Чтобы электронная цифровая подпись работала на компьютере, необходимо установить также специальное ПО — криптопровайдер (или СКЗИ). Одним из СКЗИ является КриптоПро.
В статье рассмотрим, как начать использовать ЭП в системе СБиС и как установить для нее КриптоПро; подписи СБиС для торгов, сдачи отчетности в налоговую и для физических лиц. Также приведем инструкцию, как правильно подписать документ ЭЦП в СБиС.
Как начать использовать электронную подпись в СБиС
Для того, чтобы ЭП правильно работала на компьютере, нужно установить СКЗИ.
Важно! Криптопровайдер должен быть только один, в противном случае они будут конфликтовать и блокировать друг друга.
Итак, чтобы начать использовать электронную подпись в СБиС, необходимо выполнить несколько шагов:
- Установка СКЗИ. При приобретении лицензионного ПО СБиС клиент также получит лицензионное СКЗИ КриптоПро; программа предложит скачать его и установить при первой попытке использования подписи.
Примечание: ЭП, выпущенная с помощью определенного криптопровайдера, не сможет работать с другими. Если организация использует не одну систему (например, СБиС и продукты компании «1С») и оператор работает с ними на одном компьютере, стоит обратиться к специалисту, который подберет СКЗИ так, чтобы не было нарушений в дальнейшем использовании подписи. - Защита ЭП. Ключ не должен находиться в общем доступе, для полноценной защиты недостаточно сохранить его на обычном flash-накопителе. Воспользоваться им должен быть доступно только владельцу. Таким образом, ключ стоит хранить в облаке или на токене. Компания Тензор, создавшая СБиС, предлагает использовать сервер своего УЦ — владелец ключа сможет подписывать документы с помощью ЭП в любом месте, где есть доступ к сети. Токен — устройство, похожее на USB-флешку, при подключении к компьютеру требует ввести PIN-код. Рекомендуемые к использованию устройства: eToken, Рутокен, JaCarta (с подписью, расположенной на этом носителе, доступна работа в ЕГАИС). Для совместной работы токена и криптопровайдера нужно скачать и установить для устройства драйверы, соответствующие СКЗИ.
- Регистрация ЭЦП в СБиС. Она подразумевает привязку сертификата к определенному пользователю. Это можно сделать в карточке, оформленной на сотрудника через меню «Подписи». Нужно выбрать необходимый сертификат и нажать кнопку «Зарегистрировать».
При успешной регистрации новый сертификат должен отобразиться в реестре. Если этого не произошло, значит при подготовке электронной цифровой подписи к использованию была допущена ошибка. В таком случае стоит обратиться к специалисту по выпуску и настройке ЭП, который точно сможет провести процедуру подготовки правильно.
Как установить КриптоПро для использования ЭЦП в СБиС
Перед установкой нового криптопровайдера нужно убедиться, что на компьютере отсутствует уже действующее СКЗИ. Скачать КриптоПро для СБиС можно на сайте производителя. Установка и настройка нового СКЗИ доступна пользователю с правами администратора. Процедура выполняется в несколько этапов:
- Если на сайте еще не создана учетная запись, первоначально необходимо пройти регистрацию.
- В меню «Загрузка» нужно выбрать СКЗИ, подходящее под установленную на компьютере ОС, и скачать его.
- После установки и запуска программы новый клиент должен ввести номер лицензии на вкладке «Общие». Там указываются данные о пользователе, организации и серийный номер с бланка лицензии на право использования продукта ООО «КРИПТО-ПРО». На вкладке «Общие» после этого должны отобразиться правильные данные: срок действия лицензии (либо значение «Постоянная», если был приобретен бессрочный доступ) и ее тип («Клиентская»).
Мы готовы помочь!
Задайте свой вопрос специалисту в конце статьи. Отвечаем быстро и по существу. К комментариям
- Далее проводится настройка считывателей сертификатов ключей (вкладка «Оборудование»). При добавлении считывателей откроется окно с доступными вариантами. Подключенное через USB-порт устройство определится системой СКЗИ как «Дисковод». Если сертификат ключа хранится на токене, изначально нужно скачать драйвер для него, иначе система не сможет правильно его определить. При выборе нового считывателя также не стоит менять его имя, поскольку это может привести к сбоям в работе с ЭЦП.
Если в списке считывателей появилось то устройство, на котором хранится ключ, настройку криптопровайдера можно считать завершенной, а электронную подпись — готовой к корректному использованию. В противном случае, при работе с токенами стоит проверить наличие драйверов, а для других внешних устройств — правильное указание пути к ним — нужный «Дисковод».
СБиС ЭЦП для торгов
Участие в электронных торгах возможно только при наличии действующей цифровой подписи. Без нее участник не сможет пройти аккредитацию, подавать заявки на участие в торгах и делать новые предложения во время аукционов.
Компания «Тензор» — удостоверяющий центр с 2003 года, имеет все необходимые лицензии и сертификаты для выпуска и обслуживания ключей электронных подписей.
С ЭЦП СБиС для торгов можно работать как на государственных электронных торговых площадках (ЭТП), так и на коммерческих любого уровня. ЭЦП СБиС предназначена также для торгов на международных ЭТП. Если для участия в торгах на определенной площадке требуется наличие в сертификате ключа дополнительных идентификаторов, компания «Тензор» создаст и выдаст необходимую ЭЦП под заказ.
Стоимость ЭЦП СБиС для торгов зависит от ее универсальности. Так, подпись для работы на коммерческих и площадках по банкротству обойдется пользователю в 2 000 рублей, а для 8 государственных — 3 000 рублей. Электронную подпись, которая позволит работать на всех вышеобозначенных площадках, можно приобрести за 5 000 рублей. В стоимость не включаются 12 коммерческих ЭТП, подписи для которых в любом случае выпускаются отдельно и за дополнительную плату. Подробнее с тарифами на ЭЦП СБиС для торгов можно ознакомиться на сайте УЦ «Тензор».
СБиС ЭЦП для налоговой
При сдаче отчетности в электронной форме все необходимые документы должны быть подписаны ЭЦП. В данном случае основная функция электронной подписи — подтверждение авторства документа и заверка его достоверности. Организации, отчитывающиеся по налогу на добавленную стоимость (НДС), и предприятия с количеством персонала более 100 человек обязаны сдавать отчетность в ФНС в электронном формате, а значит, использовать ЭЦП.
Федеральная налоговая служба признает только квалифицированные электронные подписи (КЭП), которые могут выдавать аккредитованные УЦ. Удостоверяющий центр «Тензор» имеет аккредитацию от Минкомсвязи и может выпускать квалифицированные ЭП.
Чтобы получить ЭЦП СБиС для налоговой, необходимо вместе с заявлением на выпуск КЭП представить в УЦ паспорт и СНИЛС, а при покупке токена — доверенность на получение ТМЦ в том случае, если руководитель делегирует ответственность своему сотруднику. Требования других удостоверяющих центров могут отличаться от действующих в УЦ «Тензор», и перед подачей заявления на выпуск КЭП стоит уточнять, какие документы следует подготовить.
СБиС ЭЦП для физических лиц
Развитие электронного документооборота касается не только юридических лиц. На данном этапе в нем могут активно участвовать (и тем самым упростить для себя многие процедуры) физические лица. Для этого им также нужна электронная подпись.
При ее наличии любой гражданин может пользоваться полным спектром инструментов, которые предлагает портал «Госуслуги». Через него можно осуществлять взаимодействие с ПФР, налоговыми органами, ГИБДД, Управлением по вопросам миграции и другими службами.
Применение электронной записи (в том числе для получения медицинского обслуживания) позволяет пользователям портала сэкономить время, которое они могли бы потратить на стояние в очередях. А для получения некоторых услуг при наличии подтвержденной учетной записи и действующей электронной цифровой подписи и вовсе не требуется личное присутствие гражданина.
Использование ЭЦП также значительно упрощает жизнь будущих студентов. Абитуриенту, намеревающемуся подать заявление на поступление в иногородний вуз, больше не придется тратить время и деньги на дальние поездки. Уже сейчас многие учебные заведения готовы принимать от абитуриентов заявления, заверенные ЭП, через интернет.
Людям, постоянно работающим в удаленном режиме, использование ЭЦП позволит заключать с работодателями трудовые договоры, имеющие полную юридическую силу. А фрилансерам — подписывать документацию на выполнение определенного перечня работ.
Для подачи документов на регистрацию юридического лица или ИП через интернет также необходимо иметь электронную подпись. В сервисе ФНС «Подача электронных документов на государственную регистрацию» содержится информация о том, какие необходимы для успешной регистрации. Через него же можно выслать все документы в электронной форме, но при условии, что они будут заверены ЭЦП.
Приобрести квалифицированную СБиС ЭЦП для физических лиц у компании «Тензор» можно за 2 000 рублей. С ней гражданину будут доступны все описанные возможности.
Как подписать документ ЭЦП в СБиС
При работе с системой СБиС можно подписать полученный от контрагента документ ЭЦП прямо в личном кабинете сервиса «СБиС Онлайн». Для этого необходимо авторизоваться и в личном кабинете выбрать пункт меню «Документы», далее — «Входящие».
Перед просмотром формы пользователь должен нажать кнопку «Подписать извещение документа». Если содержание полностью устраивает пользователя, и он согласен с пунктами договора, нужно нажать расположенную в верхнем правом углу кнопку «Утвердить». После этого документ будет подписан обеими сторонами и сможет вступить в силу.
Чтобы подписать документ с расширением .doc или .pdf, используя ЭЦП СБиС, на компьютерах должны быть установлены СКЗИ КриптоПро CSP и КриптоПро PDF соответственно. Тогда в меню «Файл» → «Сведения» появится пункт «Добавить цифровую подпись КриптоПро» (актуально для файлов обоих форматов). Если такая опция отсутствует, значит проблема в установленном расширении СКЗИ либо в его настройке.
ЭЦП будет выглядеть в документе как код, аналогичный ключу, указанному в сертификате, или как штамп с подписью. Бывают невидимые ЭП — в такой ситуации узнать, что документ был подписан, можно по знаку, который должен отобразиться в окне «Состояние».
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.