Первый вариант 54-ФЗ от 22.05. 2003 года был опубликован 27 мая 2003 г. и вступил в силу с 28 июня этого же года. Его принятие считается значимым событием в российском законотворчестве. По данным ежегодного рейтинга Digital Society Index, составленного коммуникационным холдингом Dentsu Aegis Network, по скорости цифровизации экономики Россия находится в первой десятке стран мира.
С тех пор правовая норма претерпела множество поправок. Цифровизация экономических отраслей идет постепенно. Перевод индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и юридических лиц (далее – ЮЛ) на современную контрольно-кассовую технику (далее – ККТ) тоже решено было осуществлять поэтапно, с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности, рентабельности, местоположения.
Положения упомянутой правовой нормы касаются перечня ИП и ЮЛ, обязанных применять кассовое оборудование для совершения расчетных операций с покупателями и клиентами, технических и функциональных требований к устройствам, порядка обеспечения доставки электронных отчетных документов в Федеральную налоговую службу РФ (далее – ФНС РФ). Многочисленные новации по большей части затронули порядок (этапы) перевода коммерческих предприятий на современные кассовые аппараты и перечень лиц, освобожденных от использования контрольно-кассовых машин (далее – ККМ) при ведении хозяйственной деятельности.
Закон от 22.05. 2003 г. № 54-ФЗ: терминология
Для понимания упомянутого нормативного акта и ведения торговли по изложенным в нем правилам, потребуется знание специальных терминов. У пользователей часто возникают вопросы, связанные с их значением. Ниже разбираемся с терминологией, использованной для составления Закона от 22.05. 2003 г. № 54-ФЗ.
Основные понятия (аббревиатуры – расшифровки и значения):
- ФН – фискальный накопитель – особый чип flash-памяти с встроенной функцией криптозащиты (шифрования информации). Устанавливается внутрь корпуса ККТ. Отвечает за хранение, кодирование, защиту фискальных данных (далее – ФД). Современный аналог устаревшей защищенной электронной контрольной ленты (далее – ЭКЛЗ).
- ОФД – оператор ФД. ЮЛ, аккредитованное и уполномоченное госорганом принимать, обрабатывать, хранить и доставлять ФД в ФНС РФ (по требованию). Выполняет функцию посредника между ИП/ЮЛ и надзорным органом.
Сокращения, принятые для обозначения систем налогообложения:
- ПСН – патент;
- ОСНО – общая;
- УСН – «упрощенка»;
- ЕНВД – единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог.
Прочие термины, их значение
Электронный чек – цифровая копия бумажного. Высылается продавцом по просьбе клиента на e-mail, планшет или смартфон. Служит подтверждением оплаты приобретенных товаров и/или предоставленных услуг. Раньше продавец должен был вручать клиенту бумажный чек вне зависимости от того, был ли он востребован.
База фискальных данных (далее – БФД) – массив информации, сформированный кассой при расчетных операциях с клиентом. Содержит ряд блоков: данные ИП/ЮЛ, осуществившего продажу, информацию о ККТ, использованной для совершения операции, наименования приобретенной продукции и/или предоставленных услуг, их стоимость, дату покупки.
Бенефициар – лицо, владеющее ЮЛ и/или способное влиять на процесс ведения хозяйственной деятельности.
Бланк строгой отчетности – документ, который подтверждает получение финансовых средств в качестве оплаты.
Выгодоприобретатель – получатель денежного платежа.
Заводской номер ККТ/ККМ – присваивается ФНС РФ, состоит из 16 цифр. Является уникальным кодом типа ХХХХХХХХХХYYYYYY. X – строка из десяти цифр (от 0 до 9). Означает порядковый номер зарегистрированного аппарата. Y – строка из шести цифр (от 0 до 6). Означает контрольное число для проверки номера ККТ/ККМ.
Кабинет ККТ – личный кабинет (далее – ЛК) онлайн-кассы на сайте ФНС РФ. Доступен как пользователю – ИП или ЮЛ, так и сотруднику госоргана. Для работы с этим инструментом требуется электронно-цифровая подпись (далее – ЭЦП). ЛК – это место сбора и обмена информацией, касающейся регистрации/перерегистрации и работы ККТ.
Мастер-ключ – квалифицированный сертификат. Необходим для регистрации и/или перерегистрации ККТ/ККМ в ФНС РФ.
Реестр ККТ – база данных, содержащая информацию о каждой конкретной модели кассового аппарата.
Реестр ФН – база данных, содержащая сводную информацию обо всех экземплярах ФН, которые пользователи имеют право применять для работы с ККМ.
Регистрация/перерегистрация ККТ – постановка аппарата на учет в ФНС РФ. Процедура включает проверку устройства на соответствие утвержденным нормативам, виду хозяйственной деятельности ИП/ЮЛ, поставленным задачам.
Фискальные документы, создаваемые ККМ:
- чеки;
- отчеты: о постановке устройства на учет в ФНС РФ, текущем состоянии расчетных операций, закрытии ФН, об открытии/закрытии смены, изменении регистрационных данных ККМ;
- бланки строгой отчетности.
Фискальные признаки (далее – ФП) – аналог ЭЦП. Зашифрованные данные, сформированные ФН и предназначенные для ревизии БФД. Различают четыре вида ФП: документа (далее – ФПД), подтверждения (далее – ФПП), сообщения (далее – ФПС), оператора.
Ключ ФП – основной документ при создании ФП, обеспечивающий безопасность доставки данных в цифровом формате.
Кого касается Федеральный закон от 22.05. 2003 г. № 54-ФЗ
Современная или модернизированная согласно требованиям законодателя касса потребуется практически любому коммерческому предприятию, которое занимается реализацией продукции, предоставлением услуг и/или выполнением работ. Устройство должно использоваться при расчетах с клиентами каждый раз.
Согласно последней новации (от 25.12.2018 г.), внесенной в Федеральный закон от 22.05. 2003 г. № 54-ФЗ, в понятие расчетной операции включены предоплата и аванс, выдача/погашение займов при оплате товаров, предоставленных услуг и/или выполненных работ.
Кто подпадает под действие правовой нормы:
- ИП/ЮЛ, уже использующие кассовые устройства;
- предприятия, ведущие торговую деятельность;
- аптеки;
- интернет-магазины;
- охотничьи хозяйства;
- организации, торгующие подакцизной продукцией: автомобилями, алкогольной и/или табачной продукцией, нефтепродуктами (например, бензином), золотом;
- ИП/ЮЛ на ЕНВД;
- некоторые ИП/ЮЛ на ПСН – см. список исключений в разделе ниже.
Применять кассовое оборудование также обязаны и предприятия, которые занимаются предоставлением услуг населению:
- парикмахерские, косметологические клиники;
- пункты ремонта радио- и электротехнического оборудования, смартфонов, компьютеров;
- автосервисы;
- транспортные организации;
- ветеринарные клиники;
- предприятия общественного питания.
Этапы перехода
Законодатель предусмотрел постепенный перевод коммерческих предприятий на новый режим работы. Согласно последним редакциям 54-ФЗ от 22.05. 2003 г., он состоит из 4 этапов. Для удобства восприятия информация сведена в таблицу № 1.
Таблица № 1 – Этапы перевода предприятий на ККТ
Кто переходит | Вид хозяйственной деятельности | Когда переходит ( * – c товаром) | ||||
с 01.07.2017 | с 01.07.2018 | с 01.07.2019 | с 01.02.2021 | |||
ИП на УСН | Выполнение работ/предоставление услуг | _ | + | + (*) | ||
Общепит (при наличии работников) | _ | + | ||||
Торговля | + | |||||
Продажа подакцизной продукции и пива | + (*) | |||||
Прочее | + | |||||
ЮЛ/ИП на ОСНО | Выполнение работ/предоставление услуг | _ | + (*) | |||
Общепит (при наличии работников) | _ | + (*) | ||||
Торговля, в том числе подакцизной продукцией и пивом | + (*) | |||||
Прочее | ||||||
ЮЛ на УСН | Торговля, в том числе подакцизной продукцией и пивом | |||||
Выполнение работ/предоставление услуг | – | + (*) | ||||
Общепит | Есть работники | – | + (*) | |||
Нет работников | – | + (*) | ||||
Прочее | + (*) | |||||
ИП на ЕНВД/ПСН | Торговля в розницу и общепит | Есть работники | – | + | ||
Нет работников | – | + | ||||
Продажа подакцизной продукции и пива | Есть работники | – | + (*) | |||
Нет работников | – | + (*) | ||||
Выполнение работ/предоставление услуг | – | + | ||||
Прочее | – | |||||
ЮЛ на ЕНВД | Торговля в розницу и общепит | – | + | |||
Продажа крепкой алкогольной продукции | + (*) | |||||
Выполнение работ/предоставление услуг | – | + (*) | ||||
Продажа подакцизной продукции и пива | – | + (*) | ||||
Прочее | – | + (*) |
54-ФЗ от 22.05. 2003 года: кто освобожден
Для некоторых категорий налогоплательщиков использование ККТ не предусмотрено. 192-ФЗ от 03.07.2018 г., 425-ФЗ от 27.11.2018 г. и 290-ФЗ от 03.07.2016 г. содержат изменения и поправки к 54-ФЗ от 22.05. 2003 года, согласно которым от обязательного использования ККМ освобождены платежные системы, кредитные учреждения и микрофинансовые организации.
ИП и ЮЛ, ведущие хозяйственную деятельность в отдаленных и труднодоступных районах, городах и селах (полный список) также вправе не использовать кассовое оборудование. Согласно последним редакциям упомянутой правовой нормы, в него добавлены райцентры, являющиеся единственными населенными пунктам в районе.
Среди прочих:
- церкви;
- точки продажи периодики (например, газетные киоски);
- сельские фельдшерские пункты;
- предприятия общепита для учащихся;
- точки розничной весовой продажи овощей/фруктов под открытым небом (вразвал);
- ярмарки и рынки;
- точки торговли молоком и напитками, не содержащими алкоголя, с передвижных цистерн (на розлив);
- пункты приема стеклотары;
- точки продажи почтовых марок;
- магазины, торгующие ценностями (например, антикварные лавки);
- точки ремонта обуви;
- организации, осуществляющие присмотр и/или уход за несовершеннолетними, больными, нетрудоспособными, инвалидами, престарелыми;
- агентства недвижимости, сдающие помещения в наем;
- муниципальные парковки;
- библиотеки;
- пункты ремонта и/или изготовления металлической галантереи (например, ключей).
Согласно ст. 2 54-ФЗ от 22.05. 2003 г., ККТ не нужно применять следующим категориям ИП и физ. лиц:
- кустарям и мастерам хенд-мейда;
- пахарям и плотникам;
- вокзальным носильщикам,
- разносчикам еды и напитков в поездах и самолетах;
- страховым агентам.
Ряд ИП на ПСН вправе не использовать ККМ/ККТ. По требованию клиента коммерсанты должны вручать документ, который подтверждает факт оплаты товаров, услуг, работ.
В список исключений (на них не распространяется упомянутое правило) попали ИП, ведущие хозяйственную деятельность следующих видов:
- розничная торговля на выделенной площади стационарного объекта, не превышающей 50 кв. м для каждого зала или вообще не имеющей таковых;
- производство «молочки»;
- услуги общепита, предоставляемые на объектах с выделенной площадью, не превышающей 50 кв. для каждого зала обслуживания клиентов, или вообще не имеющих таковых;
- прокат;
- парикмахерские услуги;
- ведение спортивных занятий;
- косметическое, фармацевтическое и медицинское обслуживание;
- ветеринария;
- ремонт оборудования, бытовых электроприборов, профессиональной техники, автомобилей, мотоциклов;
- пассажирские и грузовые перевозки автомобильным и водным транспортом;
- рыбоводство, рыбная ловля, охота.
Не потребуется использовать ККТ при переводах финансовых средств с расчетного счета (далее – р/с) одного ЮЛ на р/с другого ЮЛ, то есть при операциях, совершаемых с помощью электронного средства платежа (далее – ЭСП) без его предъявления. При его предъявлении (например, как при расчетных операциях между ЮЛ по корпоративным банковским картам), кассовый аппарат необходим.
Закон от 22.05 2003 г. № 54-ФЗ: требования к оборудованию
Современные онлайн-кассы и ФН должны иметь соответствующие характеристики. Допускается использование только тех устройств, которые указаны в государственных реестрах (см. 2 раздел этой статьи).
Закон от 22.05. 2003 года № 54-ФЗ перечисляет конкретные требования к кассам. Аппаратные:
- наличие корпуса с указанным на нем заводским номером и печатного устройства – оно может располагаться вне ККМ или отсутствовать, если предприятие ведет интернет-торговлю;
- таймер реального времени;
- наличие слота внутри ККМ для подключения ФН.
Требования к функциональности предусматривают наличие:
- опции ревизии контрольного числа регистрационного номера аппарата;
- функции доставки ФД в ФН;
- поддержки протоколов обмена данными – см. на этой странице;
- соответствующих аппаратных возможностей для принятия от ОФД закодированных ФД;
- опции оповещения об отсутствии подтверждений приема или получения оператором фискального документа, о функциональных неполадках устройства;
- опции блокировки попыток распечатки фискального документа, содержащего информацию более чем о двух ФП расчета.
Также кассовый аппарат должен обеспечивать:
- прием данных об объеме расчетной операции в момент ее совершения;
- создание цифровых фискальных документов;
- возможность их доставки, в том числе повторной (если от ОФД не поступило подтверждение их приема), любому оператору ФД после фиксации на ФН, в том числе в закодированном формате;
- их печать (исключением является ККТ для интернет-магазинов, совершающих только безналичные операции);
- возможность поиска и обнаружения любых фискальных документов, зафиксированных на ФН, по их номерам и их распечатки на бумажных носителях (исключением являются аппараты для онлайн-магазинов, совершающих только безналичные операции);
- возможность распечатки на выделенном участке документа QR-кода (его размер должен быть не меньше 20х20 мм), содержащего реквизиты ревизии чека/бланка строгой отчетности – сумму, дату/время, признак проведения операции, порядковой номер и ФП документа, зашифрованный фабричный номер ФН;
- возможность распечатки отчета о текущем состоянии операций в любой момент (исключением является оборудование для точек онлайн-торговли, совершающих только безналичные операции).
Госорганы имеют право дополнять аппаратные требования к кассам.
Требования законодателя к ФН предусматривают обеспечение криптографической защиты и безопасности ФД, а именно:
- возможности кодирования ФД, доставляемых ОФД в цифровом виде и расшифровывания принятых от ОФД подтверждений;
- создания ФПС и ФПД, длина которого не превышает десяти цифр;
- ревизии ФПП с применением ключа ФПС;
- распознавания и ревизии подлинности подтверждений от ОФД, защищенных ФПП;
- однократной фиксации в памяти устройства сведений об ОФД и других параметров, внесенных в ККМ при создании отчета о постановке оборудования на учет в ФНС РФ;
- создания ФП для каждого ФД;
- возможности создания ФД, в том числе закодированных, для всех ККМ, перечисленных соответствующим реестром, с целью дальнейшей доставки выбранному ОФД;
- выполнения протоколов обмена данными, указанных на этой странице.
Кроме соответствия вышеперечисленным требованиям, ФН должен «уметь» качественно сохранять информацию, препятствовать фальсификации данных и отвечать за обеспечение:
- некорректируемой записи установленного законодательством РФ перечня ФД и их энергонезависимое содержание в памяти устройства на протяжении всего указанного правовыми нормами периода;
- возможности получения от любой ККМ, находящейся в соответствующем реестре, ФД, фискальных документов, подтверждений, принятых от ОФД, включая закодированные;
- возможности расшифровки, ревизии подлинности ФП, введения ФД в ККМ;
- нулевого показателя счетчиков смен, чеков и бланков строгой отчетности до начала создания отчета о постановке ФН на учет в ФНС РФ или о модификации его характеристик из-за замены ФН;
- записи счетчиком фискальных документов их количества, а счетчиком смен – суммы отчетов об их открытии (для каждой из них ФН должен создавать ФП);
- формирования итогов об объемах (суммах) операций, значащихся в чеках/бланках строгой отчетности, для отчетов об их текущем состоянии, закрытии ФН, смены;
- увеличения показателя счетчика ФД на 1 при начале создания ФП для каждого фискального документа;
блокировки попыток создания ФПД, если период действия ключа ФП истек; - передачи ККМ сообщений о том, что создание ФП или его ревизия стали невозможны;
- блокировки попыток создания ФП для фискальных документов, если подтверждения оператора об их получении не принимались более 30 суток;
- блокировки попыток создания ФПД при длительности смены, превышающей сутки (кроме отчета о ее закрытии);
- возможности «снятия» ФД, зафиксированных в памяти устройства – информация подлежит хранению в течение 5 лет с даты завершения эксплуатации ФН (этот период регламентирован законодательством РФ).
Аппаратные требования к ФН предусматривают обязательное наличие:
- корпуса, опломбированного производителем, с фабричным номером устройства;
- энергонезависимого таймера;
- ключей документов и сообщений, длина каждого из которых не меньше 256 бит.
Госорганы имеют право дополнять аппаратные требования к комплектующим для онлайн-касс.
Вам будет интересно: Онлайн-касса для ИП на патенте: срок перехода и условия получения вычета
Налоговый вычет
Согласно 349-ФЗ от 27.11.2017 г. ИП имеют право получения налогового вычета за приобретение онлайн-кассы. Правило действует с первого января 2018 г. и касается ИП, которые применяют ПСН или ЕНВД. Таким образом коммерсант сможет вернуть до 18 тыс. р. с каждого купленного устройства.
В сумму затрат может быть включена не только стоимость самого аппарата. Допускается учет расходов на покупку ФН, приобретение программного обеспечения, оплату услуги по его настройке и другие мероприятия, необходимые для полноценного перехода на новый торговый режим.
Дополнительные подробности, касающиеся оформления налогового вычета за приобретение ККТ (необходимый пакет документов, правила распространения льготы и порядок ее получения, требования к коммерсантам и кассовым аппаратам), см. на сайте ФНС РФ.
Как работать с ОФД
Владельцы торговых точек обязаны обеспечить передачу данных о расчетных операциях, произведенных посредством кассового оборудования, в ФНС РФ. Информационным посредником выступает ОФД. ККМ автоматически отправляет ему ФД – процесс никак не сказывается на работе кассира.
Некоторые устаревшие дорогие модели касс с ЭКЛЗ подлежат модернизации – на место ленты с помощью специального комплекта доработки аппарата должен быть установлен ФН (см. редакцию 54-ФЗ от 15.06.2016 года).
Законодатель подробно прописал схему работы с ОФД:
- Покупатель или клиент оплачивает товары, услуги и/или работы наличными средствами, банковской картой или посредством электронного кошелька.
- Касса формирует цифровой чек и передает его ФН.
- Чип памяти фиксирует чек и через кассовое оборудование доставляет его ОФД.
- Оператор принимает фискальный документ и высылает подтверждение о его получении владельцу ККМ.
- Покупателю или клиенту выдается бумажный чек и/или присылается его электронная копия указанным способом (на e-mail, смартфон/планшет).
- По требованию ФНС РФ ОФД предоставляет полученные от коммерсантов данные о расчетных операциях.
- Информация хранится в архивах ОФД 5 лет. Он обязан предоставлять ФНС РФ доступ к данным в любое время.
Согласно ст. 2 54-ФЗ, также допускается автономный режим работы ККТ для коммерсантов, ведущих хозяйственную деятельность в местностях, удаленных от сетей коммуникации. Минкомсвязь России провело исследование, выявило такие регионы и выделило их в отдельную категорию. В нее были включены районы без мобильной связи или с крайне низким уровнем передачи данных онлайн.
Ответственность
За несоблюдение Закона о применении ККТ от 22.05. 2003 г. № 54-ФЗ предусмотрена административная ответственность. Регламентируется ст. 14.5 КоАП РФ. Что грозит бенефициарам и должностным лицам за неиспользование или некорректное применение кассовой техники?
Таблица № 2 – Санкции за несоблюдение Закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ
Нарушение | Административное взыскание | |
Для должностных лиц | Для ЮЛ и ИП | |
Торговая точка вовремя не перешла на новый формат работы | нет | ¾ суммы выручки, не пробитой кассовым аппаратом (мин. 30 тыс. р.) |
ККТ не применяется согласно установленному порядку | 25–50 % от объема расчетной операции, проведенной вне кассы (мин. 10 тыс. р.) | 75–100 % от объема расчетной операции вне кассы (мин. 30 тыс. р.) |
Замечено повторное неприменение ККТ, при объеме расчетных операций от 1 млн р. | Дисквалификация на 1– 2 года | Приостановка хозяйственной деятельности до 90 суток |
Организация применяет ККТ, не соответствующую требованиям законодательства РФ | Штраф 1 500–3 000 р. | Штраф 5 000–10 000 р. |
Нарушены правила, сроки и/или условия регистрации/перерегистрации ККМ, порядок ее применения | ||
Клиенту не были предоставлены бумажные и/или (по требованию) электронные чеки | Штраф 2 тыс. р. | Штраф 10 тыс. р. |
Нарушения Закона от 22.05 2003 года №54-ФЗ не повлекут уголовного преследования. Зато к административной ответственности могут привлекать в течение года с момента их совершения.
Ох уж эти законы. Тоже пришлось выкидывать все старые кассы, потому что модернизировать их было либо нельзя, либо дорого и бессмысленно. Одно радует, что этот этап миновал и можно дальше спокойно работать.
Приветствую,я торгую на рынке овощами и фруктами и использую кассу Меркурий 185К,старенькая но надежная как часы.Хотел бы узнать можно ли ее усовршенствовать под новый закон этот,вставить ФН или что еще нужно?.Очень уж я к ней привык да и бюджеты неслишком позволяют преобрести в данный момент новую кассу?
Если у вас есть немодернизированная касса, то по общему правилу вы можете ее усовершенствовать. Но Меркурий 185К не подлежит апгрейту — нелогично проводить аппаратную и программную модернизацию, это будет слишком затратно, проще купить бюджетную ККТ уже соответствующую требованиям 54-ФЗ. Если вас интересует именно Меркурий, то рассмотрите модель 185Ф.
Совсем недавно приобретали новую кассу, а тут этот закон. Отсюда вопрос: можно ли переделать старые кассы под новые требования? Если да, то к кому можно обратиться? Хотелось бы получить подробную тех. консультацию.
Наделал же шуму этот 54-фз) Вышел в 2003, а последствия разгребаем до сих пор. Никак не могу разобраться во всех тонкостях и понять что и где нужно докупать и как подвать необходимую документацию. Все-таки для начинающих ИП условия бизнеса очень сложные, надо быть настоящим финансистом для всего этого.