Российские предприниматели активно готовятся к маркировке велотоваров. Пока известна только дата старта, а дальнейшее развитие событий зафиксировано на уровне проекта. Изучим детальнее особенности маркировки велосипедов в России, что это такое, и когда требование по нанесению средств идентификации на велотовары станет обязательным.
Нужна ли маркировка на велосипеды в 2021 году
Российский рынок велотоваров переполнен подделками из Китая. Для борьбы с контрафактной продукцией правительством внедряется система маркировки. Она призвана поддержать отечественных изготовителей и вытеснить с рынка товары, которые представлены потребителям под брендом известных товаропроизводителей, но таковыми не являются.
Благодаря цифровому коду, нанесенному на каждый велосипед или его раму, удастся отслеживать движение товара по торговой цепи — с момента изготовления до вывода из оборота. По мнению экспертов, маркировка позволит наладить производство комплектующих и перейти к сборочному выпуску велосипедов в РФ, чтобы они стали «полностью» российскими.
По поводу того, нужна ли маркировка на велосипеды в России, дает комментарий Павел Шмидов, руководитель национальной ассоциации развития веломотоиндустрии. По его словам, маркировка прежде всего позволяет защитить российский рынок от контрафакта, поступающего из КНР. По данным экспертов, из-за этого государственный бюджет недополучает порядка 10–16 млрд в год. Потребители получат гарантии покупки качественного брендированного товара, а не хлама, который собран непонятно из чего, и стоит в несколько раз дороже, чем должен в реальности.
Даже в период экономического кризиса велосипедный рынок не сократился, а продолжает функционировать в прежнем объеме. Проблема лишь в том, что большая его часть контролируется китайцами. Отечественные производители возлагают надежды на маркировку, которая позволит им крепко «встать на ноги» и развернуть полномасштабное производство велотоваров в России.
Эксперимент по маркировке велосипедов в 2020 году
О начале пилота по маркировке велосипедов правительство заявило 16.09.2019, а 31 мая 2020 он был успешно завершен. Компании-участники эксперимента первыми протестировали работу системы, имели возможность присутствовать на заседаниях проектно-экспертных рабочих групп и вносить предложения по улучшению процесса идентификации велотоваров.
К эксперименту присоединились 2 755 компаний. В рамках пилота промаркировано 5 186 товарных упаковок. Были протестированы два вида идентификаторов:
- Data Matrix;
- RFID.
Представители ЦРПТ больше склоняются к использованию Data Matrix для маркировки велотоваров. Но в Минпромторге положительно отзываются и о RFID-метках, считая, что они обеспечивают более надежную защиту.
Результаты эксперимента показали, что штрихкоды удобнее размещать на подседельной трубе велосипеда. Некоторые компании дублировали их на товарной упаковке.
Мы готовы помочь!
Задайте свой вопрос специалисту в конце статьи. Отвечаем быстро и по существу. К комментариям
Сроки маркировки велосипедов
Согласно информации, размещенной на сайте ИС «Честный ЗНАК», велосипеды начнут маркировать с 1 сентября 2021 года. Уже не в рамках эксперимента, а согласно обязательным требованиям. С первого дня осени для участников оборота велотоваров, нарушивших или решивших пренебречь маркировкой, начнут действовать штрафы.
Минпромторгом еще в феврале разработан проект правил идентификации велосипедов, но пока он находится на стадии публичных обсуждений. В нем предусмотрено поэтапное внедрение требований для участников оборота. Запланированные сроки маркировки велосипедов и их рам:
- С 01.09.2021 участники регистрируются в системе мониторинга.
- Нанесение маркировочных кодов на велотовары производителями и импортерами осуществляется с 01.02.2022. С этого дня товары, отгружаемые с завода изготовителя, и зарубежная продукция, пересекающая границу РФ, должна быть с нанесенными средствами идентификации.
- 15.03.2022 — последний срок маркировки импортных велосипедов и велосипедных рам, которые были куплены до 1 февраля этого же года, а ввезены после 01.02.2022.
- До 01.05.2022 можно маркировать остатки. Речь идет о велотоварах, которые уже находились в обороте с 1 сентября 2021 года.
- С 01.09.2022 абсолютно все участники предоставляют данные в систему маркировки.
Совет для розницы! Постарайтесь реализовать остатки до 1 сентября. Это позволит избежать лишней волокиты: не заниматься маркировкой «задержавшейся» на складе продукции в будущем году.
Список маркируемых велотоваров
В список велосипедов и велосипедных рам, подлежащих маркировке, правительство включило:
- велосипеды (в том числе оборудованные колясками) с двигателем;
- велосипеды без двигателя двухколесные и с тремя колесами, предназначенные для транспортировки грузов;
- велосипедные рамы;
- велосипеды трехколесные.
Правила маркировки велосипедов в 2021 году
ИП и организации подключаются к системе маркировки велосипедов в 2021 году с 1 сентября. Тем, кто станет участником оборота велотоваров после этой даты, придется зарегистрироваться в течение 7 дней с момента возникновения обязательств.
На протяжении 30 дней после создания ЛК в «Честном ЗНАКе» участники настраивают оборудование и ПО, сообщают оператору ЦРПТ о готовности к работе по новым правилам — отправляют ему электронную заявку на обмен информацией в тестовом режиме. Это позволит точно определить готовность программно-аппаратных средств к маркировке. Также каждый участник подает заявление на предоставление онлайн-доступа к регистратору эмиссии. Тестирование выполняется в течение 60 дней. Подготовка к маркировке включает несколько последовательных этапов:
- Получение усиленной КЭП, а также средств для работы с ней.
- Регистрация в системе мониторинга.
- Подключение к ЭДО.
- Настройка программно-аппаратного комплекса.
- Описание велотоваров в системе «Честный ЗНАК» и заказ средств идентификации, согласно количеству продукции. На первых этапах процесса это требование актуально для производителей и импортеров, а затем коснется и розничных продавцов, когда придет время маркировать остатки.
Что касается технических средств, производителям нужно приобрести оборудование для печати и/или нанесения идентификаторов на товары. Если используются RFID-метки, КиЗ заказывают в готовом виде у Акционерного общества «Госзнак». Требования к Data Matrix и радиочастотным меткам, содержащим зашифрованные данные о товаре, изложены в методических указаниях на сайте «Честного ЗНАКа».
Розница использует онлайн-кассы для расчетов с покупателями при продаже велосипеда или его рамы. Важно, чтобы сформированный чек содержал реквизит «код товара» и номенклатуру — обязательное требование с 2020 года. Также потребуется сканер двумерных штрихкодов либо считывающее устройство для RFID-меток.
Вывод велотоваров из оборота в момент реализации осуществляется через онлайн-кассу, а сведения об этом передаются в систему прослеживания с помощью ОФД, с которым владелец розничной точки предварительно заключает договор.
Средства идентификации
Маркировать велосипеды и их рамы разрешается с помощью Data Matrix или RFID-меток. Более того, этикетки со стандартным маркировочным кодом можно совместить с RFID- и NFC-метками.
Еще на этапе эксперимента для испытаний стационарных и мобильных RFID-считывателей на площадке ООО «Кубинский велозавод» установили оборудование, предоставленное бесплатно ЦРПТ. В рабочую группу вошли представители Минпромторга РФ, ООО «Веломоторс», ООО ПО «Велобалт», ООО «Форвард», ООО «Спортмастер» и ООО «ТК АТЕЙЛ».
По словам Д. Мантурова, RFID-технология оптимально подходит для маркировки велотоваров в рамках логистических, складских и инвентаризационных операций. Также радиочастотные метки помогают дополнительно защитить велолюбителей. Например, если произошло хищение, можно отслеживать движение краденного товара. С помощью этого инструмента вполне реально создать противоугонную базу, как в случае с VIN-номером авто.
Но маркировка RFID-метками вряд ли будет широко использоваться в связи с ее дороговизной. Так, если для печати Data Matrix достаточно принтера этикеток, то для нанесения радиочастотного идентификатора потребуется специализированное оборудование. То же касается устройства для распознавания маркировки для розницы: потребуется сканер двумерных штрихкодов или RFID-считыватель соответственно. Также функции декодирования радиочастотных меток выполняют отдельные модели ТСД.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.