Новая редакция закона №54-ФЗ предусматривает поэтапный переход на онлайн-кассы. Но не все предприятия, оказывающие услуги, понимают: имеют ли они право на этот постепенный переход?
Распространяется ли поэтапный переход на онлайн-кассы на тех, кто оказывает услуги населению
Закон №290-ФЗ, который внес изменения в закон №54-ФЗ от 22.05.2003, предоставляет льготу организациям и предпринимателям (далее по тексту – компании) на основании п. 8 и п. 9 своей статьи 7, - он разрешает им до 01 июля 2018 года не использовать кассовую технику при расчетах. Но при этом есть определенные условия, ограничивающие возможность не применения ККТ, которые должны быть соблюдены одновременно:
- право не применения контрольно-кассовой техники для компании должно быть предусмотрено старой редакцией закона №54-ФЗ;
- компании, оказывающие услуги, могут не применять кассовую технику при расчетах с клиентами, только если выдают бланки строгой отчетности;
- выдача бланков строгой отчетности (дальше в тексте - БСО) должна осуществляться в порядке, который действовал до вступления в силу новой редакции закона №54-ФЗ, т.е. до 15.07.2016 г.
В старой редакции закона №54-ФЗ порядок работы с БСО был следующим:
- п. 2 статьи 2 данной редакции закона предоставлял право организациям (юридическим лицам) и предпринимателям только при оказании услуг вместо кассового чека выдавать БСО. При этом сами БСО приравнивались к кассовым чекам, т.е. были обязательны к выдаче клиенту, даже если он не просил документов. А в случае не выдачи БСО - это приравнивалось к неприменению кассовой техники и наказывалось в том же порядке, что и не пробитие кассового чека;
- требование по поводу выдачи БСО при расчетах распространялось на наличные платежи и на расчеты, которые производились платежными картами в форме эквайринга, т.е. при непосредственном участии продавца и клиента. Либо при комбинированных расчетах, т.е. с использованием и наличных средств, и платежных карт;
- выдавать БСО могли все компании, которые оказывали населению услуги, независимо от применяемой ими системы налогообложения;
- оформлять с помощью БСО можно было только те расчеты, какие производились между компанией-продавцом и ее клиентами, в качестве которых выступало население. Т.е. простые физические лица. Однако п. 4 Пленума ВАС РФ № 16 от 31.07.2003 г. указал, что население – это граждане, которые, в том числе, могут иметь статус индивидуального предпринимателя. Поэтому компании могут оформлять БСО при оплате услуг, оказанных, как предпринимателям, так и простым гражданам. Причем, не имеет значения, для предпринимательской деятельности или для себя лично заказывает услугу предприниматель. В любом случае при расчетах с ним должен был оформляться БСО;
- сами БСО, а также порядок их хранения, оформления и выдачи были утверждены Правительством РФ в Постановлении от 06.05.2008 г. № 359. В частности, этот документ закреплял перечень обязательных реквизитов БСО (п.3, 4, п.5.1, 5 и 6), а также возможность их выпуска либо типографским способом, либо с помощью автоматизированной системы (п. 4 Постановления). Кстати, и к данной системе предъявлялись свои требования, перечисленные в п. 11 Постановления.
Соблюдение всех вышеуказанных условий позволяет предпринимателям и организациям не применять ККТ вообще и не осуществлять обязательный переход на онлайн-кассы до 01 июля 2018 года.
Однако до сих пор остается спорным один вопрос: в старой редакции закона №54-ФЗ нет четкого указания на то, что оказываемые компаниями услуги должны быть поименованы в ОКУН. Т.е. в Общероссийском классификаторе услуг населению (утвержден Госстандартом РФ в Постановлении №163 от 28.06.1993г.).
А потому не понятно, можно ли выписывать БСО при расчетах с населением за те услуги, которых в ОКУН нет? Этот вопрос влечет за собой еще один: придется ли компаниям в этом случае с 2017 года ставить онлайн-кассы или они могут подождать до 01 июля 2018 года?
Позиция №1: переход на онлайн-кассы должен быть обязательно произведен в 2017 году
Данная позиция существует для тех компаний, которые не собираются вступать в спор с налоговыми органами.
Дело в том, что, несмотря на отсутствие в старой редакции закона №54-ФЗ четкого указания на принадлежность услуг к ОКУН, по этому поводу и не в пользу компаний часто высказывались налоговые органы и сам Минфин РФ.
Они всегда делали уточнение, что применять БСО можно только, если оказываемая услуга есть в ОКУН. Подобное мнение прописано в их письмах, в частности:
- №03-11-11/43794 от 21.10.2013г., Минфин РФ;
- №17-26/100951 от 19.10.2011г., УНФС РФ по г.Москве;
- №03-01-15/1-29 от 27.01.2009г., Минфин РФ;
- №АС-4-2/14961@ от 10.09.2012г., Минфин РФ, ФНС РФ.
Во всех этих документах ведомства указывали, что для целей не применения ККТ принадлежность деятельности к услугам, которые оказываются населению предпринимателями и организациями, определяется только с помощью ОКУН.
Т.е. если компания оказывает услуги, которые не указаны в данном классификаторе, то на основании п.1 и п.2 статьи 2 закона №54-ФЗ (в старой редакции) у нее возникает обязанность использования при расчетах с населением контрольно-кассовой техники вместо БСО.
Это означает, что если компания придерживается подобной позиции, то ей придется осуществить в 2017 году в общеустановленном порядке обязательный переход на онлайн-кассы.
Но есть и иная позиция, которая позволяет компаниям не применять ККТ и не переходить на онлайн-кассы до 01 июля 2018 года.
Позиция №2: переход на онлайн-кассы с 2017 года – это право, а не обязанность
Эта позиция основана на том, что в старой редакции закона №54-ФЗ все-таки нет прямого указания на обязательное определение услуг с помощью ОКУН для целей применения БСО вместо контрольно-кассовой техники. В том числе, нет подобного разъяснения и в Постановлении Правительства РФ №359, которым уточняется порядок использования бланков строгой отчетности.
Более того, в ряде своих писем и Минфин РФ, и ФНС РФ, высказывались в пользу того, что отнесение деятельности как таковой к услугам, оказываемым населению, действительно осуществляется на основании классификатора ОКУН.
Однако представленные в данном классификаторе перечни услуг не являются закрытыми, исчерпывающими. Дело в том, что во многих их классификациях содержится наименование «прочие услуги».
Например, «прочие услуги, связанные с финансовым посредничеством» (код 801300), «прочие услуги по страхованию» (код 802205), и т.д. Это говорит о возможности более широкой трактовки ОКУН. А значит, позволяет не применять ККТ, используя вместо кассового аппарата бланки строгой отчетности.
Однако при наличии противоположного мнения, высказанного по поводу применения БСО теми же ведомствами, вопрос об определении услуг с помощью ОКУН остается спорным.
Но в качестве защиты точки зрения о возможности применения БСО в случае, когда услуги не поименованы в ОКУН, можно воспользоваться следующими письмами:
- №03-01-15/39118 от 20.09.2013г., Минфин РФ;
- №03-01-15/8-213 от 10.2012г., Минфин РФ;
- №03-01-15/3-74 от 04.04.2012г., Минфин РФ;
- №ЕД-4-2/4329@ от 07.03.2014г., ФНС РФ.
В этих письмах утверждается, что главное условие для применения БСО – это:
- характеристика деятельности, как услуги;
- и оказание услуги именно населению, даже если эта услуга не указана в классификаторе ОКУН.
И, если придерживаться данной позиции, то компания может использовать свое право на поэтапный переход на онлайн-кассы. Т.е. за ней остается льгота, разрешающая ей до 01 июля 2018 года не пользоваться контрольно-кассовой техникой вообще и не переходить на онлайн-кассу.
Причем, исходя из анализа статьи 7 закона №290-ФЗ, который внес изменения в закон №54-ФЗ, организации и предприниматели, даже если придерживались иного мнения, т.е. применяли ККТ вместо БСО, могут воспользоваться уже сейчас льготой для поэтапного перехода на онлайн-кассы.
Добрый день ! Я проживаю в деревне , у меня свой ларёк по продаже газет и лотерейный билетов . Подскажите , какую кассу мне нужно установить ? И есть ли льготы или скидки пенсионерам ?
У меня свой интернет магазин одежды, сотрудников нет. Не могу понять, в моем случае еще сохранились какие-то льготы или уже нет и необходимо приобретать ККТ?
К сожалению, без понимания специфики вашей работы, мы не можем дать развернутого ответа, нам необходимо понимать способ получения оплаты.
Я только открыла свой магазин и собираюсь приобретать онлайн кассу . Правильно ли я поняла , что сейчас уже нет никаких плавных переходов и отсрочек покупки кассы ?
Василиса, третья волна перехода на онлайн-кассы установлена — это 1 июля 2019 года. Вы не уточнили ИП или ООО у вас, а также режим налогообложения, но задуматься об установке уже нужно. К 1 июля предприниматель должен не только купить онлайн-кассу, но и заключить договор с ОФД, поставить онлайн-кассу на учет в ФНС. Кроме того, обращаем внимание, что индивидуальные предприниматели на ПСН и ЕНВД могут получить налоговый вычет за онлайн-кассу в сумме до 18 тыс. рублей. Но такой вычет можно получить только в 2019 году и не больше суммы всего уплаченного за 2019 год налога.
Фирмы, дающие микрозаймы оказывают услуги финансирования или все же кредитные организации? Ведь от этого, как я понимаю, зависит применение кассы, да и вообще отчетная документация?
Кирилл, разъяснения ФНС содержат следующее — согласно 54-ФЗ, ККТ используется на территории России в обязательном порядке всеми субъектами хозяйствования и индивидуальными предпринимателями при проведении взаиморасчетов, в том числе при выдаче гашении микрозайма. При выдаче средств с 01.07.2019, при возврате уже с июля 2018.