Недавно ЦБ анонсировал СПБ (систему быстрых платежей), которая по задумке создателей должна стать более дешёвой альтернативой эквайринга. На сегодняшний день новый тип оплаты по QR-коду тестирует несколько крупных компаний, которые уже столкнулись с первой серьёзной недоработкой СПБ — отсутствием возможности возврата средств покупателю в случае отказа от товара. Рассказываем в статье, что ЦБ говорит о недоработке, и как предпринимателю вернуть деньги покупателю.
Как так получилось
СПБ работает следующим образом: покупатель сканирует QR-код торговой точки через мобильное приложение, вводит необходимую сумму, и банк списывает деньги с карты клиента и переводит их на счёт торговой точки.
Когда клиент расплачивается картой, вся информация о платеже сохраняется в процессинге банка, который при возврате средств покупателю сохраняет запись о транзакции. Механизм работы системы быстрых платежей не позволяет отменять операции подобным образом, поэтому автоматический возврат средств невозможен.
Как вернуть средства покупателю
Торговая точка может вернуть средства из банка, отправив письмо через мобильное приложение или интернет. Но проблема в том, что согласно указаниям Центрального банка, продавец может вернуть деньги покупателю в наличном виде только в том случае, когда оплата была произведена также наличными. Получается, что деньги из банка можно получить, но вернуть их покупателю затруднительно.
Проблему отсутствия опции возврата банки планируют решать самостоятельно. Например, ВТБ собирается предложить переводить деньги на карту покупателя, а Росбанк разрабатывает варианты решения проблемы за счёт использования других средств платежа.
Обнадёживает одно — ЦБ обещал ввести опцию возврата средств покупателю до того, как начнется массовое использование новой системы.