В нормативном акте № 54-ФЗ (далее Порядок) оговорены требования и правила работы с контрольно-кассовыми машинами с функцией онлайн-передачи информации в ответственные органы. Одно из основных условий законной эксплуатации новых ККТ — регистрация кассы в налоговой. Об этой процедуре мы и расскажем в статье: опишем варианты и этапы постановки устройства на учет, рассмотрим правила заполнения заявления.
Перед регистрацией кассы
Первый шаг к применению ККТ — приобретение устройства с функцией онлайн-обмена данными с налоговой. По новому закону регистрация кассы будет выполнена успешно при соблюдении основных правил:
- Оборудование должно соответствовать нормам, прописанным в статьях 4 и 4.1 Порядка. В каталоге размещены такие терминалы для малого, среднего, микробизнеса и больших предприятий различных сфер деятельности.
- Собственник ККТ обязан выбрать официальную компанию, которая работает с чеками и передает их в государственные органы (ОФД — оператор фискальных данных). Отношения между субъектом хозяйствования и ОФД оформляются договором — заключите его самостоятельно или обратитесь за помощью (стоимость услуги за год 2 990 руб.).
- Онлайн-касса и фискальный накопитель должны быть одобрены ответственными органами и внесены в списки, которые размещены на официальной площадке ФНС в закладке «Реестры».
Для подписания договора с оператором, передачи документов в государственную службу в онлайн-режиме и прочих операций в сети необходима электронная цифровая подпись. Ее генерируют аккредитованные удостоверяющие центры. Также получить ЭЦП вы можете по ссылке (Цена 2 900 руб.).
Варианты регистрации кассы по новому закону
Вы приобрели технику, которая соответствует требованиям нормативного акта 54-ФЗ, документально оформили отношения с ОФД. Следующий шаг — выбор одного из двух вариантов внесения смарт-терминала в налоговый реестр (п.1 ст. 4.2 Порядка):
- Предоставление документов, распечатанных на бумаге. Для этого собственник аппарата или уполномоченное им лицо (например, с доверенностью) приходят к налоговому инспектору и регистрируют ККМ. Обратиться можно в любое управление ФНС, а получить регистрационную карточку — только по месту постановки субъекта хозяйствования на учет.
- Заполнение электронной формы. Основные этапы регистрации кассы выполняются плательщиком налогов в личном кабинете. Формуляры заполняет субъект хозяйствования или уполномоченный работник. Приходить в налоговую не нужно.
ИП и предприятия вправе воспользоваться любым вышеописанным методом. Хотя первый вариант больше подходит бизнесменам, которые выполняют операции на устройствах в автономном режиме (ст. 2 54-ФЗ). То есть, работают с ККТ и не обмениваются информацией с оператором ФД. В этом случае упомянутая категория субъектов хозяйствования экономит средства на приобретении электронной подписи.
Правила регистрации кассы в налоговой
Алгоритм регистрации кассы в ФНС одинаков для обоих способов: личное посещение специалиста или заполнение электронной формы. Постановка устройства на учет в ИФНС выполняется в 5 этапов:
- Владелец ККМ или доверенное лицо вносит информацию в заявление и подает анкету в фискальную службу.
- Государственный служащий проверяет данные налогоплательщика (через Единый государственный реестр предпринимателей, компаний), наличие заявленной модели ККТ и накопителя в официальных перечнях.
- Ответственный орган присваивает оборудованию регистрационный код.
- Субъект хозяйствования вводит полученные от ИФНС данные в ККТ, печатает специальный отчет, отправляет кассовый документ в ФНС.
- Инспектор проверяет параметры фискализации, напечатанные в кассовом отчете, вносит информацию в журнал и карточку аппарата.
Оформленная и подписанная ИФНС регистрационная карточка направляется владельцу техники в электронном виде — через личный кабинет или ресурс оператора ФД, на бумажном носителе.
Вам будет интересно: Порядок регистрации онлайн-кассы: требования закона № 54-ФЗ
Остановимся на некоторых моментах постановки ККМ нового образца на учет:
- Онлайн-регистрация. Подача документов через интернет выполняется на ресурсе ответственного органа. Для этого авторизуйтесь в ЛК, нажмите на вкладку «Учет ККТ», кликните на кнопку постановки на учет, выберите ручное заполнение бланка. Внесите в форму все необходимое: реквизиты владельца и оператора фискальных данных, название и номер машины, прочее. Подпишите анкету при помощи ЭЦП и отправьте ее инспектору.
- Внесение параметров в контрольно-кассовую машину. Если проверка сведений, указанных вами в форме, прошла успешно, вы получите регистрационный код. Введите его в устройство вместе с индивидуальным налоговым номером и наименованием (для организаций) или фамилией, именем, отчеством (для предпринимателей).
- Печать отчета. После ввода в ККМ регистрационных сведений аппарат распечатает документ, содержащий 10-значный код — фискальный признак (ФП), дату и время формирования ФП, номер и дату чека. Внесите эти сведения в отчет о постановке оборудования на учет. В течение одного рабочего дня после получения учетного номера предоставьте отчет в ФНС на бумаге, через ОФД или ресурс фискальной службы.
- Работа с ОФД. Если финальная проверка прошла успешно, специалист направит вам карточку кассового аппарата. Прописанные в ней сведения внесите в ЛК на портале организации по сбору и передаче чеков, которая вас обслуживает.
Совет: не работайте с терминалом до момента получения карточки и внесения сведений на сайте компании, обрабатывающей и передающей чеки.
Если завершающий этап постановки устройства на учет пройдет неудачно, а на накопителе зависнут не переданные в ОФД чеки, тогда через 30 дней смарт-терминал перестанет работать. При этом вас могут наказать за незаконное ведение деятельности и нарушение норм 54-ФЗ.
Заявление на регистрацию кассы
Внесение сведений в журнал и формирование карточки контрольно-кассовой техники производится специалистом на основании заявления на регистрацию кассы. Его форма утверждена в мае 2017 года приказом ММВ-7-20/484 (приложение 1).
Согласно второму пункту статьи 4.2 Порядка в анкете должны содержаться следующие сведения:
- реквизиты пользователя: наименование или ФИО, ИНН, юридический адрес;
- информацию о накопителе и ККМ: название, присвоенный заводом-изготовителем код, место эксплуатации (адрес торговой точки);
- реквизиты организации, отправляющей чеки в ИФНС: ИНН, наименование;
- особые параметры использования оборудования: при продаже лотерейных билетов, для приема безналичных платежей через интернет и прочее (все параметры прописаны в вышеуказанной статье).
Ответственные органы имеют право запросить дополнительные сведения, не оговоренные в статье 4.2 Порядка.
Я могу дистанционно зарегистрировать ККТ в ФНС или нужно обязательно личное присутствие? У меня есть ЭП.
Вы можете зарегистрировать ККТ на nalog.ru через «Личный кабинет налогоплательщика» на вкладке «Учет контрольно-кассовой техники». Для регистрации вам понадобится ЭЦП.
Что такое так называемые «тренировочные» кассы. Говорят, что такие выпускает Атол. Смысл их приобретения, да и существования вообще? Она также пробивает чеки и имеет связь с ОФД? Просто стоит она намного дешевле. вот и задался вопросом.
Наташа, уверены, что дополнительные траты на «тренировочную» технику не нужны любому (даже крупному) бизнесу. Логичнее провести профессиональный инструктаж персонала и запустить работу на полноценных онлайн-кассах в рамках 54-ФЗ. Подробнее об обучении персонала тут.
Первый раз о таких слышу… Они б/у шные или почему такая разница в цене? Чем они вообще отличаются от обычных? Их не надо регистрировать в налоговой или что?