Кассовый чек, выдаваемый продавцом при совершении покупки, является доказательством заключения публичного договора купли-продажи и подтверждает внесение покупателем денежных средств в оплату товара.
Российское законодательство требует наличие контрольно-кассовых аппаратов у организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги населению и занимающихся реализацией товаров.
Фискальная память ККТ позволяла налоговым органам осуществлять контроль за выручкой налогоплательщиков, с целью правильного исчисления сумм, подлежащих уплате в бюджете. В 2016 году были приняты поправки в 54-ФЗ "О применении ККТ…» в соответствии с которыми начиная с 2017 года ужесточаются правила выдачи чеков и порядок осуществления расчетов с покупателями.
История внесения поправок в федеральный закон 54-ФЗ
Проект предполагаемых изменений в действующий закон о контрольно-кассовой технике впервые появился в 29 марта 2013 года, инициатором выступило Министерство финансов РФ.
В пояснительной записке к проекту указывалось, что целью принятия поправок является создание автоматизированной системы контроля за доходами налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность и защита прав потребителей – покупателей, которым помимо выдачи бумажного кассового чека будет направляться на Интернет почту электронный дубликат.
Уже на стадии разработки закон подвергался критике со стороны правоведов и финансистов, проект рассматривался на публичных слушаниях и по итогам обсуждения вносились поправки и изменения.
Видео - обзор поправок в законодательство по новому порядку применения ККТ:
С целью проверки эффективности принимаемого закона и его апробирования на практике в ряде регионов страны проводился эксперимент с внедрением новой кассовой техники. В течение полугода, начиная с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года лица, пожелавшие участвовать в испытании нововведений, работали по предлагаемой законом схеме.
Результаты эксперимента позволили говорить о жизнеспособности вносимых в закон изменений и после некоторых доработок, которые требовались по итогам предварительного опыта, проект был направлен в Государственную Думу.
В окончательной версии закон был принят 15 июля 2016 года, на переходный период отводится 2 года. За это время предприятия торговли и иные организации, предоставляющие услуги населению должны обзавестись новой ККТ или доработают имеющиеся ККМ, что бы они соответствовали принятым новшествам.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов уже появилась информация о том, что готовится работа уже над новым проектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники…».
В качестве обоснования ссылаются на то, что возникла «необходимость корректировки действующего законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники».
Интересует внесение правок в 54-ФЗ?
Новый порядок применения ККТ с 2017 года
Если существующий порядок применения кассовых машин предполагает фиксацию покупки и получение денег в оплату товара или услуги с помощью контрольной ленты, на которой дублируется все суммы, которые «пробивает» кассир и непосредственно кассового чека, выдаваемого покупателю, то принятые поправки меняют весь процесс и делают его более детализированным.
Современные кассы имеют встроенную память и подключены к компьютеру, поэтому все денежные суммы, поступившие в кассу, фиксируются и хранятся в самом устройстве и кассовой книге, которую ведет и заполняет кассир.
Налоговые органы при осуществлении проверок сличали соответствие отражения полученных денежных средств в кассовой книге и данных фискальной памяти самого аппарата.
И если кассовая техника была неким посредником между двумя участниками сделки: продавцом и покупателем, то новый порядок существенно отличается от действующего.
Теперь все будет выглядеть иначе: в существующей схеме появляются два новых персонажа: оператор фискальных данных (ОФД) и ИФНС, каждому отводится своя особенная роль.
Все кассовые аппараты должны быть подключены к Интернету, а фискальная память заменяется фискальным накопителем. С технической точки зрения – это более усовершенствованное устройство, с возможностью шифрования полученной информации и передачи ее оператору фискальных данных.
Попробуем проследить, как все будет выглядеть с помощью стандартной ситуации, когда покупатель пришел в обычный продуктовый супермаркет и с корзиной покупок подошел к кассе.
Кассир пробивает через ККТ все товары и отправляет ОФД (оператору фискальных данных) посредством Интернета сведения о покупке и полученной сумме денежных средств.
ОФД производит обработку чека, помещает его в свою базу данных и отправляет обратно на кассовое устройство продавца уникальный номер, который присвоен чеку, затем вся информация о совершенной покупке направляется на сервер налоговой службы.
Покупатель получает от кассира бумажный чек и дополнительно (по его желанию) на его Интернет-почту или на телефон должна быть отправлена электронная версия.
При этом информация о реквизитах куда следует направлять электронный чек, покупателем предоставляется продавцу до того, как он будет пробит.
Не смотря на кажущуюся сложность всей операции, предполагается, что это займет доли секунды.
Согласно требованиям принятого закона предполагается, что чек будет выглядеть несколько иначе, у него появится QR код, благодаря которому он может быть идентифицирован на сайте ОФД и налоговой службы.
Чек должен содержать сведения:
- об операторе фискальных данных, его сайте;
- дате, времени и месте совершения покупки;
- о самом продавце, его системе налогообложения;
- вид операции: приходная или расходная;
- о сумме, подлежащей уплате с указанием НДС;
- о форме расчета: наличная, с помощью банковской карты или через электронные кошельки.
При принятии поправок декларировалась цель нововведений, согласно которым защищаются права потребителя, который даже при утере бумажного чека всегда сможет доказать факт покупки с помощью его электронного дубликата.
Ну и основная цель, как считают финансисты и юристы – это контроль за денежными потоками и вывод из тени некоторых сегментов хозяйственных и гражданских правоотношений.
Ведь теперь торговля в Интернете тоже должна сопровождаться выдачей чеков, а в связи с тем, что информация незамедлительно через ОФД поступает на сервер ИФНС, то все денежные операции становятся прозрачными.
Оператор фискальный данных – это новое лицо в финансовом мире, некое промежуточное звено между потребителем, продавцом и налоговым органом. В качестве оператора может выступать любая организация, которая получила разрешение от ФНС на обработку сведений, поступающих с касс, подключенных к ее информационной и электронной базе. Актуальный список операторов фискальных данных можно узнать на официальном сайте налоговой инспекции.
Данная деятельность должна осуществляться юридическими лицами, имеющими техническое оснащение, позволяющее в режиме реального времени производить обработку каждого чека, пробитого через ККТ. Более того, все сведения, поступающие на сервер ОФД, должны быть защищены криптографическим способом и недоступны для иных лиц.
Кто должен перейти на новые онлайн-кассы и в какие сроки
В связи с тем, что изменения в закон связаны не только с новым порядком продажи товара с использованием ККТ, но и значительными затратами, то предусмотрен поэтапный переход с целью недопущения причинения убытков предпринимателям.
Кто, как и в какие сроки должен перейти на онлайн-кассу с учётом внесённых в законодательство поправок можно посмотреть ЗДЕСЬ.
С момента вступления в силу поправок к федеральному закону об онлайн-кассах продавцы могут в добровольном порядке начать оснащать кассы оборудованием, соответствующим новым требованиям, либо покупать новые. Старые аппараты можно будет беспрепятственно снять с учета и зарегистрировать новую ККТ в налоговой без каких-либо проблем.
Видео - в каких случаях придется оформлять кассовый чек при приеме оплаты:
Переходный период продлится до 1 февраля 2017 года, с этого момента ИФНС будут регистрировать и ставить на учет только новую кассовую технику, способную передавать фискальные данные в онлайн режиме.
Сроки вступления в законную силу новых положений Федерального закона 54-ФЗ об онлайн-кассах:
Положения | Сроки |
Вступление закона в силу | 15.07.2016 |
Переход на новый порядок (добровольно) Передача в ОФД – по желанию | с 15.07.2016 |
Обязанность передачи данных через ОФД для вновь регистрируемой ККТ | 01.02.2017 |
Обязанность работы только по новому порядку (полная отмена старого порядка) | 01.07.2017 |
Обязанность применения ККТ с передачей данных в ОФД (ЕНВД, Патент, вендинг) | 01.07.2018 |
Обязанность передачи номенклатуры для ИП на ЕНВД, Патент, ЕСХН | 01.02.2021 |
Один из плюсов принятых изменений заключается в том, что для регистрации ККТ не нужно приходить в налоговую службу, достаточно зайти на сайт ведомства и совершить необходимые действия (при условии наличия ЭЦП). Так же теперь не нужно заключать договоры на обслуживание с ЦТО, что раньше являлось обязательным условием для работы с кассовым аппаратом.
До 1 июля 2017 года не возбраняется пользоваться старыми кассами, но уже после указанной даты все торговые организации должны быть оборудованы онлайн-кассами и применять только их при расчетах с населением.
Исключение будет сделано для отдаленных местностей, в которых существуют проблемы с Интернетом, перечень таковых устанавливается региональными органами власти.
Для ряда предпринимателей, таких как:
- применяющих систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД (единый налог на вмененные доходы);
- уплачивающих стоимость фиксированного патента;
- оказывающих услуги населению с выдачей бланков строгой отчетности;
- торгующих через торговые автоматы
принятые новшества начнут действовать только с 1 июля 2018 года.
Технические нюансы при переходе на новый режим продажи через ККТ
Наряду с положительными моментами, о которых упоминалось выше, принятые новшества повлекут за собой определенные затраты для бизнеса и торгующих организаций.
Предлагается два способа: первый самый простой и затратный – покупка новой кассовой машины, уже снабженной всеми техническими стандартами, требуемых законодательством, таких как фискальный накопитель и программное обеспечение. Предполагается, что средняя стоимость новой кассы будет варьировать в пределах 15-20 тысяч рублей.
Второй способ – это модернизация существующих аппаратов, что существенно дешевле и составит около 4-5 тысяч рублей.
Но необходимо оговорить, что не каждую кассу можно обновить, дополнив ее накопителем и подключив к Интернету, так что многим придется потратиться на покупку новой онлайн-кассы.
Затем нужно будет заключить договор с оператором фискальных данных, по имеющимся данным средняя стоимость годового обслуживания приравнивается к 4 тысячам рублей.
Кто освобожден от применения онлайн-касс
Законодателем определен перечень лиц, тех кто может не беспокоиться по покупке нового оборудования и подключения его к Интернету, к таковым относятся:
- предприятия бытового обслуживания населения (ремонт обуви и одежды, изготовление ключей);
- продавцы и производители товаров народного промысла;
- продавцы газет, мороженного, разливных безалкогольных напитков, сезонных овощей и фруктов, а так же лица, осуществляющие продажу на ярмарках, рынках и выставках;
- аптечные пункты при медицинских учреждениях;
- торговые организации, расположенные в труднодоступных и отдаленных районах.
Ответственность за нарушение законодательства о применении новой ККТ
Кодексом об административных правонарушениях РФ, положениями статьи 14.5 регулируется ответственность юридических и физических лиц за торговлю товарами или оказание услуг без применения ККТ.
В связи с нововведениями в закон диспозиция данной статьи была расширена в части ответственности предпринимателей, осуществляющих расчеты через кассовые аппараты, так и в отношении операторов фискальных данных.
В соответствии с п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ за применение ККТ, не отвечающей требованиям закона, с нарушением порядка ее регистрации, а так же сроков и условий перерегистрации для нарушителя может повлечь:
- для начала предупреждение, либо штраф для должностного лица – от 1,5 тысяч до 3 тысяч рублей,
- на юридическое лицо – от 5 до 10 тысяч рублей.
Данная ответственность будет применяться только после 1 февраля 2017 года. Нормами этой же статьи п. 6 вводится административное наказание за ненаправление торговой организацией кассового чека в электронном виде покупателю в виде предупреждения или штрафа для должностного лица – 2 тысячи рублей, а для юридического лица в размере 10 тысяч рублей.
Таблица штрафных санкций:
Правонарушение | Наказание для должностного лица | Наказание для юридического лица |
Неприменение ККТ | Штраф в размере от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10000 руб | Штраф в размере до ¾ одного размера суммы расчета, но не менее 30000 руб |
Неприменение ККТ (повторно), если сумма расчетов без ККТ составила более 1000000 руб | Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет | Приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Применение ККТ не соответствующего требованиям, нарушение порядка регистрации и условий применения ККТ | Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 руб | Предупреждение или штраф от 5000 до 10000 руб |
Непредоставление организацией или ИП информации и документов по запросам ФНС или нарушение сроков предоставления | Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 руб | Предупреждение или штраф от 5000 до 10000 руб |
Непредоставление организацией или ИП покупателю чека (бумажного или электронного) | Предупреждение или штраф 2000 руб | Предупреждение или штраф 10000 руб |
Видео - вебинар по онлайн-кассам журнала Главбух:
Особого рода ответственность грозит ОФД, которая заключается в непередаче данных, полученных с ККТ на сервер налоговой службы, в представлении заведомо ложных сведений при подаче документов на получение разрешения на обработку фискальных данных и необеспечении их конфиденциальности при передаче ИФНС.
Штрафы для ОФД варьируют от 20 тысяч до 1,5 миллионов рублей.
Нюансы о которых нужно помнить
Применение новых онлайн-касс продиктовано веяниями времени и развитием более усовершенствованных технологий. Цель принятия поправок в закон 54-ФЗ была обусловлена рядом факторов, таких как защита прав покупателей и снижение налогового прессинга на бизнес в виде проверок деятельности и налогообложения.
Теперь каждый владелец кассового аппарата может получить электронно-цифровую подпись ЭЦП, которая позволит заключить договор с оператором фискальных данных и беспрепятственно в удаленном режиме зарегистрировать новую онлайн-кассу в налоговом органе.
Инициаторы закона понимали, что покупка и модернизация ККТ ударит по кошельку любого предпринимателя, в связи с чем, предполагается, что будет предоставлен налоговый вычет на сумму 18 000 рублей на каждую новую кассу.
Нужно помнить, что срок действия ключа фискального накопителя имеет временные ограничения:
- для предпринимателей, использующих обычную систему налогообложения – 13 месяцев;
- для субъектов малого предпринимательства, применяющих «упрощенку», патент и ЕНВД – 36 месяцев;
- для организаций торгующих подакцизными товарами – 13 месяцев.
После истечения указанных сроков потребуется замена ключа.
Еще один нюанс, который должны учитывать торговцы, заключается в том, что за передачу данных отвечают они и только они, поэтому ссылки на плохой Интернет приниматься не будут, в любом случае они обязаны обеспечить поступление сведений о совершенной покупке в 30-дневный срок. Поэтому нужно предусмотреть запасной Интернет-канал, в случае выхода из строя основного.
Если покупатель желает вернуть товар, то возврат будет осуществляться в обычном порядке, кассир должен будет в этой ситуации пробить возвратный чек и так же его направить в ИФНС.
Форум для предпринимателей по новому порядку применения ККТ в соответствии с 54-ФЗ
Новшества, принятые законодателем были встречены с некоторой опаской и конечно вызвали возмущения со стороны торгующего сообщества в связи с предстоящими затратами.
Тем не менее, законодательный акт вступил в законную силу, и подлежит исполнению всеми предпринимателями. На сегодня, когда страсти немного поутихли, на поверхность всплыли вопросы, вызванные нововведениями.
Обсудить их можно на многочисленных форумах предпринимателей. Один из примеров таких форумов, посвященных вопросам по новому порядку применения контрольно-кассовой техники находится на официальном сайте налоговой службы РФ.
Нигде не нашел инфу зачем эти разные сроки при разном налогообложении, как сроки вообще на деятельность влияют? Чем фн на 36 и на 15 отличается друг от друга кроме сроков?
Сроки разнятся по видам деятельности, в частности, потому, что стандартного накопителя со сроком 13 месяцев хватает на 175-180 тысяч чеков, то есть 455 торговых операций в день (это не только продажи, а и возвраты, зачеты авансов и проч). Для сферы услуг, в частности, это неактуально. Поэтому, в зависимости от специфики бизнеса, законодатель установил ограничения по использованию ФН. Более того, для некоторых категорий бизнеса сохраняется право выбора срока действия накопителя — 13 или 36 месяцев. Ограничения по срокам закреплены в п.6 ст.4.1 54-ФЗ.
Елена все довольно просто,совершая покупку у вас в интернет магазине покупатель указывает(в обязательном порядке) почту или номер мобильного на который в последствии и будет отправленна электронная версия чека.Так покупатель получает на руки абсолютну ликвидный фискальный документ.
Как быть интернет-магазинам? Из пункта 5 ФЗ № 54 я поняла, что банк-партнёр должен предоставить чек покупателю. Но на конференциях сотрудники ФНС говорят, что мы обязаны перейти на ККТ и выдавать покупателю чеки!!! Если всё же нам переходить на онлайн-кассы, то как мы должны пробить чек покупателю? Какую роль тогда играет чек от банка?
Елена, к сожалению, не все так просто. Банки, яндекс-деньги, Робокасса и прочие платежные сервисы являются только посредниками между вами и покупателем. Они берут с вас комиссию за то, чтобы покупатель смог произвести покупку/заказ дистанционно и выдают ему чек-подтверждение того, что деньги ушли. А уже вы должны предоставить покупателю чек о том, что вы увидели его заказ и услуга будет исполнена. Это сравнимо с заказом билет на автобус дальнего следования или самолет. Вам стоит еще дополнительно прочитать про тонкости ККТ и оплат онлайн, это действительно сложная тема.
Распорядительный документ Правительства начнет действовать 1 января 2019 года, но для разных групп товаров предусмотрены разные сроки введения обязательной маркировки. Планируется, что к 2024 году все товары, используемые в торговом обороте в РФ, будут маркироваться и регистрироваться в единой системе
Уважаемый автор, не совсем понятна суть вопроса. Да, действительно, 28 апреля 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 792-р, утверждающее перечень из 10 товарных групп, подлежащих маркировке и с 01.01.2019 эти товары уже маркируются (а не начнут маркироваться). Также верно то, что Госдумой запланировано внедрение повсеместной обязательной маркировки с 2024 года. Хотелось бы понимать, что именно интересует вас в этом вопросе и как мы можем вам помочь. Пожалуйста, сформулируйте вопрос конкретнее и спасибо за обратную связь.
Здравствуйте. Я ИП на УСН, мне предлагает сотрудничество ООО по оказанию бытовых услуг населению в его помещении (печать фото, оформление картин в багет и прочая полиграфия, заправка картриджей, ремонт принтеров) без договора субаренды. Какой договор можно заключить мне как ИП с ООО, чтобы я могла официально установить свою онлайн-кассу в помещении данного ООО? Спасибо
Здравствуйте Елена. По данному вопросу вам лучше связаться с юристами, они более квалифицированы в вопросах договоров.
И всё равно непонятно: если мой интернет-магазин Не получает платежи от покупателей(их получает яндекс.касса, робокасса и пр — и я им за это деньги плачу) а эти агрегаторы спустя некоторое время перечисляют мне некие суммы за вычетом своих процентов: и в этой ситуации разве моя обязанность выдавать покупателю чек? Очевидно. что чек должен формировать тот субъект, кто напрямую получает от населения оплату, разве нет? Тем более что сумма, которую я получаю, на 5% меньше суммы платежа покупателя — т.е. я не могу выдать покупателю чек на его покупку, т.к. я этих денег не получаю по-любому.
Татьяна,
платежные сервисы (Яндекс-касса, Робокасса и т.д.) осуществляют посреднические услуги по проведению платежей в удобной для клиента форме, но получателем платежа от покупателей является сам интернет-магазин и, соответственно, именно интернет-магазин должен должен исполнять требования законодательства о применении ККТ.
Более подробно о том, как проходит оплата через Яндекс.Кассу в соответствии с 54-ФЗ можно прочитать ЗДЕСЬ.
Татьяна, все робокассы можно считать лишь виртуальным помощником. Все оплаты как будто напрямую проходят к вам. И лишь потом онлайн-помощники списывают то, что им причитается. Поэтому вполне логично, что за пересылку чека отвечаете вы. Покупатель же приобретал товар у вас, а не у платежного сервиса. Сумма на чеке выставляется по цене на сайте, а уж какие % и кому вы отчисляете — уже ваши проблемы)