Учет продаж на маркетплейсе можно вести вручную (например, в Excel) или с помощью специальных сервисов. В первом случае селлер вынужден самостоятельно сводить остатки, менять цены отдельно в каждой карточке, регулярно заходить в личный кабинет на торговой площадке, чтобы не пропустить заказы. Такой объем рутины тормозит бизнес и не оставляет времени на развитие.
Ситуация усугубляется, если продавец сотрудничает сразу с двумя или тремя маркетплейсами. Объем ручных операций увеличивается в разы, что может приводить к ошибкам в учете, задержкам отгрузок и серьезным санкциям от торговой площадки. Избежать таких проблем можно с помощью автоматизации продаж на маркетплейсах. Подробнее об этом расскажем в статье.
Какие задачи решает автоматизация для селлеров маркетплейсов
Чтобы получать максимум прибыли на маркетплейсе, селлер должен оперативно обрабатывать заказы, следить за остатками, контролировать отгрузки и быстро решать вопросы с возвратами. Это довольно кропотливая и трудозатратная работа, которую можно существенно упростить с помощью специальных сервисов для автоматизации.
Большинство таких продуктов обеспечивает автоматический обмен данными между товароучетной системой (например, 1С) и личным кабинетом селлера. Вместо того, чтобы заполнять многочисленные громоздкие Excel-таблицы, продавец может в едином окне 1С контролировать все процессы на маркетплейсах:
- вести учет складских остатков;
- устанавливать и обновлять цены в карточках товаров;
- обрабатывать заказы;
- отправлять на печать этикетки со штрихкодами в соответствии с правилами маркетплейсов;
- управлять логистикой;
- вести документооборот.
Рассмотрим на примерах, почему автоматизация важна для селлеров маркетплейсов и какие проблемы она решает.
Проблема 1: Менеджеры не успевают обновлять количество остатков
При расширении ассортимента следить за товарными остатками становится все сложнее. Особенно если продавец распределяет поставки по разным складам маркетплейса или работает сразу с несколькими площадками. Если селлер ведет учет вручную, могут возникать проблемы:
- позиции карточек падают в выдаче из-за обнуления остатков;
- сроки доставки нарушаются, потому что покупатели заказывают товары, отсутствующие на складе;
- клиенты отказываются от покупки или снижают оценку продавцу из-за задержек.
Если учет автоматизирован, остатки на маркетплейсе корректируются по умолчанию после каждого заказа и продавцу не нужно менять их вручную.
Проблема 2: Цены нужно менять вручную или загружать из Excel
Селлер должен регулярно корректировать цены с учетом сезонности, дней недели, поведения конкурентов, изменения спроса и курсов валют. Если этого не делать вовремя, можно упустить покупателей и потерять прибыль.
Без автоматизации учета продавцы обновляют цены вручную в ЛК или с помощью Excel. Во втором случае нужно сначала скачать файл из личного кабинета, потом внести в него новые значения и загрузить документ обратно на маркетплейс. Чем больше ассортимент, тем сложнее продавцу корректировать цены. Какие проблемы могут возникать:
- ваш сотрудник ошибся и поставил 1 500 рублей вместо 15 000, в итоге товар раскупили за пару часов, а вы ушли в минус;
- себестоимость продукции повысилась, а вы не успели сразу обновить ценники во всех карточках и работали себе в убыток;
- конкуренты снизили цены перед выходными, в итоге ваши покупатели ушли к ним.
Автоматизация работы с маркетплейсами позволяет селлерам применять гибкие стратегии ценообразования и не отставать от конкурентов. Влияние человеческого фактора сводится к минимуму, сокращается количество ошибок, а продавец не теряет прибыль из-за невнимательности менеджеров. Можно буквально в пару кликов выгрузить актуальные цены из товароучетного софта в свой личный кабинет на маркетплейсе.
Проблема 3: Обработка заказов и подготовка к отгрузке занимает много времени
Если вы работаете по схеме FBO (товары хранятся на складе маркетплейса), за отправку посылок отвечает торговая площадка. При выборе схемы FBS эту ответственность несет селлер. Он должен постоянно заходить в ЛК, чтобы отслеживать новые заказы, контролировать их выполнение и обновлять статусы. Из-за невнимательности или ошибок менеджеров могут возникать задержки в доставке. Это влечет за собой потерю клиентов, низкие оценки и санкции от торговой площадки.
Сервисы для автоматизации торговли на маркетплейсах избавляют селлеров от необходимости постоянно заходить в ЛК. Все заказы можно мониторить в товароучетной программе.
Проблема 4: Приходится работать в разных личных кабинетах
Продавцам, торгующим на разных маркетплейсах, приходится работать в нескольких ЛК, переключаться между окнами и дублировать информацию о товарах на каждом сайте. Какие проблемы при этом возникают:
- ошибки в учете из-за человеческого фактора;
- необходимость расширять штат для обработки заказов, обновления цен и остатков;
- трата времени на переключение между ЛК;
- путаница в статусах заказов (у каждого маркетплейса есть своя иерархия).
Есть специальные программные решения, которые синхронизируют данные на всех площадках и помогают управлять заказами, ценами и остатками из одного окна товароучетной системы.
Сервис для автоматизации торговли на маркетплейсах на базе 1С
Все перечисленные выше проблемы можно решить с помощью одного программного модуля — «Управление маркетплейсами». Этот продукт позволяет автоматизировать работу с товарами на Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет». Он доступен в двух версиях: в виде встраиваемого модуля и расширения (далее для удобства будем называть его модулем) для 1С.
ПО бесшовно внедряется в товароучетную систему и не влияет на ее работу. После установки модуля в меню 1С появляется дополнительный раздел «Управление маркетплейсами». Здесь можно выполнять основные операции с товарами на торговых площадках:
- менять цены;
- мониторить заказы;
- актуализировать остатки;
- работать с отчетом комиссионера и др.
Модуль совместим с типовыми конфигурациями 1С:
Основные плюсы:
- простой интерфейс, знакомый всем пользователям 1С;
- работа со всеми площадками в одном окне;
- отсутствие необходимости регулярного посещения личных кабинетов на маркетплейсах;
- возможность работы с неограниченным количеством номенклатуры (в отличие от таблиц Excel);
- централизованный контроль всего процесса выполнения заказа (время на отгрузку сокращается от нескольких дней до нескольких часов).
Модуль обеспечивает автоматический обмен данными между 1С и ЛК селлера через API-запросы. Изменения, внесенные в товароучетную программу, подгружаются на все площадки, с которыми вы работаете. Если маркетплейс изменит протокол обмена данными, вы сможете самостоятельно обновить API. Не нужно останавливать работу и обращаться в сторонние организации за доработками 1С.
Автоматизация работы с маркетплейсами: основные возможности
Модуль «Управление маркетплейсами» помогает автоматизировать продажи по схеме FBO и FBS. Подходит как для опытных селлеров с большим оборотом, так и для новичков, которые только планируют увеличивать объемы торговли и расширять ассортимент.
Работа с товарами
В подразделе «Товары торговых площадок» отображаются номенклатурные позиции вашего каталога на маркетплейсах. Здесь можно:
- обновлять цены и устанавливать скидки;
- загружать в 1С товары из личного кабинета селлера и разбивать их на категории;
- добавлять и снимать товары с витрины (с указанием причины для покупателя);
- создавать новые карточки и выгружать их на торговую площадку (только для Wildberries).
В интерфейсе модуля можно связать карточки товаров с номенклатурой 1С, чтобы учетная система безошибочно определяла, какую продукцию нужно отгрузить покупателю (именно номенклатура отображается в документе «Заказ»).
Управление ценами
Автоматизация маркетплейсов на базе 1С позволяет за несколько минут обновить цены в сотнях товарных карточках. Вы можете применять гибкую ценовую политику для каждой торговой площадки:
- настраивать скидки для конкретных позиций или целых категорий товаров;
- загружать отдельные прайс-листы для каждого маркетплейса;
- устанавливать разные виды цен на один и тот же товар: дилерскую, дистрибьюторскую, оптовую, розничную и т. д.;
Когда документ на изменение цен будет проведен в 1С, информация обновится и в ЛК селлера.
В «товароучетке» вы можете сформировать задание на автоматическое изменение стоимости в определенное время. В указанный час система создаст документ и отправит его на маркетплейс. Например, можно настроить снижение цен в пятницу вечером, а потом снова повысить их в понедельник.
Контроль остатков
Модуль синхронизирует остатки в 1С и на всех торговых площадках, с которыми вы работаете. Как только покупатель делает заказ на маркетплейсе, в учетной системе формируется соответствующий документ. Количество остатков обновляется в реальном времени (для схемы FBS), а изменения автоматически отображаются на всех маркетплейсах. В 1С вы можете посмотреть актуальные запасы по каждой позиции и категории, для схемы FBO или FBS, общее количество или в разрезе склада.
Управление заказами
После внедрения модуля товароучетная программа собирает заказы с «Вайлдберриз», «Озон» и «Яндекс.Маркет» в едином интерфейсе. Их актуальный список доступен во вкладке «Заказы торговых площадок».
Здесь можно выполнять следующие операции:
- подтверждать заказы;
- обновлять их статусы;
- резервировать товары на складах;
- создавать задания на комплектацию и отгрузку заказов, передавать их на терминалы сбора данных;
- печатать логистические этикетки;
- сортировать заказы по сроку, схеме работы, статусу.
Система проверяет наличие заказанного товара на складе, после чего отправляет команду обновления статуса на маркетплейс.
Печать этикеток
Для каждого заказа в 1С формируется этикетка со штрихкодом. Она не нуждается в редактировании, так как по умолчанию соответствует всем требованиям маркетплейса. Пользователю остается открыть нужный заказ и распечатать наклейку.
Создание документов и отчетов
Прямо в 1С вы можете просматривать актуальные отчеты по остаткам, создавать документы на добавление и обновление цен, задания на комплектацию и отгрузку заказов.
После каждой покупки на маркетплейсе в 1С формируется документ «Заказ». В дальнейшем он включается в «Отчет комиссионера», с которым можно работать прямо в товароучетной программе, не заходя в ЛК селлера. Отчеты с Wildberries можно отправлять в 1С по API. Для Ozon нужно сначала скачать документ в формате Excel, а потом загрузить в «товароучетку».
Оповещения в Telegram
На маркетплейсах отсутствует функция уведомления по СМС или на email. Поэтому для мониторинга критических ситуаций продавцу нужно постоянно находиться в ЛК. Модуль решает эту проблему с помощью дополнительного сервиса оповещений в Telegram. В настройках можно указать события, о которых вы хотите получать оповещения:
- снижение остатков;
- отмена заказа покупателем;
- задержка отгрузки и др.
Продавец контролирует работу на маркетплейсе, даже когда нет возможности зайти в 1С или личный кабинет. Пример: если заказ не подтвержден в системе (товар отсутствует на складе, стоит в резерве или по другой причине), он не может быть отгружен. Селлеру сразу приходит сообщение в Telegram о возникшей проблеме.
Если для вас актуальна услуга автоматизации работы на маркетплейсах и интеграции с 1С, закажите звонок на нашем сайте. Мы проанализируем бизнес-процессы в вашей компании, установим модуль, интегрируем в учетную систему и настроим под текущие задачи. Если вы не пользуетесь продуктами 1С, но хотите начать, — подберем для вас подходящую конфигурацию.
Интересуют сервисы, в которых есть функции для управления остатками, ценами и заказами и еще создание аналитических отчетов по продажам. Какое решение лучше выбрать?
Здравствуйте! Для автоматизации товароучета и всех бизнес-процессов подходит система 1С:УТ, 1С:УНФ, 1С:ERP, 1C:КА. Какую конкретно версию выбрать — зависит от потребностей компании. Для работы с маркетплейсами рекомендуем модуль «Управление маркетплейсами», который легко интегрируется с 1С и позволяет управлять остатками товара, ценами, заказами и создавать аналитические отчеты по продажам. Для подробной консультации звоните на круглосуточный номер 8 (800) 500-25-91 (бесплатно по России).
Добрый день. Подскажите, а в данном сервисе можно редактировать карточки товаров и создавать новые?
Здравствуйте! Да, модуль «Управление маркетплейсами» позволяет создавать и редактировать карточки товаров. В системе реализована возможность создать и обновить сразу несколько позиций. Единственный нюанс работы в системе — некоторые данные в созданной карточке вносят вручную. То есть нужно дозаполнить карточку.