1 января 2021 года производители, поставщики и продавцы одежды и прочих текстильных изделий столкнутся с обязательной маркировкой, и из-за этого у многих предпринимателей возникает множество вопросов. Как рознице подготовиться к работе в новых условиях, сколько стоят маркировочные коды, какие товары нужно маркировать, а какие нет, как продать продукцию, приобретенную без документов?
Ответим на главные вопросы бизнесменов и расскажем об основных моментах, на которые стоит обратить внимание.
Вопрос 1. Как понять, нужно ли маркировать товар? Являются ли джинсовые куртки верхней одеждой, и к какой категории стоит отнести водолазки?
Чтобы определить, есть ли необходимость в покупке DataMatrix кодов, можно изучить полный список продукции, которую нужно оснащать кодами маркировки. Он размещен в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 N 1956 и на портале «Честный ЗНАК».
Предпринимателей ожидает маркировка женских блузок, блузонов и блуз и того же самого для девочек, кожаной одежды, включая рабочую, мужской верхней одежды (курток, плащей, пальто, ветровок) и того же для мальчиков, а также кухонного, постельного, туалетного белья.
Коды по этим товарным группам описываются двумя идентификаторами:
ОКПД 2 | ТН ВЭД |
14.11.10 14.14.13 14.13.21 14.13.31 13.92.12 13.92.13 13.92.14 | 4203 10 000 6106 6201 6202 6302 |
Можно сверить свой сортамент с указанными данными. Если ваша продукция подходит к указанным кодам, ее нужно маркировать.
Нательное, нижнее белье, носки и прочие товары, коды которых не написаны в нормативных документах, маркировать не требуется.
Но наиболее простой способ определить необходимость заказа кодов идентификации — посмотреть код товара в сертификате и сравнить его с подлежащими маркировке.
Что делать, если сертификата на продукцию нет?
В таком случае можно принять решение на свой страх и риск, но делать это не рекомендуется. Лучше обратиться к специалистам для получения профессиональной консультации и выбора проверенного решения.
Вопрос 2. Продавать немаркированную продукцию можно вплоть до окончания сроков маркировки остатков. Так ли это?
Нет, это неверное утверждение. И подобное заблуждение может привести к получению штрафных санкций: для индивидуальных предпринимателей они составляют 5-10 тысяч рублей, а для юридических лиц — 50-300 тысяч рублей.
Получение маркировочного кода возможно только до 31 января, с 1 апреля заказать коды будет невозможно. Реализация и хранение немаркированного товара будут запрещены законом, поэтому выхода останется лишь два: отдать свой товар на благотворительность или утилизировать его. В противном случае его могут конфисковать.
Вопрос 3. Что делать с запасами продукции, завезенной самыми разными способами, в частности без документов?
С 1 января 2021 года все участники товарооборота должны принимать продукцию только с УПД, она обязательно должна быть промаркирована. Если у вас остались какие-то остатки, то на них самостоятельно нужно запросить у оператора и получить маркировочные коды.
Для этого в личном кабинете в «Честном ЗНАКе» нужно описать продукцию. Если не на все товары имеются сертификаты соответствия, то можно воспользоваться упрощенной схемой. Для розницы предоставили такую возможность.
Потребуется введение всего четырех реквизитов:
- ИНН владельца;
- двух знаков товарной номенклатуры;
- вида товара (мужской/женский/детский);
- произведен в России или был импортирован.
Важно! Упрощенную схему без ввода номера сертификата можно использовать лишь до 31 января 2021 года.
Вопрос 4. Во сколько обойдется маркировка товаров?
Стоимость организации маркировки зависит от требований вашего бизнеса. Если вам необходимо единоразово промаркировать складские остатки, тогда затраты будут не так велики: можно приобрести каждую этикетку с кодом от 3 рублей. Также необходимо будет потратиться на покупку необходимого оборудования: онлайн-кассы, способной работать с маркировкой, сканера двумерных штрихкодов, ЭДО и ЭЦП, необходимой для регистрации в «Честном ЗНАКе».
Организация более сложного процесса будет стоить дороже, и точную сумму могут озвучить эксперты, которые подберут комплект оборудования и ПО конкретно под ваши задачи.
Вопрос 5. Промаркировали остатки товаров, что делать дальше? Как выстраивать дальнейшую работу?
После завершения процесса маркировки остатков продукции следует внимательно оценить всех ваших поставщиков. С 1 января 2021 года работать без электронного документооборота не получится, поэтому у всех участников он должен быть.
Затем вам потребуется проверить возможности собственной системы ЭДО: может ли она корректно принимать документы от других систем. Часто бывает так, что поставщики используют разные ЭДО, из-за чего возникает проблема с обменом документов. В этом случае необходима настройка роуминга документов.