Для многих российских бизнесов с 1 июля 2017 года законом установлена обязанность по применению инновационных онлайн-касс в ходе расчетов с покупателями. Одновременно положениями федеральных нормативных актов определены штрафы за неприменение ККТ нового образца. Изучим такие санкции подробнее.
Кто обязан применять онлайн-кассы
Но, прежде чем говорить о предусмотренных законом штрафах за неприменение онлайн-касс, полезно будет изучить то, в отношении кого такие санкции, в принципе, могут применяться.
Речь идет о торговых предприятиях, которые с 1 июля 2017 года обязаны задействовать онлайн-кассы — инновационный тип контрольно-кассовой техники. Онлайн-кассы должны в соответствии с требованиями Закона № 54-ФЗ уметь:
- отправлять данные о платежах, проведенных на кассе, в ФНС через интернет (при посредничестве специализированных структур — Операторов фискальных данных);
- формировать кассовые чеки в электронном виде и отправлять их покупателям (также при посредничестве ОФД);
- обеспечивать сохранность платежных данных в памяти ККТ в периоды отсутствия связи с интернетом.
Такими функциями ККТ старого образца — с ЭКЛЗ, не обладают. Поэтому, торговым бизнесам их нужно менять на онлайн-кассы.
Применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года должны все торговые предприятия (точнее — все, кто продает товары физическим лицам), которые не попадают под исключения, установленные законом. Стоит отметить, что перечень таких исключений — довольно широкий. Причем, определять его нужно:
- рассматривая сразу две редакции Закона № 54-ФЗ — действующую, и ту, что была введена в действие 08.03.2015 года;
- разделяя исключения на две категории — постоянные и временные.
Постоянные исключения — те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до тех пор, пока законом не будет установлено иного. Сейчас действуют исключения:
- определенные положениями п. 2 ст. 2 Закона «О применении ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ в текущей редакции;
- п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015.
При этом, после 1 июля 2018 года будут действовать только те исключения, что зафиксированы в действующей редакции Закона № 54-ФЗ (отметим, что их перечень во многом совпадает с тем, что отражен в редакции Закона № 54-ФЗ от 08.03.2015).
Такие исключения освобождают от применения ККТ бизнесы в самых разных сегментах. Например, в текущей редакции Закона № 54-ФЗ они установлены для предпринимателей, которые:
- продают прессу через газетные киоски;
- ведут торговлю на рынке с палаток;
- продают молоко, квас из автоцистерн;
- ремонтируют обувь.
Временные исключения — те, что позволяют попадающим под них бизнесам не применять ККТ до 1 июля 2018 года (и если законом данный срок не будет изменен). После — онлайн-кассы должны будут задействовать все магазины, кроме тех, для которых законом установлены постоянные исключения.
Временные исключения установлены:
- п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года — для ИП и юридических лиц на ЕНВД, ИП на ПСН;
- п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ в редакции от 08.03.2015 года — для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам.
При этом, вместо чеков ККТ такие бизнесы обязаны выдавать своим клиентам другие документы, удостоверяющие факт приема от клиента денежных средств в счет товара или услуги. А именно:
- Товарные чеки.
Их должны выдавать ИП и юрлица на ЕНВД либо ИП на ПСН при продаже товаров физическим лицам. Товарный чек должен при этом содержать реквизиты, перечень которых установлен в п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Отметим, что товарный чек обязательно выдается только по требованию клиента.
- Бланки строгой отчетности.
Такая обязанность установлена для ИП и юрлиц, оказывающих услуги гражданам. Система налогообложения здесь может быть, в принципе, любой — ЕНВД, ПСН (для ИП), ОСН, УСН, ЕСХН. Бланки строгой отчетности должны содержать реквизиты, установленные Постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359. При этом, БСО может быть сформирован на типографском бланке или же с помощью специальных аппаратно-программных решений.
Бланк строгой отчетности указанным фирмам нужно выдавать клиенту в любом случае — даже если он его не попросил.
Нужно отметить, что законом могут устанавливаться и «обратные» исключения в части установления обязанности по применению онлайн-касс — когда тот или иной бизнес, освобожденный одной нормой закона от применения ККТ, обязывается использовать онлайн-кассы другой, более поздней (и потому, имеющей более высокую юридическую силу) нормой закона.
Например, 31 марта 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 261-ФЗ о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, по которым бизнесы на любых системах налогообложения (включая ЕНВД и ПСН) стали с 1 июля 2017 года обязаны применять онлайн-кассы. Однако, в редакции Закона № 261-ФЗ от 31.07.2017 года содержится норма о том, что продавцы алкоголя ведут расчеты в юрисдикции Закона № 54-ФЗ. Это значит, что они в случае применения ЕНВД, ПСН либо в процессе оказания услуг (например, ресторанных) перестали до 1 июля 2018 года быть обязанными применять онлайн-кассы.
Какие предусмотрены штрафы за неприменение ККТ или нарушения при её использовании
Теперь — о санкциях за неприменение онлайн-касс (либо невыполнение обязательств по выдаче покупателям документов, альтернативных кассовым чекам — БСО и товарных чеков). Основные из рассматриваемых санкций закреплены в положениях КоАП РФ. Для удобства их можно отобразить в виде таблицы.
Правонарушение | Регулирующая норма в КоАП РФ | Санкции | Примечания |
Продажа товаров без использования ККТ | п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ | 1. Штраф на должностное лицо магазина (либо на ИП, как владельца магазина) в размере 25-50% от выручки, не пробитой через кассу (но не менее 10 000 рублей). 2. Штраф на магазин как на юридическое лицо в размере 75-100% от выручки, не пробитой через кассу (минимум 30 000 рублей). | Примеры правонарушений: 1. Отпуск товаров при отсутствующей ККТ в магазине. 2. Применение ККМ, работающей некорректно, со сбоями. 3. Пробитие чека с суммой, меньшей, чем та, что передана покупателем продавцу. 4. Невыдача фирмой, оказывающей услуги, БСО. 4. Невыдача торговым предприятием на ЕНВД (ИП на ПСН) товарного чека покупателю (по его просьбе). |
Повторная продажа товаров без использования ККТ на сумму, превышающую 1 000 000 рублей | п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ | 1. Дисквалификация на должностное лицо — на срок 1-2 года. 2. Приостановка деятельности магазина — на срок до 90 дней. | |
Применение ККТ, не соответствующей нормативным требованиям | п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ | 1. Предупреждение либо штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 1500 — 2000 рублей. 2. Предупреждение либо штраф на юридическое лицо в размере 5000 — 10 000 рублей. | Примеры правонарушений: 1. Использование ККМ старого образца (не онлайн-кассы). 2. Использование онлайн-кассы, не зарегистрированной в ФНС. 3. Использование онлайн-кассы, не включенной в реестр ФНС. |
Отказ магазина направлять покупателю электронную версию кассового чека либо невыдача продавцом бумажного чека | п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ | 1. Предупреждение или штраф на должностное лицо (или ИП) в размере 2000 рублей. 2. Предупреждение или штраф на юридическое лицо в размере 10 000 рублей. | Если товар продан интернет-магазином, то электронный чек отправляется покупателю (на e-mail или в виде SMS) в любом случае, без запроса покупателя. При неосуществлении отправки чека интернет-магазин может быть оштрафован. Обычный магазин отправляет электронный чек покупателю, только если он предоставляет продавцу свой e-mail или сотовый телефон. Обязательно выдается бумажный чек. |
Указанные выше, и, очевидно, довольно строгие штрафы, выписываются инспекторами ФНС в ходе налоговых проверок — плановых или внеплановых. Таким образом, к моменту проверки магазин должен быть чист на предмет возможных подозрений на совершение приведенных выше правонарушений.
Но, как показывает практика, не всем торговым точкам удается избежать совершения указанных правонарушений — в силу влияния тех или иных факторов. Тем не менее, владельцы магазинов имеют шансы на благосклонность со стороны проверяющих структур в ряде случаев. Изучим то, когда это возможно, и от чего это зависит.
В каких случаях штрафов можно избежать
Магазин может стать вынужденным нарушителем норм закона о применении ККТ, если, например:
- Не успеет к установленному сроку обзавестись онлайн-кассой.
Смежные сценарии:
- действующая онлайн-касса сломалась, и новую заказать (завезти) не успели;
- поставщик задерживает предоплаченные кассы;
- кассы привезли, но их некому установить и настроить (ближайший сервисный центр — в другом городе, половина его специалистов — в отпуске).
По факту, вне зависимости от причин (которых может быть, конечно, намного больше в сравнении с приведенным выше перечнем) магазин не сможет задействовать онлайн-кассу, а значит, будет считаться нарушителем норм закона о применении ККТ.
Однако, при рассмотрении ситуации, при которой у торговой точки нет возможности задействовать онлайн-кассу, по существу, может быть выявлен ряд обстоятельств, которые позволяют говорить о том, что магазин штрафовать не следует.
Минфин РФ — государственный орган, которому подотчетна ФНС, в Письме от 30.05.2017 года № 03-01-15/33121 говорит, ссылаясь на положения КоАП РФ, о том, что административным правонарушением следует считать лишь то действие субъекта правоотношений, которое имеет признак противоправности и свидетельствует о вине соответствующего субъекта. В случае, если в оценке отношении действий того или иного лица имеют место неустранимые сомнения, то такие сомнения, как считает ведомство, должны толковаться в пользу данного лица.
Исходя из указанных тезисов, Минфин рекомендует проверяющим органам при рассмотрении правонарушений, за совершение которых в ст. 14.5 КоАП РФ прописаны строгие санкции, изучать обстоятельства, указывающие на принятие торговым предприятием всех необходимых мер по обеспечению соответствия ведения деятельности требованиям законодательства РФ о применении ККТ. И если магазин покажет, что такие меры будут приняты — Минфин рекомендует инспекторам не штрафовать торговую точку либо должностных лиц фирмы.
Одной из таких мер, как считает Минфин, может быть заключение контракта на поставку фискального накопителя (основного технологического компонента онлайн-касс) в целях модернизации действующей ККТ. При этом, торговое предприятие, как считает ведомство, должно продолжать применение ККТ старого образца — с ЭКЛЗ, и выдавать всем покупателям бумажные чеки.
Таким образом, с самой высокой вероятностью защищены от штрафов ФНС, с учетом указанной позиции Минфина, бизнесы, которые имеют ККТ старого образца и не успели их модернизировать к сроку начала обязательного применения онлайн-касс.
Но при анализе положений рассмотренного нами письма Минфина напрашиваются совершенно очевидные правовые аналогии, которые бы, вероятно, позволили говорить об аналогичном уровне защищенности от штрафов любых бизнесов, которые не сумели в срок запустить торговую инфраструктуру на базе онлайн-касс (в том числе «с нуля», в ходе модернизации, в процессе замены, ремонта, настройки ККТ).
Главное для них — иметь на руках документ, подтверждающий, что магазин сделал все от него зависящее для оснащения кассовой инфраструктуры работающими и соответствующими требованиям законодательства кассовыми машинами. Если онлайн-касса сломалась — это может быть договор на проведение ее ремонта, если она задерживается в пути — документ об осуществлении предоплаты на ее поставку.
В принципе, позицию Минфина можно подвести и под ситуацию, когда фирма, освобожденная от применения ККТ, обязана выдавать клиентам бланки строгой отчетности, но не может, поскольку они закончились, и к моменту расчетов не прибыли из типографии.
- Не сможет задействовать онлайн-кассу из-за отключения электричества (интернета).
Здесь все сложнее. В самом общем случае следует придерживаться рекомендации: нет электричества (в данном случае — возможно, еще и интернета) — нет торговли. Если продавцы все же осуществят отпуск товаров, то ФНС будет иметь полное право применить к магазину рассмотренные нами выше санкции.
Однако, как показывает правоприменительная практика, в ряде сценариев владельцы торговых бизнесов вправе ожидать, что в отношении них инспекторы проявят лояльность и не будут штрафовать. Это возможно, если, к примеру:
- Электричество или интернет отключили прямо в момент расчетов магазина с покупателем. В этом случае правомерно говорить о форс-мажорных обстоятельствах, которые в общем случае освобождают участника правоотношений от ответственности не только в контексте выполнения норм Закона № 54-ФЗ но и, в принципе, любого другого нормативного акта.
- Расчеты с покупателями было весьма желательно произвести по причине большой очереди на кассах, которая сформировалась к моменту отключения электричества. И магазин решил нарушить закон, отпустив товар без ККТ.
При наличии от инспекторов замечаний по данному поводу магазин может аргументировать свои действия тем, что остановка торговли (особенно, если люди пришли в редкий сельский магазин в летнюю жару за напитками) в таких случаях может привести к крайне неприятным социальным последствиям и вряд ли ограничится простым недовольством покупателей.
- Перебои с электричеством и интернетом наблюдаются не только в магазине, но и во всем районе, а то и городе. В этом случае отказ всех торговых точек от продажи — хотя бы самых необходимых товаров (о них в КоАП РФ ничего не сказано, и их отпуск без ККТ так же штрафуется), может быть попросту неразумным — тут даже особых аргументов для ФНС может и не понадобиться.
Конечно, не исключено, что свою правоту магазину, решившему продолжить торговлю в подобных ситуациях, может потребоваться доказывать в суде. Но, если рассматривать указанные сценарии в чистом виде, то налоговики, как правило, не склонны провоцировать налогоплательщиков на судебные разбирательства. А если все же такое провоцирование будет иметь место — у магазина есть все шансы отстоять свою правоту в суде.
Таким образом, в рассматриваемом вопросе важнейшую роль играет правоприменительная практика. Тот факт, что на уровне федерального законодательства в отношении налогоплательщиков предусмотрены строгие санкции, безусловно, должен браться в расчет и быть ориентиром при планировании торговли. Но если торговое предприятие нарушает закон вынужденно, то шансы на то, чтобы таких санкций избежать, у него есть.
Наличие у предприятия действующей онлайн-кассы — один из факторов, влияющих на успешность прохождения фирмой налоговой проверки по иным основаниям. ФНС России в письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650 (содержащем методические рекомендации по налоговым проверкам для региональных представительств ведомства) указывает, что проверка ККТ хозяйствующего субъекта может выявить важные обстоятельства при определении нарушений в деятельности бизнеса. Из этого можно сделать вывод, что обеспечение правильной работы ККТ может сыграть положительную роль во взаимодействии магазина и ФНС даже вне контекста применения инспекторами санкций, предусмотренных КоАП РФ при нарушениях применения магазином онлайн-касс.
Резюме
Бизнесы, принимающие оплату от покупателей - физлиц, с 1 июля 2017 года должны пробивать чеки на онлайн-кассах — если для них законом не установлены постоянные или временные исключения. При неприменении онлайн-кассы (невыдаче документов, заменяющих кассовый чек), использовании ККТ старого образца либо тех кассовых машин, что применяются с нарушением порядка, установленного законом, к торговой фирме могут быть применены штрафные санкции, предусмотренные положениями ст. 14.5 КоАП РФ.
Если работающей и зарегистрированной в порядке, установленном законом, онлайн-кассы у магазина нет, то к моменту проверки ФНС его представителю нужно будет обзавестись документами, удостоверяющими тот факт, что магазин сделал все от него зависящее для выполнения требований законодательства в части оснащения ККТ. Например:
- договором на поставку онлайн-касс (фискальных регистраторов для их модернизации);
- документами о приемке онлайн-касс и теми, что подтверждают вызов специалистов для их настройки (это могут быть, к примеру, квитанции о внесении предоплаты за услуги данных специалистов);
- документами, подтверждающими заказ БСО (если фирма должна вместо применения ККТ выдавать данные бланки клиентам).
При условии следования торговым предприятиям такому подходу штрафа с высокой вероятностью удастся избежать.
Если использовать онлайн-кассы магазину не удается по причине форс-мажорных обстоятельств или же тех, которые предопределяют нежелательность их неприменения, то владелец бизнеса вправе рассчитывать на то, что контролирующие органы проявят к нему лояльность. Либо — рассчитывать на разрешение ситуации в суде в свою пользу.
Нужно ли снимать предыдущую кассу с учета в налоговой, если мы приобрели новую онлайн-кассы и хотим установить ее по новому порядку?
Не нужно. Устаревшая ККТ снимается с учета налоговым органом в одностороннем порядке. Собственник не подает соответствующего заявления, если это прямо не предусмотрено 54-ФЗ. Последующая регистрация таких касс возможна только в рамках п.2 и 3 ст.4.2 — это, в первую очередь, касается модернизации ККТ и постановки на учет в качестве онлайн-кассы, соответствующей 54-ФЗ.
Старый порядок снятия касс с регистрации прекратил действие с 01.07.2017.
Я так понимаю, для ремонта обуви пока что действует отсрочка по кассам? Это уже утверждено?
Отсрочка установлена Федеральным законом от 06.06.2019 №129-ФЗ и касается индивидуальных предпринимателей, которые выполняют работы или оказывают услуги, при условии, что у таких ИП нет наемного труда. Также касса может не использоваться теми ИП, которые самостоятельно реализуют продукцию собственного производства.
Для других категорий предпринимателей льгота не предусмотрена.
Является ли неотправка чека по электронке — нарушением правил использования ККТ? Понятно, что это право клиента, но как я докажу, что он до расчета не изъявил желания получить электронный вариант чека. Ведь я не обязана отправлять чек, когда уже пробила печатный. Пусть идет и сканирует, не создавать же мне очередь на кассе из-за этого? А вот пойдет он (покупатель) и нажалуется, что чек ему не отправили — как доказать то, когда он его попросил?
В порядке п.2 статьи 1.2 54-ФЗ, вы действительно обязаны отправить по просьбе покупателя электронный чек, а если вы проигнорируете это законное требование, то налоговая или вынесет предупреждение или наложит административный штраф. ИП — 2 000 рублей, юрлицам — 10 000 рублей (п.6 ст.14.5 КоАП). В том случае, если это первая жалоба, вы получите только предупреждение. Но для того, чтобы обезопасить себя от таких клиентов, введите в магазине специальную форму, куда будут вписываться данные клиента им лично, а на рабочем месте кассира разместите информационную табличку.