Перевозки людей на коммерческой основе относятся к сфере услуг, в силу чего попадают под новую редакцию закона № 54-ФЗ. Изменения коснулись всех видов автобусных маршрутов: городского транспорта, междугородних рейсов, туристических перевозок и т. д.
Вне зависимости от используемой владельцем транспорта системы налогообложения, каждая единица техники на маршруте должна быть оснащена кассой для автобусов, способной отправлять электронную информацию ОФД.
Касса в автобусе: для кого с 1 июля 2019 истекает отсрочка
Как и прочие услуги, автобусные перевозки обязуются организовать передачу фискальных документов в ФНС в онлайн-формате. Законодательство оговаривает необходимость немедленной печати чеков после принятия оплаты. Так как исполнение данного требования в определенных ситуациях затруднительно, установка касс в некоторые виды маршрутных автобусов была отложена до 1 июля 2019 года. В этом случае собственники касс используют бланки строгой отчетности, заполненные в соответствии с нормами 54-ФЗ.
Под действие отсрочки попадают:
- Городские рейсы. В связи с напряженным трафиком здесь сохранился формат оформления сделки через традиционные билеты и талоны, которые выдаются непосредственно в салоне.
- Владельцы бизнеса с наемным персоналом, имеющие менее чем двадцатью машинами и работающие на ПСН или ЕНВД. Если рассматривается ситуация междугородных перевозок и обслуживание производится через стационарную кассу, во время действия отсрочки пассажирам вместо онлайн-чеков должны выдаваться БСО.
- Транспортные средства, оснащенные турникетами со встроенными терминалами.
- Автобусы на удаленных маршрутах с частыми обрывами связи. В таких случаях допускается периодически обеспечивать стабильное интернет-соединение для передачи данных в ФНС, а пассажирам предоставлять БСО или чеки. Однако транспортное средство все равно должно быть оснащено кассовым оборудованием нового поколения.
Летом 2019 года должен состояться полный перевод автобусов на новый формат отчетности. Все категории собственников, пользующиеся льготами, могут приобрести ККТ требуемого образца заранее. В этом случае до регистрации в ФНС их эксплуатируют как чекопечатающие устройства без онлайн-трансляции информации.
Закон о кассах в автобусах: кому надо устанавливать новые ККТ
Согласно нормам 54-ФЗ, все организации, занятые перевозкой пассажиров, вне зависимости от размера их автопарка, правового статуса компании и типа налогообложения, должны перейти на использование кассовой техники нового образца. Так как в чек вносятся данные о юридическом адресе собственника кассы возникает вопрос о физическом месте размещения ККТ – в офисе предприятия или в салоне ТС. В том случае, если рассматривается ситуация реализации билетов на самом маршруте, регламентированный законом о кассах пятиминутный отрезок от оплаты до выдачи чека автоматически предполагает размещение ККТ непосредственно в автобусах.
Исключением служат варианты, при которых:
- продажа билетов проводится заблаговременно;
- компания заключила длительное соглашение на рейсы по согласованным маршрутам с единовременным расчетом за услугу;
- был арендован корпоративный транспорт, и др.
В чеке указываются регистрационный номер, модель и марка ТС. Дополнительные реквизиты — длительность маршрута, зона действия и т.д. прописываются в зависимости от утвержденной формы билета.
Штрафы за отсутствие или неприменение касс для автобусов
За неприменение ККТ в маршрутном транспорте после установленного срока законодательство предусматривает наложение штрафов. Статья 14.5 КоАП указывает ставку для водителей, кондукторов и иных должностных лиц в размере от 25 % до 50 % суммы неустойки, но не менее 10000 руб. Для организаций всех форм собственности цена нарушения составит от 75 % до 100 % суммы, но не менее 30000 рублей.
При выявлении повторных нарушений в отношении должностных лиц может быть применена дисквалификация сроком до 2 лет (в том случае, если сумма неучтенных операций превысила 1 млн). Для юридических лиц в этом случае предусматривается приостановление коммерческой деятельности на период до 90 дней.
Применение касс в автобусах с нарушением установленного стандарта (сроков и условий регистрации оборудования, порядка его применения, эксплуатация ККМ, не соответствующих технологическим требованиям и др.) влечет предупреждение или наложение штрафа размером от 1500 до 3000 рублей — для должностных лиц и ИП и от 5000 до 10000 рублей — для организаций любых форм собственности.
Непредоставление документов представителям надзорных органов влечет за собой предупреждение или штраф в размере до 2000 руб. для должностных лиц и до 10 000 руб. для самой организации.
Выбор формата налагаемых санкций (штраф или предупреждение) оставлен на усмотрение налогового инспектора.
Требования закона о кассах в автобусах
Эксплуатация коммерческого транспорта, не оснащенного фискальным оборудованием нового поколения, противоречит концепции кассовой реформы. Кассы, по закону пригодные для установки в автобусы, отличаются от прочего расчетного оборудования для торговых сетей или выездных коммерческих точек. При выборе техники, соответствующей требованиям надзорных органов, необходимо ориентироваться на специфический функционал, важный для транспортного средства:
- Проведение оплаты за наличный расчёт, по банковским или транспортным картам на маршрутах городского, пригородного и междугороднего сообщения.
- Автономная работа в течении 8 и более часов с функцией дозарядки от аккумулятора и бортовой сети ТС.
- Совместимость с различными мобильными операторами для отслеживания местонахождения ККТ.
- Термопринтер, способный печатать ежедневно более 1000 чеков за смену, даже при перепадах температуры и влажности.
- Возможность связи со стационарными платежными системами, которыми оснащен автобус (например, ТОР-1ф на поручнях).
- Ударопрочное исполнение техники.
Оптимальным форматом кассового оборудования для автобусов являются смарт-терминалы, объединяющие в себе принтер для кассовых чеков, планшет и фискальный накопитель. Важным фактором является наличие нескольких USB-интерфейсов для подключения периферийных устройств.
В офисах транспортных компаний и городских кассах допускается использование фискальных регистраторов. Этот вид оборудования характеризуется высокой производительностью, что позволяет упростить учет кассовых операций и повысить скорость обслуживания клиентов.
С актуальным списком моделей техники, допущенной к использованию в расчетных операциях при выполнении работ или оказания услуг, можно ознакомиться в государственном Реестре.
Кроме кассового оборудования, которое будет стоять в автобусах, нужно еще что-то ставить? И как на счет отчетности, в конце смены также распечатывать отчеты? Нужно ли вести еще какие-то отчетные записи?
Если у меня 2 автобуса, и один маршрут, мне надо на каждый кассу покупать? Они вместе не выходят на линию. Одни на случай поломки.
Ирина, в регистрационной карточке такой ККТ указываются регистрационный номер, модель и марка ТС. Соответственно, при смене автобуса нужно перерегистрировать ККТ.
Как быть в случае, когда при осуществлении пассажирских перевозок по межгороду, билеты продаются автовокзалами, а посадка пассажиров по пути следования не производится? Зачем онлайн касса в машине?
Александр, в соответствии со ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. от 25.12.2018) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» расчетом признается — прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. Если говорить о рейсовых автобусах, то билет можно приобрести заранее и не оплачивать следование по маршруту непосредственно в салоне ТС. Если у автобуса на всем пути следования нет остановок, а посадка в автобус производится только на автовокзале, тогда устанавливать онлайн кассу в такой автобус не требуется.
Анна, смотрите. Как мне кажется, понять вы это можете только одним путем: оплата не проведена через кассу — не выдан чек. Кассовый чек можно считать билетом, если на нем есть реквизиты билета, иначе нельзя. Допустим, у вас чек и билет едины. Не выдан чек, считай, нет билета. Пришли контролеры (более, чем уверена что в первое время ходить будут активно): нет чека у пассажира, считай, безбилетник. Ему административка, он на водителя — я ж платил, где чек? Ну, и водителю административка. Только так. Кассовый чек можно считать билетом, если на нем есть реквизиты билета, иначе нельзя.
Марина, вы все сами правльно поняли. Это или водитель с кассой или кондуктор с кассой — все на усмотрение перевозчика. В законе об этом ничего не сказано. Сказано — должна быть касса. Все остальное — по желанию перевозчика.
Екатерина, троллейбусы и марштуки ведь это также общественный транспорт, правильно? Поэтому и онлайн-кассы в них должны быть установлены также к 1 июля. Ну, если законодатели не придумают очередного переноса срока.
Алекс, если вы имеете в виду именно автобусные перевозки, то касса регистрируется на компанию-перевозчика или индивидуального предпринимателя -перевозчика.
Если вы имеете в виду такси, то касса ставится в машину, поэтому водитель ставит ее сам. Крупные компании, типа Яндекса, Убера приобретать онлайн-кассы будут практически не обязаны. Их основными задачами является распределение заказов между перевозчиками, прием платежей через приложение.
Несколько лет назад мы с супругом купили маршрут №52 в нашем городе, сейчас у нас уже несколько водителей. Получается, что каждый из них должен научиться обращаться с этой техникой. В принципе мне, как работодателю, это удобно. Особенно, если учитывать, что я могу знать, в какой время наибольшая прибыль и распределить маршруты. А с другой стороны, где гарантии, что водители все платежи проводят через кассу, а не провозят мимо нее. Возможно я сейчас не совсем вникла в данный вопрос, поправьте если что.
Анна, если у вас официально зарегистрированный городской маршрут, то обычно по всем правилам во всех ТС должны стоят камеры. Можете проверять своих водителей по камерам.
Кассы подключили ещё в прошлом году. Кассы и фискальные накопители брали в одном интернет-магазине, где предложили достаточно хорошие цены. По фискальному накопителю — ИП связанным с перевозками нужно приобретать накопитель на 3 года. Цена в районе 9 тыс. Регистрировали сами через сайт ФНС с помощью электронной подписи (если подписи нет, то советую сделать, полезная штука).Сама регистрация несложная, просто внимательно вводим данные, не торопимся. По времени регистрация занимает не больше одного часа.Оператора фискальных данных выбирали с адекватной ценовой политикой — им оказался e-ofd.ru Обошлось в 2 тыс рублей за 3 года на одну кассу. У остальных цены больше в несколько раз.
Кити, чеки в таких автобусах тоже необходимы. Неустановка аппаратуры до июля 2019 грозит немалым штрафом и избежать его не удастся. Разница между автобусами и самолётами глобальна. У самолёта посадка исключительно в аэропорту, у автобуса же она может где угодно. А Вы не имеете право посадить пассажира и не пробить ему билет по новому ФЗ-54. Плюс закон гласит, что В КАЖДОЙ машине, осуществляющей пассажироперевозки, необходима касса.
Интересно, а как быть автобусам, которые едут с автовокзала? Есть вариант им не ставить кассы? Билеты ведь пробиваются и чеки выдаются на автовокзале города/села. И как тогда нужно людей с остановок брать других? Если в автобусе таком касса нужна, то чего они её ещё в самолётах не придумали? Как при этом штрафа избежать?
Интересно, а что случиться после 1 июля? Опять поднимут стоимость проезда, дабы компенсировать все затраты на приобретение касс и остальные сопутствующие расходы? Или в этот раз эта участь обойдет нас стороной?
До нас техника бесконтактных платежей и платежей по карте в автобусах еще не дошла, да и вообще маршрутка 1 или 2 с кассой ходит, все остальное кондукторы с билетами. А когда установят онлайн кассы, а их установят, они должны будут стоять у водителя, то есть только он будет принимать оплату за поезд или возможно кондуктор с кассой будет ходит? Это все на усмотрение перевозчиков?
Мн6е кажется, что целесообразно оставить онлайн-кассы только для автобусов дальнего следования, когда пассажиры будут подсаживаться в процессе движения на остановках. Рейсовые автобусы обычно продают билеты еще на вокзале. Городской транспорт, (по крайней мере, в крупных городах)уже давно поставлен на поток. Сейчас в автобусах дальнего следования часто стоят мини аппараты, но далеко не все водители ими пользуются, часто просто берут деньги и все. Кассы — это занимает много места, надо обучать водителей ими пользоваться, это задержка по времени… Нерационально. И плюс, если в автобусе не пробиваются билеты, если он рейсовый, к примеру, и идет от вокзала до вокзала, то зачем ему там касса? Тоже будут штрафовать, если что?
А что произойдет в случае, если терминал сломается на середине маршрута? всех пассажиров высадят или новых просто не будут в автобус пускать? Ведь получается, что автобус со сломаным кассовым аппаратом не может совершать маршрут. Как нужно будет действовать водителям в данной ситуации?
Этот ФЗ — то, чего давно не хватало. Но у меня такой вопрос — будет ли он распространяться на маршрутные такси, троллейбусы? И если да, то когда закон начнёт вступать в силу?
Я рад, что наконец-то будет можно расплачиваться картой в общественном автобусах. Часто это просто необходимо, особенно при современном быстром жизненном ритме. В моём городе ещё ни на одной линии общественного транспорта нельзя платить таким способом и это доставляет дискомфорт, особенно зимой.
Вообще не вижу плюсов, если честно. Все тут хвалят, что теперь смогут карточкой расплатиться. Но это чисто позиция покупателя услуги. Мне вот, как предпринимателю вообще неясно, как я своего водителя, который с 8 до 10 практически на маршруте обяжу ставить терминал, еще и выдавать чеки. А он между прочим за вашу безопасность отвечвет, пока вы в маршрутке. И потом, онлайн-касса — это не чисто картой оплата, а если мне наличные дают, то их тоже провести надо, еще и сдачу выдать.
Как долго это нововведение будет реализовываться в провинции? Насколько я знаю, в столицах уже практически везде есть возможность оплаты картой проезда, а в провинции это возможно только у единичных перевозчиков.
На чьи плечи ложится обязанность покупки кассы — перевозчика или водителя? Знакомы ситуации, когда сотрудников принуждают покупать достаточно дорогие вещи, которые нужны им для работы, но на самом деле это не входит в их обязанности.
В химках, например, уже повсеместно можно платить картой: и в автобусах, и в маршрутках. По-моему, очень удобно! Не надо искать мелочь или ждать сдачи как раньше. Только лично у меня периодически возникает следующая проблема: утром часто попадаю на один и тот же автобус, и не могу расплатиться пэй пасс, не читается (хотя в магазинах и проч все ок). А тут приходиться карту доставать. Интересно, это с терминалом какие-то проблемы? Или ему именно мой телефон не нравится?
Ира, технология пей пасс — это оплата картой, а не устройством. Если не работает и именно карта, то проверьте чип, не попала ли жидкость, не согнулась ли карта — так повреждается антенна. Перепроверьте не отключен ли он у вас в Личном кабинете.
Если вы не можете рассчитаться именно посредством приложения на телефон, то возможно требуется обновление текущей версии приложения или перепрошивка. Вероятно, что и терминал может быть неисправен.
Ирина, не все терминалы работают с системой PayPass. Обычно на терминале это прописывается, но все бывает, могли не отметить. Если в остальных местах ваш телефон нормально функционирует, то вряд ли это проблема в вас. Может быть, автобус пригородный и не совсем оснащенный.