эксперимент по маркировке минеральной воды : как стать участником
Принять участие в эксперименте по маркировке воды может любая компания. Для этого нужно зарегистрироваться на «Честном ЗНАКе» и составить письмо с просьбой о включении организации в рабочую группу.
Для письма нужен фирменный бланк. Формулировка документа свободная. Главное, указать:
- вид деятельности компании;
- фамилию, имя и отчество ответственных лиц, которые войдут в состав рабочей группы.
Обращение подписывается и направляется руководителю товарной группы «Минеральная вода» Кириллу Волкову по адресу water@crpt.ru.
Маркировка минеральной воды 2021: программы и оборудование
DataMatrix помещается на поле, размер которого не превышает 1,5х1,5 см. Поэтому изготовителям не придется изобретать новые упаковки или этикетки.
Для работы в системе мониторинга нужна электронная цифровая подпись. ЭЦП не работает без специального программного обеспечения: криптопровайдера, плагинов.
Если организация использует товароучетное программное обеспечение, тогда необходимо выполнить его интеграцию с национальным информационным ресурсом.
Важно : участникам рынка не обойтись без услуг оператора электронного документооборота.
Компание-изготовителю понадобятся:
- принтер этикеток;
- аппликатор этикеток;
- техническое зрение для обнаружения и классификации объектов.
Для розничной реализации нужны:
- сканер двумерных штрихкодов или терминал сбора данных;
- кассовый аппарат с обновленной прошивкой для обеспечения возможности формировать кассовые чеки в новом формате (с реквизитом «Код товара»).
При реализации воды конечному потребителю через онлайн-кассу ОФД передает в систему маркировки информацию о выводе товара из оборота. Для этого представители розницы заключают договор с оператором фискальных данных. При отсутствии документа обязанность по передаче таких сведений возлагается на участника оборота маркированной продукции (осуществляется не позднее 30 дней с момента продажи). Если упакованная вода выводится из оборота по основаниям, не предполагающим розничную реализацию, соответствующие данные передаются в ГИС МТ в течение трех рабочих дней.
У нас вы можете приобрести любое оборудование, необходимое для работы с маркированными товарами.