В России уже несколько лет активно внедряется маркировка: обуви, медикаментов, фотовспышек, табака, на эти товары в обязательном порядке должны наноситься идентификационные коды. Есть также ряд продукции, для которой нанесение средств идентификации находится на стадии эксперимента или только планируется. Одна из таких товарных групп — биологически активные добавки (БАД). Рассмотрим, как будет проходить эксперимент по маркировке пищевых добавок, что именно нужно маркировать, и как нововведение повлияет на предпринимателей и стоимость продукции.
Вы можете узнать примерную стоимость внедрения маркировки для вашего бизнеса, ответив на несколько вопросов.
Зачем вводят маркировку биодобавок
По инициативе Минпромторга уже весной в России начнется маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище. Соответствующий документ, который говорит о начале эксперимента с 1 апреля 2021 года, размещен на госпортале нормативных актов. Окончание эксперимента планируется на 1 марта 2022 года, и участие в нем для компаний на этот срок будет добровольным.
Как говорится в пояснительной записке к документу, модель и порядок маркировки будут разрабатываться совместно с оператором (ЦРПТ) и участниками маркировки. Минпромторг РФ будет координировать процесс и следить за тем, чтобы права и интересы участников оборота не были нарушены.
О необходимости маркировки БАД начали говорить еще в 2020 году. По словам члена Комитета Госдумы по охране здоровья Александра Петрова, рынок пищевых добавок полон фальсифицированной продукции, многие добавки не зарегистрированы в России и даже содержат в составе запрещенные вещества. Из-за чего нужно как можно скорее взять под государственный контроль производство и реализацию этой продукции.
По словам Петрова, многие недобросовестные производители указывают на упаковках недостоверную, а то и заведомо ложную информацию, вводят в заблуждение покупателей и продают БАД под видом медикаментов. Депутат уверен, что маркировка лекарственных препаратов уже показала свою эффективность, значит, поможет и вывести из тени рынок БАД.
С коллегой согласен заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говырин, утверждающий, что сейчас в России полно контрафактной продукции, опасной для здоровья потребителей. Рынок нуждается в серьезном регулировании, в том числе средствами маркировки.
Роспотребнадзор считает, что особая угроза идет от электронной торговли: основная прибыль в этой сфере ушла в страны, где зарегистрированы материнские компании интернет-площадок. Добавки ввозятся в РФ беспошлинно, их качество никем не контролируется.
Все эти причины привели к тому, что в правительстве всерьез рассматривается вопрос введения маркировки БАД. Росздравнадзор вместе с Минпромторгом до 15 июля должны разработать и утвердить план и правила проведения эксперимента.
Какие добавки нужно будет маркировать
В перечне, который прилагается к постановлению, указаны виды биологически активных добавок, подлежащих маркировке. Список содержит 27 кодов ТН ВЭД ЕАЭС. То есть действие документа распространяется на пищевые добавки разных типов.
Это смеси витаминов и минеральных веществ, рыбий жир, пастилки от боли в горле, водоросли, пригодные для употребления в пищу, ферментные препараты, культуры микроорганизмов и прочие пищевые товары.
Что думают предприниматели
Несмотря на убежденность чиновников в необходимости и срочности введения маркировки пищевых добавок, предприниматели скептически относятся к подобной инициативе. Они уверены, что эта мера не только бесполезна, но даже вредна.
Исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД к пище» Александр Жестков считает, что маркировка никак не поможет избавиться от контрафактной продукции, наводнившей рынок онлайн-торговли.
Производители, входящие в ассоциацию, отмечают, что проблемы, которые озвучили депутаты, не свойственны для легальных производителей. Например, то, что они, якобы, наносят на упаковку недостоверные и откровенно ложные данные о продукте. По мнению Жесткова, таким грешат лишь те, кто поставляет БАД на российский рынок по каналам трансграничной интернет-торговли.
Предприниматели всерьез опасаются, что обязательная маркировка пищевых добавок лишь обострит проблемы. Предложенные властями методы приведут к увеличению стоимости пищевых добавок от добросовестных продавцов и уведут спрос к теневым продавцам. В результате покупатели могут получить не только бесполезные, но и откровенно вредные для здоровья добавки. Поэтому на данный момент производители не видят реальной пользы от предлагаемых мер.
Как подготовиться к маркировке БАД
Опыт прошлых экспериментов показал, что сопротивление и сомнения предпринимателей большой роли не играют. Несогласие с мнением властей не влияет на окончательное решение, а лишь сокращает время на подготовку к введению обязательных требований. Как подготовиться к введению маркировки?
- Оформить электронную подпись (ЭП), если раньше ее не было.
- Пройти регистрацию на официальном сайте единой системы маркировки «Честный ЗНАК».
- Настроить систему электронного документооборота (ЭДО). Все документы должны передаваться только в цифровом формате.
- Приобрести, настроить и внедрить в бизнес-процессы компании оборудование и программное обеспечение для маркировки.
Как минимум, нужен комплект из 2D-сканера, способного считывать Data Matrix — специальные коды маркировки, и принтера этикеток. Как и в случае с лекарственными препаратами, упаковки для биологически активных добавок изготавливаются из разных материалов (стекла, пластика, бумаги), поэтому сканер для должен уметь распознавать средства идентификации с различных поверхностей, в том числе бликующих.
Принтер этикеток выбирается в зависимости от направления деятельности, мощностей и размера компании. Для небольшого розничного магазина подойдет, например, мобильный или настольный принтер. Для крупного производственного предприятия нужен уже более мощный — промышленный.
Также порой не обойтись без терминала сбора данных (ТСД), который помогает повышать скорость работы сотрудников, оперативно собирать и обрабатывать информацию о товарах, проводить инвентаризацию, дистанционно работать с базой «1С» и многое другое.
В недалеком будущем нанесение средств идентификации на БАД станет обязательным. А пока участие в эксперименте будет добровольным, лучше начать готовиться уже сейчас — так будет больше времени на изучение процесса, подбор и отладку оборудования и ПО.