Минфин опубликовал разъяснения касательно применения ККТ при расчетах продавцов и покупателей безналичным способом — с использованием банковской квитанции. Изучим ключевые тезисы финансового ведомства по данному вопросу подробнее.
О чем говорит ведомство
В письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 Минфин говорит буквально о следующем:
- Положениями Закона № 54-ФЗ не предусмотрено исключений, отражающих способ расчетов торговой организации с покупателем (физическим лицом), по применению ККТ при оплате покупателем приобретаемого товара с помощью квитанции через банк.
Таким образом, если человек оплачивает товар по квитанции в банке, фирма, продающая данный товар, обязана тем или иным способом выдать человеку кассовый чек, соответствующий требованиям законодательства. То есть — сформированный на онлайн-кассе.
- Кассовый чек должен быть отправлен покупателю в электронном виде — на e-mail или в виде SMS, но только если у торгового предприятия есть возможность получить контакты покупателя. При этом, фирме нужно предпринять все необходимые меры для получения таких контактов до того, как будет произведен платеж. Например, для того, чтобы получить такие данные, по мнению Минфина, торговая фирма может договориться с банком, который проводит платеж по квитанции, о передаче контактных данных покупателя продавцу.
Указанное письмо дополняет ранее изданный ведомством документ — письмо от 28.04.2017 года № 03-01-15/2632 (мы уже рассказывали об этом в другой статье). В нем Минфин также приводит тезис о том, что при расчетах торговой фирмы с покупателем (физическим лицом) через банковскую квитанцию должна использоваться контрольно-кассовая техника. Но в предыдущем письме Минфин в принципе не разъяснил, каким образом задействовать ККТ в таких ситуациях.
Но можно ли оценить текущие разъяснения как исчерпывающие?
Как это реализовать на практике?
Правомерно говорить о том, что тезисы, приведенные в письме, не дают оснований считать их в полной мере способствующими решению проблемы расчетов с применением квитанций.
Дело в том, что Минфин, обозначив способ получения e-mail или номера телефона от покупателя через банк, не уделил должного внимания детализации такого механизма. Кроме того, касательно практического применения данного механизма сразу возникает ряд вопросов. В частности:
- Непонятно, каким образом торговой организации заключать договоры с банками на передачу контактных данных покупателей с учетом того, что изначально неизвестно, через какой именно банк клиенту предпочтительнее оплатить квитанцию.
Фактически, это может быть любой банк России и даже мира — если в квитанции предусмотрены необходимые реквизиты для проведения международной оплаты. В РФ работают сотни банков, или если заключить договор даже с 90% из них, то всегда есть вероятность, что покупатель предпочтет тот, что входит в оставшиеся 10%. Хотя бы потому, что нет гарантии присутствия филиала банка, с которым у торговой организации заключен договор, в регионе, где проживает либо производит оплату покупатель.
Безусловно, возможен вариант появления некоторого национального межбанковского ресурса для обеспечения передачи данных о покупателях от кредитно-финансовых структур к торговым организациям и иным заинтересованным лицам. Но появление такого ресурса требует проведения огромной работы и, возможно, принятия отдельных норм законодательства, легитимизирующих пользование данным ресурсом. Пока что о таком сценарии говорить не приходится.
- Непонятно, что делать, если покупатель откажется сообщать банку свои контактные данные в целях последующей их передачи продавцу товара.
Это право покупателя — сохранять конфиденциальность своих контактов. Закон № 54-ФЗ о применении ККТ и корреспондирующие с ним нормативные акты не содержат норм, предписывающих покупателям передавать свои контакты кому-либо — это дело добровольное. Поэтому, даже при наличии у торговой фирмы договора с банком не исключено, что такой механизм работать не будет в силу отказа покупателей передавать продавцу свои контактные данные при посредничестве банка.
- Непонятно, каким образом выполнять рекомендацию Минфина о проведении оплаты после получения контактов покупателя.
Например, если передача контактов происходит при посредничестве банка, то продавец должен получить и проверить контакты (и, вероятно, подтвердить их получение и проверку). На это может уйти время, и покупателю придется ждать на кассе.
Скорее всего, схема, предложенная Минфином, будет применима при сравнительно небольшом проценте транзакций, осуществляемых с применением банковских квитанций, с учетом того, что время проведения каждой такой транзакции может оказаться длительнее обычного банковского платежа. Хотя, безусловно, теоретически возможно применение особой инфраструктуры, позволяющей эффективно автоматизировать обмен данными между банком и клиентом.
Таким образом, торговым бизнесам, вероятно, следует ждать дальнейших разъяснений от Минфина, прежде чем предпринимать практические шаги к исполнению рекомендаций, изложенных в рассматриваемом письме.
Вместе с тем, в опубликованном документе Минфин отмечает, что заключение договоренности с банком — лишь один из возможных способов обеспечения торговой организацией соответствия расчетов требованиям Закона № 54-ФЗ в части снабжения покупателей электронными кассовыми чеками. Продавец может задействовать любые другие способы, которые, при этом, не регламентированы законодательством.
Например, это может быть предварительный запрос у покупателя контактов (с помощью автоматической формы на сайте продавца, или при выдаче квитанции в офисе фирмы, на складе либо ином офлайновом представительстве торгового предприятия) и последующая отправка на них чека по факту получения денежных средств в счет оплаты товаров по квитанции.
В случае продаж на сайте такой механизм практически без проблем можно автоматизировать — современные инструменты и скрипты позволяют реализовать подобный функционал.
К слову, даже при выработке самого совершенного технологического подхода к обеспечению выдачи покупателю кассового чека при расчете с использованием банковской квитанции, остается неразрешенным вопрос, касающийся налогообложения возникающей в рамках такого механизма выручки у продавца.
Дело в том, что рассматриваемый механизм предполагает:
- Отражение налогооблагаемой выручки на расчетном счете продавца — после проведения банком оплаты с квитанции.
- Отражение аналогичного размера налогооблагаемой выручки на онлайн-кассе после пробития чека (сведения об этой выручке при этом сразу же передаются в ФНС через ОФД).
Фактически, возникает основание для двойного налогообложения торгового предприятия. Как с этим быть — Минфин пока что не разъясняет. Можно предположить, что в целях избежания двойного налогообложения торговому предприятию придется направлять в ФНС по месту учета дополнительную информацию по проведению платежей через квитанции — с приложением необходимых документов. Но пока неясно — и стоит надеяться, что ведомства это понимают, какие это должны быть документы и помогут ли они торговой организации избежать переплат по налогам.
Резюме
Содержащиеся в письме Минфина от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 разъяснения касательно применения ККТ при безналичных расчетах продавцов и покупателей с применением квитанций подтверждают позицию ведомства о том, что покупатели в данном случае обязаны получать кассовые чеки. Однако, предлагаемый Минфином механизм, объективно, сложно назвать совершенным. Он вызывает много вопросов в части обеспечения обмена данными между продавцами и покупателями.
Кроме того, Минфин пока что не уделил должного внимания нюансам налогообложения операций, при которых, с одной стороны, на счету торгового предприятия появляется налогооблагаемая выручка, с другой — появляется доход, сведения о котором отражаются в памяти кассового аппарата и передаются в ФНС.
По опыту вам скажу, что отправка чека на электронку (особенно если вы впервые этому покупателю отправляете) занимает около 7 минут. Это средний подсчет, потому что находятся те покупатели, которых очередь за ними не волнует и они тупо стоят и проверяют пришло ли им письмо. Считаю, что данная процедура лишняя. Интернет-магазины отправляют чеки и это правильно, они не контактируют лично. А мы в магазинах так вообще зашьемся, если бумажный дай, адрес вбей, на почту отправь. Причем еще надо учитывать, что бывают сбои и кассы не работают.
Вот у меня такой вопрос назрел, а что с очередью делать, если каждому покупателю чек отправлять на электронку предварительно? У меня кассиры работают в темпе вальса, можно сказать, минуты свободной нет. А если все покупатели захотят ПРЕДВАРИТЕЛЬНО чек на электронку, то кассовые блоги придётся увеличивать? Может я не так понял и можно чек отправить после осуществления продажи, когда очередь немного рассосётся?
Михаил, письмо Минфина только подтвердило то, что уже было установлено в Федеральном закона №54-ФЗ. П.2 ст. 1.2 устанавливает, что при осуществлении расчета продавец обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. А также в случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю.
Михаил, не имеете Вы право потом ему чек отправить, нужно сразу, и очередь никого не волнует.