Второго июня 2022 года прошел вебинар, посвященный нововведениям в применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Спикером мероприятия выступил заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александр Александрович Сорокин. Он рассказал:
- об изменениях в контроле использования онлайн-касс в 2022 году;
- о моратории на проведение плановых проверок владельцев ККТ;
- об электронных чеках и нюансах их представления;
- о законодательных инициативах и изменениях в Кодексе об административных правонарушениях;
- об автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН).
В конце вебинара А. Сорокин ответил на вопросы слушателей. В статье — краткое резюме по каждой из обозначенных тем.
Как изменился подход в контроле за применением ККТ в 2022 году
Спикер сообщил, что контроль и надзор за соблюдением порядка применения онлайн-касс осуществляется в соответствии с требованиями Закона № 248-ФЗ от 31 июля 2020 года и Постановлением Правительства № 272 от 28 февраля 2022 года.
«Общий тренд… в Российской Федерации — это унификация всех процедур контроля. И все эти процедуры прописаны в 248-ФЗ».
Эксперт рассказал об изменениях, которые вступили в силу с 1 марта 2022 года.
Появился новый регулятор
Назначен новый регулятор в сфере применения контрольно-кассовой техники — Министерство экономического развития РФ. Алгоритм взаимодействия с ним ФНС и собственника онлайн-кассы такой: если при проведении контрольного мероприятия (проверки) налоговому органу или проверяемому лицу (предпринимателю, компании) что-то непонятно, то он обращается именно в Минэкономразвития. Этот федеральный орган разбирается в ситуации и дает исчерпывающий ответ.
Плановые и внеплановые проверки
Плановые проверки отменены. До марта 2022 года план контрольных мероприятий в сфере применения ККТ утверждался на год. Затем документ размещался на сайте ФНС, и собственник ККТ мог увидеть его, изучить. Если находил себя в плане, успевал подготовиться к визиту инспекторов. С 1 марта такие проверки не проводятся. О внеплановых мероприятиях контролируемое лицо не уведомляют. По словам А. Сорокина:
«Это логично. Потому что если мы будем оповещать людей, которые будут подвергнуты контролю, что придет проверка по применению контрольно-кассовой техники, то, естественно, поведение таких людей меняется. Я, например, вижу лишь один профит в этой ситуации. Это сообщать, что плановая проверка будет, и не проводить такую проверку. И с учетом технологий, которые у нас используются в применении ККТ, а это — передача данных в онлайн-режиме, — мы можем увидеть изменение поведения налогоплательщика. То есть уведомили, что проведение будет. Изменилось поведение, появились чеки, появилась выручка. А сами не пришли. И, соответственно, использовать этот период как эталонный. Для того, чтобы понимать, как себя ведет налогоплательщик в целом в течение года — добросовестно или недобросовестно».
Контрольные мероприятия, предусмотренные в законе № 248-ФЗ, условно делятся на две группы.
Группа | Какие мероприятия относятся |
Проверки, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом |
|
Проверки, проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом |
|
Лектор назвал ключевой показатель контроля за использованием ККТ. Это соотношение количества онлайн-касс, применяемых с соблюдением требований законодательства, и общего количества зарегистрированной контрольно-кассовой техники на конец отчетного периода (календарного года).
«Для того чтобы говорить об эффективности контроля, должен осуществляться ежегодный рост показателя на 5 %», — подчеркнул он.
Мораторий на проведение плановых проверок по применению ККТ
Эксперт сообщил, что по всем мероприятиям контроля за применением онлайн-касс, которые регулируются законом № 248-ФЗ, действует мораторий — объявленный правительством запрет или отсрочка.
Вид проверки | Мораторий |
Плановая | Согласно ст. 5 закона № 46-ФЗ от 08.03.2022, плановые проверки субъектов малого предпринимательства не проводятся до 31.12.2022. Исключения — в ст. 26.2 закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 |
Внеплановая | Согласно Постановлению Правительства № 336 от 10.03.2022, внеплановые проверки, контрольные мероприятия проводятся только: 1) по согласованию с прокуратурой; 2) по решению руководителя ФНС или его заместителя. Если же при выездном обследовании выявлены нарушения, тогда инспектор вправе провести контрольную закупку. При этом проверку нужно обязательно согласовать с руководителем Налоговой службы |
А. Сорокин о внеплановых проверках:
«Пока поручений таких нет. Мы…находимся в…паузе по проведению контрольных мероприятий. Соответственно, если такое решение появится, то оно будет доведено до сотрудников территориальных налоговых органов. Соответственно, они уже будут действовать в рамках этого решения, поручения».
Электронные чеки: нюансы предоставления
По словам докладчика, в апреле 2022 года тема выдачи бумажного кассового чека получила резонанс. Причиной стало сообщение о дефиците бумаги. Впоследствии оно было опровергнуто.
При этом пользователи вспомнили, что в законе № 54-ФЗ от 22.05.2003 прописана возможность представления клиентам фискальных документов в электронной форме.
«Обращаю внимание, что обязанность по выдаче (направлению) покупателю кассового чека закреплена в законе 54-ФЗ. Это наравне с применением контрольно-кассовой техники», — пояснил чиновник.
Форма, в которой выдается кассовый чек (бланк строгой отчетности) | В каких случаях применяется |
Бумажный чек |
|
Электронный документ — предоставляется либо полностью чек, либо сведения, идентифицирующие его |
|
QR-код, в котором зашифрованы данные чека |
|
Сведения, достаточные для идентификации чека и бесплатного его получения, распечатанные на билете. В этом случае чеки формируются позже оплаты — например, кассиром в конце смены |
|
Приложения многих ретейлеров (например, «Магнита» и O’STIN) и программы лояльности сейчас позволяют клиенту получать чеки в электронной форме. Такая же возможность есть при обращении покупателя к кассиру во время оплаты товара.
А. Сорокин сделал акцент на том, что некоторые ретейлеры решили, будто можно вообще не выдавать бумажные и электронные чеки. Он уточнил:
«Выдавать чек нужно. Это обязанность. Просто нужно выбрать способ. Способ, повторюсь: на бумаге, стандартно. Если человек не хочет на бумаге, вы можете ему предложить: «Давайте в электроне». Но тогда нужно получить его идентифицирующие сведения — телефонный номер либо адрес…»
Спикер обратил внимание на то, что кассовый чек, полученный покупателем в электронном виде и затем распечатанный в формате А-4, равен документу, созданному при помощи ККТ. Важно, чтобы сведения в «электроне» и на распечатанном чеке были идентичны.
Также докладчик рассказал о QR-коде. По его словам, этот идентификатор чека сейчас невозможно подделать благодаря зашифрованным в нем сведениям:
- о дате и времени проведения расчета;
- номере фискального документа;
- признаке и сумме расчета;
- заводском номере фискального накопителя;
- фискальном признаке документа.
Далее А. Сорокин презентовал программные продукты ФНС России, которые позволяют покупателю получить чек по QR-коду: информационный сервис и приложение для мобильных устройств, компьютеров.
Законодательные инициативы ФНС в сфере применения ККТ на розничных рынках
Лектор рассказал о законодательных инициативах — изменениях, которые Федеральная налоговая служба России предлагает внести в Кодекс РФ об административных нарушениях и в закон № 271-ФЗ от 30.12.2006. В частности, они касаются управляющих розничными рынками компаний (далее — УК).
Льготы | Обязанности УК |
Не использовать ККТ разрешается, если:
|
|
Сельскохозяйственные кооперативы могут:
|
По словам спикера, в случае невыполнения управляющей рынком компанией своих обязанностей и несоблюдения требований законодательства, в поправках в КоАП, принятых в первом чтении, предусмотрены наказания:
УК получат доступ к сервису ФНС, который позволит в онлайн-режиме отслеживать возможные нарушения по применению ККТ и не допускать на рынок недобросовестных продавцов.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения
На вебинаре А. Сорокин также рассказал об экспериментальном налоговом режиме — автоматизированной упрощенной системе налогообложения (АУСН). Ее применение регулируется законами №№ 17-ФЗ и 18-ФЗ от 25.02.2022. Особенности АУСН:
- декларация не представляется в налоговый орган (НО);
- налог рассчитывается НО на основании данных ККТ, сведений от кредитных организаций и из личного кабинета налогоплательщика;
- ставка налога исчисляется в зависимости от объекта налогообложения: «доходы» — 8 %, «доходы минус расходы» — 20%.
Экспериментальный режим начнут применять с 1 января 2023 года в Москве, Татарстане, Московской и Калужской области. Дата актуальна для уже действующих компаний. Для вновь созданных — использование АУСН стартует с 1 июля 2022 года.
Налоговый режим смогут применить индивидуальные предприниматели и юридические лица с численностью сотрудников до 5 человек и годовой выручкой не более 60 млн руб.
По словам спикера, АУСН — «следующий шаг использования данных контрольно-кассовой техники».
Административная ответственность за нарушение правил использования ККТ — новации
А. Сорокин сообщил, что административная ответственность наступает в случае неприменения кассы при расчетах или невыдачи чека клиенту. Размер штрафов не менялся, но со 2 апреля 2022 года вступила в силу новая норма.
Ст. 14.5 КоАП | Предприниматель | Юридическое лицо | Должностное лицо |
Часть 2 Наименование ККТ в случаях, установленных законодательством | штраф от ¼ до 1 целой суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс. руб. | штраф от ¾ до 1 целой суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс. руб. | штраф от ¼ до 1 целой суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс. руб. |
Часть 3 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 и сумма расчетов без кассы более 1 млн руб. | приостановление деятельности на срок до 90 суток | приостановление деятельности на срок до 90 суток | дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет |
Часть 4
| предупреждение или штраф 1,5–3 тыс. руб. | предупреждение или штраф 1,5–10 тыс. руб. | предупреждение или штраф 1,5–3 тыс. руб. |
Часть 5 Непредставление информации и документов по запросам ФНС или предоставление их с нарушением сроков | предупреждение или штраф 1,5–3 тыс. руб. | предупреждение или штраф 1,5–10 тыс. руб. | предупреждение или штраф 1,5–3 тыс. руб. |
Часть 6 Непредоставление клиенту бумажного и/или электронного чека (БСО) | предупреждение или штраф 2 тыс. руб. | предупреждение или штраф 10 тыс. руб. | предупреждение или штраф 2 тыс. руб. |
Согласно ч. 4 ст. 1.2 КоАП России, в случае привлечения должностного лица к административной ответственности, компанию не наказывают. Но эта норма действует, только если юридическим лицом приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил применения касс. Со слов спикера:
«Все предусмотренные меры: регистрация ККТ; обучение кассира программам, которые позволяют эффективно применять технику; составление должностной инструкции по применению онлайн-кассы и ознакомление с ней сотрудника. То есть это такой логический набор правил и норм, мер, которые обеспечивают выполнение (соблюдение) закона… вот этот сценарий, который прописан в части 4 статьи 1.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, можно снизить издержки по тем ошибкам, которые совершены лицом…»
То есть предприятие не будет наказано. А размер штрафа для юрлиц значительно ниже, чем для должностных.
Еще одно новшество в КоАП РФ: для субъектов малого и среднего предпринимательства и для социально ориентированных некоммерческих организаций размер штрафа может быть снижен до половины положенной суммы.
Итоги
В законодательство России по применению контрольно-кассовой техники внесен ряд изменений, которые вступили в силу с марта 2022 года. Минэкономразвития РФ стал новым регулятором в сфере контроля, введен мораторий на плановые проверки.
Кроме того, внесены предложения по трансформации КоАП и закона № 271-ФЗ от 30.12.2006 в части наказаний за нарушение правил использования ККТ. Основные новации коснутся компаний, управляющих розничными рынками. На июнь 2022 года законодательные инициативы находятся на стадии рассмотрения и утверждения.