На смену закону РФ № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин» в 2003 году пришел новый нормативно-правовой акт — ФЗ № 54. С 2004 года все кассовые аппараты выпускались со встроенной ЭКЛЗ (защищенная электронная контрольная лента), которая записывала и хранила информацию о кассовых операциях, но не передавала ее через интернет. Для того чтобы начать работу с ККМ, требовалось зарегистрировать ее в ФНС и пройти обязательную процедуру фискализации в ЦТО.
Кассовая отрасль не менялась в течение длительного времени, и закон о ККТ не редактировался практически 13 лет. За этот период торговые процессы стали гораздо сложнее, кроме того, появилось большое количество компьютерных программ, которые позволяли «скручивать» ЭКЛЗ и уменьшать объем выручки для отчетности. Это вызывало большие сложности контроля бизнеса со стороны государства и заставило ввести новые налоговые режимы (ЕНВД и ПСН), чтобы получать хотя бы какую-то фиксированную сумму от предпринимателей.
Модернизация кассовых аппаратов стала неизбежной, и 3 июля 2016 года в силу вступил ФЗ № 290, который внес существенные коррективы в закон ФЗ 54 от 22.05 2003 и кардинально изменил всю кассовую систему.
С тех пор главный документ, регламентирующий порядок применения ККТ, редактировался 3 раза. Последние поправки были внесены в июне нынешнего года после вступления в силу ФЗ № 129 от 6.06.2019. В этой статье рассмотрим основные положения действующей редакции 54-ФЗ для разных сфер бизнеса и сделаем обзор новых поправок.
Как менялся ФЗ N 54 от 22.05 2003
ФЗ № 290 дал контрольно-кассовой технике принципиально другое определение. В отличие от аппаратов с ЭКЛЗ, обновленная техника записывает и хранит информацию на фискальном накопителе и передает ее в ФНС через оператора фискальных данных в режиме онлайн.
До вступления в силу этого закона ФНС РФ проводила масштабный эксперимент в 4 регионах страны. В рамках пилота тестировалась новая технология передачи данных в налоговые органы. Был запущен облачный сервис, куда с любого ПК или мобильного устройства можно было отправить сведения о принятых платежах.
В итоге такой алгоритм не был одобрен, и в 2016 году в силу вступил ФЗ № 290, который и послужил толчком для начала глобальных кассовых преобразований. После него были приняты ФЗ № 192 и № 129, которые внесли множество послаблений и льгот по переходу на онлайн-ККТ.
Как подготовить кассу по закону РФ № 54 от 22.05 2003
Для передачи сведений о пробитых чеках в ИФНС касса должна подключаться к интернету через любой доступный интерфейс: Ethernet, Wi-Fi или GSM. Данные отправляются не напрямую, а через ОФД, поэтому владелец ККТ обязан заключить договор обслуживания с любым оператором из перечня, утвержденного ФНС.
С полным списком технических требований к контрольно-кассовой технике можно ознакомиться в ст. 4 ФЗ N 54 от 22 мая 2003 года.Разрешается использовать онлайн-кассы, включенные в реестр ФНС, — сюда входят модели, полностью соответствующие требованиям законодательства.
В отличие от использовавшихся ранее аппаратов с электронной защитной лентой, онлайн-ККТ работают в связке с фискальным накопителем, который идет в комплекте с кассой или приобретается отдельно. Первый ФН был выпущен 12.08.2016 компанией ООО «РИК».
Устройство собирает, записывает, хранит, шифрует, обеспечивает защиту и передает фискальные данные ОФД. После получения чека оператор отправляет в онлайн-кассу уведомление с подтверждением операции. ФН расшифровывает эти сведения и передает в вычислительный модуль ККМ в виде текстового сообщения. Требования к ФН перечислены в ст. 4.1. Закона.
Регистрация онлайн-кассы в ФНС
Владельцы старых ККМ с ЭКЛЗ не имели возможности зарегистрировать их дистанционно. Для постановки кассы на учет и при замене ленты приходилось неоднократно посещать отделение ИФНС.
Онлайн-кассы в этом плане дают существенное преимущество — регистрацию и перерегистрацию можно осуществлять в онлайн-режиме. Достаточно просто зайти на сайт nalog.ru, заполнить форму заявки, заверить ее цифровой подписью и отправить на рассмотрение. После присвоения технике регистрационного номера можно переходить к следующему этапу — фискализации. Здесь также есть свои плюсы по сравнению со старыми кассами. Раньше приходилось заранее подавать заявку, согласовывать дату и лично присутствовать при активации кассы в ИФНС.
Ввод онлайн-кассы в эксплуатацию можно выполнить самостоятельно. Во-первых, заключение договора с ЦТО теперь необязательно. Во-вторых, фискализация на современных ККТ занимает несколько минут и не требует особых навыков. Пользователь загружает утилиту регистрации и вводит данные, пользуясь подсказками приложения.
После фискализации остается зайти на сайт ФНС и завершить регистрацию. В течение 5 дней в ЛК налогоплательщика придет регистрационная карточка — это значит, что касса поставлена на учет и готова к эксплуатации. Подробный порядок регистрации, перерегистрации и снятия с учета описан в ст. 4.2. ФЗ N 54 от 22.05 2003.
Штрафы за неисполнение закона
Нарушение требований ФЗ 54 от 22 мая 2003 г. влечет за собой административную ответственность в виде штрафов, дисквалификации должностных лиц и приостановления деятельности. С полным перечнем административных взысканий можно ознакомиться в ст. 14.5. КоАП РФ.
26 июня текущего года Совфедом был одобрен и направлен Президенту РФ новый закон, который вводит мораторий на части 2-4 и 6 ст. 14.5. КоАП до 1 июля 2020 г. Действие этих санкций приостанавливается не для всех сфер бизнеса, а только для ЖКХ и тех, кто занимается продажей проездных билетов на транспорте.
Требования к чекам в ФЗ 54 от 22 мая 2003
Требования к кассовому чеку и БСО перечислены в ст. 4.7. ФЗ 54 от 05 2003. Они в одинаковом объеме распространяются на все сферы бизнеса, за исключением ИП на спецрежимах (ЕНВД, УСН, ЕСХН и ПСН) — им разрешили не указывать в чеке название товара до февраля 2021 г.
В соответствии с коррективами, внесенными законом № 192, с середины текущего года при расчетах между ЮЛ и ИП в чек добавятся новые реквизиты (при их наличии):
- название предприятия-клиента;
- ИНН покупателя;
- страна производства товара;
- размер акциза;
- номер таможенной декларации.
Организациям и ИП, торгующим маркированной продукцией, придется добавлять в фискальный документ еще один обязательный атрибут — код товара.
Коррективы в чеках предусмотрены и для организаторов лотерей. С 1 июля при выплате выигрыша от 15 000 р. необходимо указывать в чеке Ф. И. О. (название предприятия) и ИНН покупателя (поправка введена законом № 129 от 6.06.2019). То же касается и выплаты страховых премий.
По выдаче фискальных документов с 1 июля будет несколько нововведений. Рассмотрим их подробнее.
Безналичные платежи. ЮЛ и ИП, принимающие безналичную оплату от физлиц через банк, обязаны пробивать чеки через ККТ и передавать их клиентам: лично, на абонентский номер и e-mail или вложить в посылку с товаром.
Аванс. Если покупатель получил товар (услугу) не в момент оплаты (по предоплате), продавец обязан сформировать два чека (при приеме платежа и выдаче товара). В первом документе в пункте «Признак способа расчета» необходимо указать предоплату, а во втором — полный расчет зачетом аванса. Согласно п. 2.1. ст. 1.2. ФЗ РФ 54 от 22.05 2003 для отдельных сфер деятельности предусмотрены исключения:
- организация культурно-массовых мероприятий;
- пассажирские и грузоперевозки;
- услуги связи;
- продажа компьютерных игр, электронных книг, хостинга и других услуг из ст. 174.2 НК РФ.
ФЗ № 129 расширил список, добавив следующие услуги:
- в сфере ЖКХ;
- охрана и обеспечение безопасности;
- образование.
С III квартала текущего года перечисленные субъекты получают право не пробивать по два чека. Вместо этого они могут формировать единый документ, где будут отражены все операции с зачетом (или возвратом) аванса за расчетный период (РП) до 30 дней. На формирование и отправку чека в ФНС дается 10 дней с момента окончания РП. Клиенту этот документ передавать не нужно.
Порядок перехода на онлайн-ККМ по ФЗ 54 от 05 2003
Переход на кассовые аппараты нового образца осуществляется уже в течение 3 лет. Благодаря поэтапной системе кассовых преобразований предприниматели могли обстоятельно подготовиться, адаптировать свой бизнес под новые требования и перейти на онлайн-ККТ в удобном режиме. С 2016 года на требования ФЗ 54 от 22 мая 2003 г перешли:
- ритейлеры на УСН и ОСН, которые до 2016 года пользовались кассами с ЭКЛЗ;
- продавцы алкогольной продукции;
- розница и общепит на «вмененке» и ПСН, не имеющих в штате наемных работников;
- интернет-магазины;
- владельцы вендинговых автоматов, если они не используют труд нанятого персонала.
Как предполагалось ранее, остальные предприниматели (за исключением освобожденных по ст. 2 ФЗ-54) внедрят кассовые аппараты до 1 июля 2019 г. Однако ФЗ № 129, внесший очередные поправки в основной закон о ККТ, предоставил двухгодичную отсрочку для некоторых сфер микробизнеса:
- торговля товарами собственного изготовления (сюда относится вся продукция, которую предприниматель самостоятельно изготавливает и продает на любых торговых площадках);
- выполнение работ;
- оказание услуг населению.
Льгота распространяется только на индивидуальных предпринимателей, работающих в одиночку, то есть без официального найма персонала. Если ИП решает расшириться и заключает трудовые договоры с сотрудниками (даже с одним), ему необходимо внедрить ККТ в течение 30 дней. Если кроме собственноручно изготовленной продукции в ассортимент вводятся товары сторонних производителей, без онлайн-кассы тоже не обойтись.
Пролонгация отсрочки для микробизнеса обусловлена предполагаемым введением налога для самозанятых по всей России. Если действующий в 4 регионах пилотный проект подтвердит свою эффективность, спецрежим введут повсеместно уже в следующем году.
Согласно п. 2.2. ст. 2 закона РФ 54 от 22.05 2003 требование по установке ККТ не распространяется на самозанятых граждан, которые платят налог на профессиональный доход. Таким образом, отсрочка позволит частникам-одиночкам опробовать спецрежим на себе и выбрать наиболее предпочтительный вариант — быть самозанятым или работать в статусе ИП.
Третья волна кассовой реформы завершилась 1 июля. С этого момента пробивать чеки через кассу и взаимодействовать с ОФД обязаны:
- частники на ЕНВД и ПСН, торгующих покупными товарами (без персонала);
- компании и ИП в сфере услуг, имеющие в штате наемных работников (на всех налоговых системах);
- общепит на ЕНВД и ПСН и вендинг (без персонала).
Поправки, внесенные в закон 6 июня текущего года, дополнили список субъектов, полностью освобожденных от внедрения ККТ:
- продажа бахил (в том числе через торгоматы) в розницу;
- сдача в аренду собственного жилья с машино-местами в МКД (льгота действительна только для ИП);
- реализация частными предпринимателями театральных билетов любым способом, кроме интернет-торговли (в этом случае касса обязательна).
Для отдельных сфер деятельности разрешили не предоставлять чек клиенту, если тот не указал контактные данные до момента совершения платежа:
- транспортные средства с автоматическими устройствами для приема оплаты (например, троллейбусы с турникетами);
- вендинговые торгоматы, принимающие оплату за товары и услуги (кроме подакцизной, маркированной и технически сложной продукции), при наличии встроенного дисплея для отображения QR-кода.
Напомним, с февраля 2020 года все торгоматы должны быть в обязательном порядке оснащены дисплеями для демонстрации кодов быстрого реагирования.
ФЗ N 54 от 22 мая 2003 года для сферы услуг
Требования законодательства о ККТ распространяются на ИП, частные и бюджетные учреждения, оказывающие услуги населению на коммерческой основе (п. 1 ст. 1.2. ФЗ 54 от 22.05 2003). Это означает, что если государственная организация берет оплату за свои услуги, она должна использовать кассовое оборудование и взаимодействовать с ОФД.
Исключение из этого правила предусмотрено только для уполномоченных органов госвласти, предоставляющих услуги парковки (п. 10 ст. 1.2.): на автодорогах регионального и муниципального значения, а также на участках, находящихся в госсобственности.
Онлайн-касса для ЖКХ
Ранее планировалось, что с 1 июля организации сферы ЖКХ — товарищества собственников недвижимости, ресурсоснабжающие и управляющие организации — переходят на онлайн-кассы наравне с другими компаниями в сфере услуг, но после принятия ФЗ № 129 порядок перехода на ККТ для этой отрасли изменился. При соблюдении ряда условий они могут существенно облегчить себе условия использования онлайн-касс.
Во-первых, организации, принимающие оплату за ЖКУ, освободили от необходимости печатать два чека при приеме авансов, о чем мы говорили ранее.
Во-вторых, согласно добавленному пункту 5.10. в ст. 1.2. ФЗ-54 при приеме оплаты за жилье и «коммуналку» чек можно выдавать только по письменному требованию потребителя. Фискальный документ необходимо отправить клиенту в 5-дневный срок с момента получения запроса. Если в течение 3 месяцев после зачисления платежа запрос так и не поступил, требование закона считается исполненным. Такая льгота действительна только в том случае, если клиент расплачивается по безналу и без посещения офиса компании.
Вам будет интересно: Каким ИП и ООО нужна онлайн-касса: кто обязан применять ККТ в 2019
Кто может не использовать кассу по ФЗ N 54 от 2003 г.
Обновленный ФЗ 54 от 2003 в ред от 6.06.2019 дает отдельным субъектам возможность полностью освободить себя от внедрения кассовых терминалов. В список таких льготников вошли:
- ТСЖ, садоводческие и огороднические сообщества, жилищные кооперативы и ЖСК, принимающие деньги за ЖКУ или услуги, оказанные участникам этой организации согласно уставной деятельности.
- Образовательные учреждения, принимающие оплату за услуги.
- Организации спортивной направленности (спорткомплексы, центры и т. д.).
- Частные и государственные культурно-досуговые центры (школы творчества, дома культуры и молодежи и др.).
Если перечисленные субъекты оказывают услуги только в рамках узкопрофильной деятельности, принимают оплату по безналу и без личного взаимодействия с плательщиком, они вправе не ставить ККМ и не заключать договор с ОФД.
Закон РФ ФЗ 54 от 22.05 2003: применение ККТ вне места расчетов
Недавно принятый закон № 129 внес еще одну существенную поправку в ФЗ о ККТ — расширил список субъектов, имеющих право применять кассовый терминал вне места расчетов с клиентом (то есть удаленно). Ранее удаленную кассу могли использовать интернет-магазины, ТС с автоматическими системами оплаты и вендинговые автоматы. После июньских нововведений в список попали:
- нестационарная (разъездная и разносная) торговля вне основного офиса продаж;
- онлайн-торговля и рестораны с курьерской доставкой;
- выполнение работ и оказание услуг за пределами стационарной точки компании, например, с выездом на дом или в офис к клиенту;
- сферы деятельности с использованием внутриотраслевых БСО (ломбарды, турфирмы и т. д.);
- продажа проездных талонов в салоне транспорта;
- прием оплаты за ЖКУ;
- торговые автоматы, принимающие плату за автоматические услуги (например, автопрачечные).
Для исполнения обязанности по передаче клиенту фискального документа можно использовать любой из способов:
- предоставление бумажного чека;
- отправка документа в цифровом виде на абонентский номер или электронный ящик;
- выдача БСО с реквизитами чека или QR-кода;
- отправка на номер телефона или e-mail реквизитов для идентификации чека (сумма, дата, время расчета, РНМ и др.);
- демонстрация QR-кода с экрана мобильного устройства или ПК;
- предоставление бумажного талона с QR-кодом или ссылкой для получения чека на информационном ресурсе ОФД или ИФНС (этот вариант доступен при продаже проездных билетов в салоне ТС).
Если владелец кассы выбирает вариант с демонстрацией кода быстрого реагирования, получение кассового чека осуществляется клиентом самостоятельно (требуется считать код с помощью камеры на мобильном устройстве, расшифровать его в мобильном приложении и найти чек на сайте ФНС или ОФД). Если у клиента не окажется смартфона для его сканирования, обязанность по выдаче чека все равно считается исполненной.
Благодаря такому нововведению в действующем ФЗ 54 от 2003 года транспортные предприятия, а также компании, оказывающие услуги на выезде или продающие товары с курьерской доставкой, избавились от необходимости снабжать кассовым аппаратом каждого сотрудника. Достаточно установить оборудование в офисе или арендовать кассу в облаке и проводить через нее все платежные операции.
Какие преимущества дает ФЗ 54 от 22 мая 2003 г
ФЗ 54 от 2003 в ред от 6.06.2019 окончательно определил регламент применения онлайн-ККМ в различных сферах коммерческой деятельности, а также порядок формирования и выдачи кассовых чеков покупателям. Владельцы кассовых терминалов, соблюдающие требования законодательства, получают следующие преимущества:
- удаленный контроль над бизнесом и работой кассиров;
- получение точной информации о выручке с каждой торговой точки;
- регистрация оборудования без личного присутствия в отделении ИФНС;
- сокращение налоговых проверок;
- работа в условиях честной конкуренции за счет вытеснения с рынка недобросовестных предпринимателей.
Покупатели получили возможность проверять легальность продажи и подлинность чека через бесплатное мобильное приложение и при выявлении нарушений отправлять жалобу в налоговую службу.
Дааа, раньше было попроще, не было такого контроля и штрафов, не было таких расходов на то. чтобы соответствовать новым требованиям законодательства. Единственный плюс — это удобный анализ продаж. Всё стало более информативно и прозрачно.
Ну помимо сложностей, которые вызывают все эти нововведения плюсы конечно тоже есть. Да, приходится потратиться, но мне например как владельцу сети стало очень удобно все контролировать удаленно. Да и проверки теперь будут явно реже.
На рынке тем, кто в павильонах или крытый рынок нет никаких отсрочек. Тут речь идет и о торговле в развал, и если рынок продуктовый и не крытый — кассы не нужны тоже.
Да, можно не применять ККТ, при продаже непродовольственных товаров, кроме тех, которые входят в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 №698-р, если вы торгуете на розничном рынке, ярмарке, в выставочном комплексе или в аналогичных местах, предназначенных для ведения торговли, за исключением магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, контейнеров и т.п., находящихся на их территории.
Да, в соответствии с п.2 ст.2 54-ФЗ организации и ИП, осуществляющие сезонную торговлю вразвал могут не использовать ККТ. Сюда относится торговля овощными культурами (включая картофель), фруктами и бахчей. Аналогичной позиции придерживается и Минфин — Письмо от 09.08.2018 №03-01-15/56516.
Меня интересует вот что, в чем принуипально отличается торговля на рынке и в развал. На рынке значит кассы ставить обязывают, а развальщикам отсрочки и отмены.
Скажите, в каком пункте (может ссылку) конкретно посмотреть, что входит в товары собственного производства. Столкнулись с тем, что пошив детской одежды — это услуга, а не выше упомянутое.