Внедрение любых масштабных технологических инноваций — к которым, безусловно, можно отнести и установление обязанности для бизнесов применять онлайн-кассы при расчете с клиентами, может сопровождаться вероятностью возникновения самых неожиданных сбоев в используемой инфраструктуре.
Российская розница получила уникальный опыт реагирования на внезапную поломку тысяч кассовых аппаратов по всей стране. Изучим подробнее, как это было.
Что произошло?
Утром 20 декабря 2017 года онлайн-кассы от ряда крупнейших поставщиков - «Штрих-М», НТЦ «Измеритель» неожиданно перестали работать — в масштабах, фактически, всей страны. В магазинах сети «Магнит», на заправках ЛУКОЙЛ, в сетях «Ярче», «Эльдорадо», DNS и на многих других торговых и сервисных предприятиях известных брендов у кассиров исчезла возможность пробивать кассовые чеки. Как следствие, они были вынуждены прекратить торговлю во избежание штрафов за неиспользование ККТ.
Штраф за неприменение исправной онлайн-кассы в соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет:
- для должностных лиц и ИП - 25-50% от неучтенной выручки, но не менее 10 тыс. рублей;
- для юридических лиц - 75-100% от неучтенной выручки, но не менее 30 тыс. рублей.
Опасения торговых точек, в которых отказали онлайн-кассы, были, очевидно, небезосновательны. Совершенно неудивительно их решение приостановить торговлю при неработающей кассовой технике.
Что примечательно, ФНС относительно оперативно — уже спустя несколько часов после сбоя, распространило сообщение о готовности не применять к торговым точкам, вынужденным не использовать оборудование, которое вышло из строя, штрафных санкций при отпуске товаров без чеков — так как вины хозяйствующих субъектов в сложившейся ситуации нет. Но для этого всем пользователям ККТ было предписано сформировать после восстановления работы оборудования кассовые чеки коррекции — на выручку, вынужденно не пробитую через онлайн-кассы.
Многие торговые бренды по своей инициативе выдавали покупателям документы, альтернативные кассовым чекам, в целях подтверждения оплаты товаров. Например, продавцы в магазинах «Эльдорадо», в которых не работали ККТ, оформляли для клиентов товарные чеки. Роспотребнадзор рекомендовал гражданам осуществлять съемку покупок на камеру либо при свидетелях — чтобы впоследствии не было проблем с возвратом товара в предусмотренных законом случаях.
Получив информацию от ФНС, бизнесы начали возобновлять торговлю. К тому моменту бренды-производители вышедших из строях онлайн-касс уже вовсю занимались решением возникшей проблемы. К 7 вечера 20 декабря она была устранена.
Во многих торговых точках — например, магазинах X5 Retail Group, работоспособность кассовых аппаратов в основном удалось восстановить намного раньше — к 15 часам дня. Об устранении неисправностей с онлайн-кассами в 15 часов 18 минут сообщили представители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).
Как оказалось, проблема заключалась в некорректном обновлении прошивки онлайн-касс. Представители компании «Штрих-М» сослались на то, что сбой произошел на тех образцах ККТ, на которых по инициативе владельцев было отключено автоматическое обновление ПО (которое установлено по умолчанию). Специалистами поставщика был выпущен новый патч для перепрограммирования онлайн-касс так, чтобы подобная проблема более не возникала.
Последствия
Вследствие масштабного сбоя онлайн-касс российские торговые предприятия недобрали порядка 10 млрд. рублей выручки. Впечатляющий размер убытков в абсолютном выражении, однако, не слишком значителен в контексте общих годовых оборотов в российской рознице, которые составляют по ряду сведений порядка 34 трлн. рублей. Тем более, недобор выручки удалось сократить благодаря оперативным разъяснениям от ФНС.
Но не считая финансовых потерь — так или иначе весьма ощутимых (особенно, если вести речь о небольших торговых точках, где любое снижение выручки критично), многие бизнесы заявили о репутационном ущербе. Представители ритейла высказывались о готовности инициирования судебных исков к компании «Штрих-М», которая, к слову, оперативно принесла извинения партнерам за сложившуюся ситуации (и, очевидно, приложила все необходимые усилия для восстановления работоспособности онлайн-касс).
Правомерно говорить и о репутационном ущербе, возникшем и у самих производителей онлайн-касс. Но при всей очевидности наличия отрицательных моментов при сложившейся ситуации, правомерно выделить ряд положительных ее сторон.
Кто извлечет позитивный урок?
Прежде всего, компания «Штрих-М» и ее партнеры получили неоценимый опыт в разрешении масштабной проблемы. Производитель в самые оперативные сроки бросил огромные силы на восстановление работы своих касс — речь шла от подключении к работе тысяч специалистов одновременно.
Без сомнения, компания теперь уделит самое пристальное внимание улучшению программного обеспечения для поставляемых онлайн-касс и оптимизации механизмов его внедрения на устройства. При всей кризисности ситуации в части ее отрицательного влияния на репутацию бренда как поставщика, нет сомнений считать, что «Штрих-М» станет более сильным игроком рынка и приобретет весьма уникальное преимущество перед конкурентами в виде полученного опыта реагирования на масштабные сбои оборудования.
Визави фирмы на рынке, очевидно, такого опыта не имеют, и поскольку никто не застрахован от возникновения подобных ситуаций в будущем — могут испытать сложности с их разрешением.
Определенный опыт в части реагирования на сбои в кассовом оборудовании получили и торговые бренды. Многие из них наверняка выработают дополнительные локальные регламенты, которых смогут придерживаться кассиры в подобных ситуациях. Это способствует сведению к минимуму потерь от недобора выручки. Наличие таких регламентов — выработанных на основе практики, в свою очередь, добавит конкурентных преимуществ любому торговому предприятию.
Отдельного комплимента заслуживает ФНС, которая, когда это действительно потребовалось, свела к минимуму формальный подход к взаимодействию с бизнесами и позволила им работать в крайне комфортных условиях. Поэтому, еще одним плюсом сложившейся ситуации можно назвать появление соответствующего опыта коммуникаций с участием власти и бизнеса.
Информация на официальном сайте налоговой службы России о массовом техническом сбое в работе онлайн-касс:
С 01:00 20 декабря 2017 года в работе контрольно-кассовой техники производителей АО «ШТРИХ-М», ООО «РР-Электро», ООО «Тринити» и ООО «НТЦ «Измеритель» произошел массовый технический сбой. В связи с этим ФНС России напоминает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ при корректировке более ранних расчетов формируется кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции).
Таким образом, в случае технического сбоя после восстановления работы кассы пользователи обязаны сформировать кассовый чек коррекции с общей суммой неотраженной выручки.
ФНС России обращает внимание, что в таких обстоятельствах пользователи ККТ не привлекаются к административной ответственности, так как в соответствии частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ вины пользователей за неприменение контрольно-кассовой техники, в том числе при реализации алкоголя, нет.
Резюме
Бренды, представляющие крупнейшие сегменты российской розницы, стали свидетелями уникального прецедента — в значительной мере неприятного и крайне нежелательного для большинства бизнесов, но носящего в себе довольно много позитивных моментов — когда в масштабах всей страны вышли из строя онлайн-кассы от крупнейших поставщиков.
Каждый из взаимодействующих в данной сфере субъектов — бизнес, производители ККТ, государство — приобрели опыт в разрешении проблемы, в выработке оптимальных алгоритмов поведения в подобных ситуациях.
Бизнесы узнали, что даже при неработающей онлайн-кассе им можно вести торговлю — поскольку имеет место форс-мажорное обстоятельство, и их вины в возникновении проблемы нет. У торговых предприятий появился повод уделить повышенное внимание определению порядка действий сотрудников на кассе при подобных сбоях в работе оборудования.
Производители ККТ, признав свою вину, приложили максимум усилий к разрешению сложившейся ситуации и теперь наверняка усилят свою технологическую базу. Столкнувшись с репутационными рисками, они имеют возможность противопоставить им своевременную модернизацию алгоритмов взаимодействия с клиентом — прежде всего, в части оснащения кассового оборудования необходимым качественным ПО.
Представители государственных органов — прежде всего, профильного в вопросах применения онлайн-касс ведомства — ФНС, проявили себя как самый активный и конструктивный участник рынка, несмотря на исторический имидж строгого регулятора. Есть повод ожидать, что ведомство продолжит придерживаться такой же политики и в будущем, поскольку на совершенно новом рынке онлайн-касс — весьма сложного оборудования, подобные прецеденты время от времени могут появляться.
Мы как раз попали под этот сбой, кошмар какой-то был. У нас Штрих-М, работали на ней беды не знали, и ту бац. просто перестала работать, просто ни с чего. Мы поначалу испугались, думали, что конкретно с кассой что-то. Потом все заговорили о массовом сбое.
И сколько еще будет таких сбоев, вы только представьте. И это до всеобщего введения в пользование онлайн-касс, а как раньше открыл и записал в тетрадочку, что продал.Все же введение таких новшеств требует не только тщательной проработки на уровне нормативов, но и на уровне техники тоже. Потому что если я правильно понимаю проблему тут не в кассах даже, ведь у меня в случае заминок просто Атол в автономный режим переходит и все данные сохраняются, чеки тоже передаются. Просто в ОФД информация позже уйдет. А тут я понимаю разработчики что-то навертели, раз сбой массовым назвали. А ИПэшникам только и остается разгребать потери от всей этой чепухи.