Базисом для внедрения маркировки отдельных товарных групп является 487-ФЗ. Именно этот документ в декабре 2018 года дал старт общегосударственной реформе по созданию единой национальной системы контроля качества продукции, легальности ввоза, производства и сбыта. Курс на прозрачность товарооборота конкретизирован распоряжением Правительства № 791-р от 28.04.2018 — в этом документе содержатся основополагающие приоритеты государственной политики в сфере торговли маркированной продукцией и определяется порядок расширения перечня таких товаров.
В РФ в 2020 году маркировка вводится следующим образом:
- лекарства, табак и обувь — с первого июля;
- для обуви сроки перенесены на первое июля;
- парфюмерия, фотоаппаратура — с первого октября;
- шины и покрышки — первое ноября.
Функции по координации работы единой автоматизированной системы маркированных товаров возложены на Минпромторг РФ, законодательное обеспечение находится в зоне ответственности Минфина, а контроль работы национальной базы мониторинга осуществляет Министерство связи и коммуникаций.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Обязательная маркировка шин с 01.11.2020: суть идентификации
Обязательная маркировка шин предполагает нанесение на покрышки уникальных идентификационных изображений. Каждое такое изображение — это код, считывая который, потребитель или представитель контролирующей инстанции получает полную информацию о продукте. Идентификатор строго уникален — два аналогичных по содержанию кода сгенерировать невозможно. Более того, уже использованный единожды код более не присваивается товару — когда покрышка продана конечному покупателю, он выводится из системы. В случае утилизации товара (например, при выявлении заводского брака) код подлежит уничтожению.
На шину наносится контрольный идентификационный знак, состоящий из двух блоков:
- непосредственно идентификация единицы товара — это код категории товара и конкретного экземпляра;
- проверочный код — инструмент проверки подлинности зашифрованной информации.
Считав двухмерное изображение, гаджет сообщает информацию о стране, где зарегистрирован производитель, бренде и торговых представительствах на территории РФ (если покрышка импортирована из-за рубежа), основных эксплуатационных характеристиках.
Таким образом, маркировка является гарантией законности ввоза товаров на территорию России и легальности производства — контрафактная или контрабандная продукция не может иметь государственных знаков идентификации.
Потребитель может самостоятельно удостовериться в законности продажи конкретной единицы товара. QR-сканеры доступны для скачивания и для iOS, и для Android, причем при участии налоговой службы разработано официальное приложение «Проверка товаров».
Обязательная маркировка шин вводится с 01.11.2020 и будет производиться с использованием DataMatrix-кода. Именно этот вариант кодировки был избран при участии Ассоциации производителей шин и флагманов отрасли:
- «Мишлен»;
- «Бриджстоун»;
- «Континентал Тайрс»;
- «Кордиант»;
- «Татнефть-Нефтехим»;
- «Гудиер»;
- «НИИ резиновых и полимерных изделий»;
- «Нокиан».
Именно Data Matrix является оптимальным вариантом по ряду причин:
- не требует установки дополнительного оборудования — используемые в торговле двухмерные сканеры пригодны для работы с такой кодировкой;
- изображение можно наносить на любые поверхности;
- может распознаваться даже при повреждениях рисунка и, что особенно актуально в контексте покрышек, код «отбивается» сканером даже через несколько слоев упаковочного полиэтилена.
Обязательная маркировка шин с 2020 года и изменение режима торговли
По аналогии с уже запущенными проектами по маркировке, базой контроля и мониторинга будет являться Центр развития перспективных технологий. Сегодня работа ресурса уже налажена в рамках учета оборота сигарет, меховых изделий и др., и ЦРПТ объективно справляется с нагрузкой. По состоянию на начало года регистрация в системе бесплатная, от представителей бизнеса требуется наличие усиленной КЭП — данное требование касается не только производителей, но и поставщиков шин. Говоря о поставщиках, стоит понимать, что имеются в виду не только международные дилеры, которые осуществляют ввоз и торговлю на территории России. Если после ввоза покрышек они приобретаются уже национальным поставщиком, то такая торговая операция также отображается в системе. В базу вносятся абсолютно все этапы движения покрышек, вплоть до реализации конечному потребителю.
Несоблюдение требований об обязательной маркировке зимних и летних шин предполагает ответственность продавца. КоАП делит правонарушения на две категории:
- отсутствие маркировки;
- нарушение правил нанесения или объема обязательной к нанесению информации.
КиЗ не проставлен на шине | физическое лицо — 2 000—4 000; ИП — 5 000—10 000; юридическое лицо – 50 000—300 000. |
КиЗ неверно проставлен или не содержит перечня необходимых данных | ИП — 5 000—10 000 рублей; юридическое лицо — 50 000—100 000. |
Вся немаркированная продукция будет изъята. Законодатель предполагает выемку такого товара без возможности возврата предпринимателю, поэтому попытка запустить в продажу покрышки без DataMatrix-кода чревата существенными финансовыми рисками.
В рамках уголовного судопроизводства ответственность может наступить, если оценочная стоимость покрышек без маркировки превысит полтора миллиона рублей. Тогда только штраф составит 300 000, а лишение свободы может достигать трех лет с одновременным взысканием в пользу государства 80 000.
Коды генерируются мощностями ЦРПТ согласно заявленному производителем (импортером) количеству единиц. Пока обязательная маркировка зимних и летних шин не введена, стоимость одного кода обсуждается. Но ожидается, что цена КиЗ будет минимальной и не отразится на стоимости покрышек.
После получения кодов и их нанесения на продукцию можно выпускать товар в оборот. Далее, в систему мониторинга нужно вносить данные о смене собственника (собственников), размере партий, возвратах качественного товара (брак списывается и коды уничтожаются). Сверять коды вручную не придется, все манипуляции по внесению Data Matrix в систему производятся при помощи сканеров — мобильные и стационарные считыватели имеют разный ценовой диапазон и подключаются ко всем без исключения онлайн-кассам.
Когда потребитель покупает покрышку для собственного использования и товар исключается из оборота, оператору фискальных данных. От ОФД информация передается в систему мониторинга.
Кассовая дисциплина успешно адаптирована к новшествам маркировки. С марта 2020 года чеки и бланки строгой отчетности пополняются реквизитом «код товара». Именно эта строка фискального документа и является строкой контрольного идентификатора. Такие изменения продиктованы обязательным обновлением формата фискальных данных до 1.05 или 1.1.
Непосредственно кассовая техника в переоборудовании не нуждается. Если торговая точка не оборудована 2D-сканером, то его нужно купить и подсоединить к онлайн-кассе. И товароучетная система, и ККТ, и сканер автоматически синхронизируются — единожды установив правильно ПО, пользователь может полноценно торговать маркированными товарами.
В целом, работа с маркированной продукцией ничем не отличается от торговли другими товарами. Единственным отличием является необходимость сканирования отпускаемой продукции — еще одного несложного действия в рамках прозрачной и легальной торговли.
Подскажите, каковы средние затраты на маркировку?
Боги, уже и шины маркируем… Слышал, что ввели маркировку на обувь и меха, теперь шины. Думаю, скоро будем вообще все, что к нам ввозится маркировать. Превратимся снова в закрытое государство по типу СССР, потому что не все поставщики будут готовы морально да и финансово подстраивать все под нас. Да и на ценах все отразится соответственно. Будем ездить снова за границу покупать себе вещи первой необходимости)
Только за такого нововведения! Сам торгую как раз автозапчастями и резиной тоже, так что знаю, сколько мягко говоря неликвида к нам в страну завозится. Я такими шинами конечно не торгую, но нечестных на руку дельцов — тьма. А покупка такой резины некачественной чревата. Теперь и за ними будет контроль, надеюсь только это не повлияет на стоимость, не хотелось бы поднимать цены.
Не думаю, что обычные покупатели как-то обращают внимание на маркировку шин. Главное — проверенный производитель и стоимость.
Алекс, маркировка шин выполняет не только информационную функцию для потребителя. Одной из основных задач введения идентификации является ограничение нелегального ввоза покрышек и курс на такой контроль товарооборота изложен в распоряжении Правительства № 791-р от 28.04.2018
Было бы круто всегда приобретать только оригинальную и качественную продукцию. Но, к сожалению, у нас даже маркировки могут быть поддельными, хоть это и наказывается уголовно
Екатерина, конечно 100% защиты от подделки цифровая маркировка гарантировать не может, но показатель подлинности находится в диапазоне свыше 97%. Каждый номер и каждая ссылка являются уникальными. Теоретически, скопировать один код с упаковки на упаковку (товара на товар) можно, но говорить о подделке партии не приходится, потому что в таком случае мошеннику нужно будет иметь доступ ко всей продукции производителя (попросту говоря, купить ее). А это, в свою очередь, финансово невыгодно, поскольку стоимость контрафакта вырастет в разы, да и физически это малореально. Поэтому такое явление как подделка маркировки не является массовым.