20 декабря по всей стране перестали работать онлайн-кассы производителей «ШТРИХ-М», «РР-Электро», «Тринити» и «НТЦ „Измеритель“». Из-за этого кто-то перестал обслуживать клиентов, а кто-то продолжил продавать без чеков. По закону работать без кассы нельзя, но налоговая пообещала не штрафовать.
Почему кассы перестали работать
Компания «Штрих-М» заявила, что проблема в программном коде ККТ. Дата 20.12.17 неправильно записывалась в накопитель, и кассы перестали пробивать чеки, сами закрывали смену и выдавали сообщения об ошибках.
Чтобы исправить проблему достаточно обновить прошивку. «Штрих-М» подключила 20 000 инженеров, которые помогали магазинам с обновлениями. Уже 21 декабря почти все кассы починили.
ФНС разрешила работать без кассы
По закону предприниматель обязан выдавать чек и отправлять его ОФД. За каждый невыданный чек компанию оштрафуют на 10 000 р., а ИП на 2000 р. Поэтому во время сбоя перестали работать крупные компании: «Магнит», «Мария-Ра», «Аникс», DNS, заправки «Лукойла» и «Газпром нефти».
Но налоговая разрешила принимать деньги и не пробивать чек, если касса в магазине перестала работать по вине производителя. Продавцы не выдавали чеки, и им за это ничего не будет. Об этом ФНС сообщила в письме от 20.12.2017 № ЕД-4- 20/25867. Магазины не виноваты в том, что кассы сломались, а значит штраф не положен согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ.
Что делать после ремонта кассы — алгоритм действий
Сформируйте чек коррекции на общую неучтенную выручку. Составьте и передайте в налоговую документы с объяснением ситуации и подтверждением того, что вашей вины нет.
- Восстановите работу кассы. Обратитесь в ЦТО, позвоните производителю или скачайте инструкцию с сайта «Штрих-М». Попросите у производителя письменное подтверждение, что сбой был по его вине.
- Учитывайте выручку, пока касса не работает.
- Сформируйте и отправьте чек коррекции на общую сумму выручки, когда ККТ починят. В письме от 7 декабря 2017 № ЕД—4—20/24899 налоговая объясняла, что чек коррекции пробивается по каждой операции отдельно. Но тем, чья касса перестала работать 20 декабря, ФНС разрешила пробить один чек на общую сумму выручки.
- Попросите кассира написать объяснительную. В документе сотрудник указывает дату, время и причину корректировки по кассе.
- На всякий случай сообщите в налоговую о том, что не применяли кассу при расчете. К письму приложите объяснительную кассира и копию чека коррекции. Такое сообщение освобождает от штрафа за неприменение кассы (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Написать в ФНС можно через личный кабинет на сайте nalog.ru.
Как возместить убытки
В Ассоциации компаний интернет-торговли подсчитали, что сбой затронул около 9 % ритейла. Пока что неизвестно, будет ли компания «Штрих-М» компенсировать убытки магазинам. Обратитесь к опытному юристу или дождитесь первых судебных процессов.
Вы бы видели взгляд тетки из налоговой, когда я ей объяснительную принес. Видимо до нее инфа не так оперативно доходит, как до нас, предпринимателей. Смотрела минут 10 на нее, потом совет созвала. Через треть сотрудников выяснили, что я имею в виду и что мне от них нужно. В общем, видимо до некоторых сотрудников, этот сбой также как на кассы повлиял.
А у нас все нормально было в это число. Прям вот помню, что удивлялся еще, что такой массовый сбой пошел. Представляю, каково было налоговой потом разгребать все это. Вот в этом случае кто понесет ответственность, а? кассы ставить это дело благое, но от такого мы не застрахованы, а страдает капитал наш.