В конце июня 2017 года АО «ПФ СКБ «Контур» было внесено в реестр операторов фискальных данных Федеральной налоговой службы РФ. Какие задачи теперь предстоит решать бренду? Какие конкурентные преимущества он может иметь в новом сегменте рынка?
Кто такие операторы фискальных данных
Понятие «оператор фискальных данных» (ОФД) закреплено законодательно. Впервые данный термин появился в редакции Закона № 54-ФЗ «О применении ККТ» от 03.07.2016 года:
"оператор фискальных данных - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных;"
Но в чем заключаются полномочия операторов фискальных данных? Буквально в следующем:
- В осуществлении приема фискальных данных (сведений о платежах, проходящих через контрольно-кассовую технику в торговых точках) от торговых точек, обработке таких данных и пересылке в форматах, установленных отдельными нормами, в Федеральную налоговую службу.
Обе процедуры — прием и пересылка фискальных данных, осуществляются ОФД посредством интернет-каналов в автоматическом режиме. Для обеспечения передачи платежных данных оператору торговая точка должна использовать специальную разновидность кассового аппарата — онлайн-кассу (в отношении нее законом установлен ряд строгих требований), а ОФД — особую коммуникационную инфраструктуру (ее применение также довольно строго регулируется на уровне технических нормативов и стандартов).
- В формировании на основе принятых от торговой точки фискальных данных электронных копий кассовых чеков (юридически идентичных бумажному варианту чека) и отправке соответствующих электронных копий покупателям на e-mail или в виде SMS.
Отправка покупателю электронной копии чека — одна из главных инноваций законодательства, регулирующего применение контрольно-кассовой техники. К слову, формирование электронной копии чека — в любом случае обязательная процедура с момента вступления новой редакции Закона № 54-ФЗ в силу. Даже если покупатель не указал при расчетах с магазином своего e-mail или номера телефона, то он сможет скачать электронную копию чека с помощью QR-кода, который печатается на бумажном чеке и выдается на руки человеку.
Вам будет интересно: Платформа ОФД: настройки для ККТ
На практике услуги операторов фискальных данных не ограничиваются указанными опциями. В числе иных примечательных сервисов, которые предоставляют ОФД:
- ведение статистики по продажам, формирование отчетности, аналитика;
- мониторинг выручки, контроль над работой кассиров;
- регистрация онлайн-касс в ФНС (постановке на учет в установленном порядке подлежат все типы ККТ, используемые магазином).
Несмотря на то, что значительный акцент в деятельности ОФД может быть поставлен именно на удовлетворении потребностей заказчика — частного бизнеса, не стоит забывать о том, что операторы фискальных данных появились на рынке в соответствии с государственной инициативой. И именно в интересах государства они, прежде всего, работают. Данная особенность предопределяет достаточно строгий (и в то же время стандартизированный и прозрачный) подход законодателя к регулированию деятельности ОФД.
Так, даже претендовать на статус оператора фискальных данных может далеко не каждая желающая фирма. Существует ряд строгих требований к кандидатам на выполнение соответствующей функции в правоотношениях, связанных с применением ККТ.
Изучим основные из них.
Какие требования к ОФД установлены законом
Фирма-кандидат на получение статуса оператора фискальных данных или, собственно, действующий ОФД, должны:
- иметь экспертное заключение о том, что их инфраструктура позволяет осуществлять указанные функции по обеспечению оборота фискальных данных с участием хозяйствующих субъектов, государственных органов;
- быть лицензированными поставщиками услуг связи, а также услуг по технической защите информации;
- владеть недвижимостью или иметь возможность арендовать недвижимость для размещения технической инфраструктуры;
- владеть соответствующей инфраструктурой на праве собственности;
- иметь собственный сайт с контактными и прочими данными, перечни которых определяются законодательно.
Однако, номинального соответствия ОФД указанным требованиям недостаточно. Он также должен:
- обрабатывать фискальные данные бесперебойно, в режиме онлайн;
- ежедневно осуществлять отправку фискальных данных в ФНС, обеспечивать доступ представителям налоговой службы к необходимым сведениям через интернет по запросу;
- обеспечивать защиту фискальных данных от несанкционированного доступа;
- обеспечивать сохранность информации в некорректируемом виде в течение сроков, установленных законом;
- осуществлять оборот фискальных данных с учетом требований федеральных нормативных актов, устанавливающих порядок защиты тех или иных видов информации;
- вести учет различных документов, которые формируются в процессе осуществления деятельности оператором.
Статус ОФД не может получить:
- организация, в которой директор или главный бухгалтер имеют непогашенную судимость за экономические преступления;
- фирма, в которой директор или главный бухгалтер были уволены на основании пункта 7 статьи 81 ТК РФ (то есть, вследствие утраты доверия со стороны работодателя) менее, чем за 2 года до рассмотрения фирмы в качестве кандидата на получение статуса ОФД;
- фирма, ранее имевшая такой статус, но утерявшая его менее, чем за 1 год до ее рассмотрения на получение соответствующего статуса вновь.
Стоит отметить, что экспертное разрешение — как одно из ключевых условий придания фирме статуса ОФД, дает специализированная экспертная организация, которая, в свою очередь, получает свой статус при условии соответствия отдельным критериям. По степени строгости они, как минимум, не уступают тем, что установлены для организаций, претендующих на получение статуса ОФД.
Таким образом, законодательный контроль над деятельностью операторов фискальных данных, фактически, осуществляется на 3 уровнях:
- На уровне формальных критериев, дающих право организации претендовать на деятельность ОФД.
- На уровне технологического контроля со стороны экспертных организаций, которые сами по себе являются объектами строгого контроля.
- На уровне мониторинга текущей работы ОФД. Если она не будет удовлетворительной, то организация может утратить статус оператора фискальных данных.
Аннулирование статуса ОФД в соответствии с Законом № 54-ФЗ осуществляется, если:
- текущая работа ОФД не соответствует требованиям законодательства о применении ККТ, и это выявлено в процессе проверок ФНС;
- оператор не исполнил 2 и более раза в течение 1 года предписаний со стороны ФНС о выявленных нарушений исполнения требований законодательства;
- ОФД допустил утечку конфиденциальных данных;
- фирма при подаче заявки на получение статуса ОФД предоставила в регулирующие органы недостоверные данные.
Безусловно, организация, являющаяся действующим оператором фискальных данных, также вправе сделать в государственные органы запрос об аннулировании своего статуса добровольно.
Если же организация получила статус ОФД, но он был в порядке, предусмотренном законом, аннулирован, то она сразу же прекращает свою деятельность и выполнение рассмотренных выше функций в правоотношениях, связанных с использованием контрольно-кассовой техники.
Органы власти, отвечающие за рассмотрение заявок фирм на получение статуса ОФД, вправе устанавливать дополнительные требования к деятельности операторов, в том числе — касающиеся предоставления различных видов отчетности, документации.
Сейчас основные задачи по обеспечению легитимности работы ОФД выполняет Федеральная налоговая служба. Рассмотрев заявку организации и убедившись, что она соответствует установленным законом требованиям, ФНС включает данную организацию в реестр ОФД. Это значит, что к ней могут обращаться торговый бизнесы в целях заключения договоров на обеспечение обмена фискальными данными.
Но как из них выбрать конкретного поставщика услуг? Какие критерии брать в рассмотрение?
Онлайн-кассы для всех видов бизнеса! Доставка по всей России.Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.Как выбрать ОФД
Законодательство, устанавливающее требования к ОФД, по степени строгости вполне можно сравнить, к примеру, с банковским законодательством. Как ОФД включается в реестр ФНС, так и банк получает лицензию от Банка России. Как ОФД вследствие прекращения соответствия критериям ФНС утрачивает свой статус, так и банк может потерять свою лицензию.
Строгость и стандартизация законодательства, регулирующего деятельность ОФД (то же, в принципе, можно сказать и о банках) предопределяет наличие минимума различий между соответствующими операторами с точки зрения основного спектра предоставляемых ими услуг.
Таким образом, большинство ОФД по определению будут предлагать своим клиентам принципиально сопоставимые, а то и вовсе идентичные услуги. Что касается цены, то и здесь находится место стандартизации и влиянию государства, пусть и не такому выраженному как в случае с законодательными предписаниями.
В Письме Минфина России от 21.12.2016 N 03-01-15/76891 содержится тезис о том, что ежегодные затраты торговой точки на пользование услугами операторов фискальных данных, а также услуг интернет-провайдера не могут превышать 4 тыс. рублей (имеется в виду, вероятно, расходы из расчета на 1 кассовый аппарат).
Операторы фискальных данных, в целом, стараются вести такую ценовую политику, которая принципиально не противоречит указанному тезису Минфина. Стоимость их услуг составляет порядка 3 тыс. рублей в год, и в них входят все обязательные по Закону № 54-ФЗ функции, а также ряд тех, что предположительно могут быть востребованы рынком (к ним относятся, в частности, отмеченные выше сервисы по мониторингу выручки, ведению статистики продаж, аналитике, отправке электронных чеков посредством SMS и т.д.).
Конечно, закон не запрещает ОФД добавлять к указанному типовому перечню сервисов иные и уделять при этом повышенное внимание к выработке конкурентной ценовой политики. Поэтому, клиенту ОФД, безусловно, нужно внимательно изучать перечни предоставляемых дополнительных сервисов конкретным оператором. Среди них всегда есть шанс найти примечательную и полезную для бизнеса заказчика опцию.
Таким образом, включенные в реестр ФНС и предлагающие свои услуги ОФД готовы предоставить клиентам сервисы, принципиально сопоставимые, если не идентичные — как по качеству (поскольку его высокий уровень гарантируется законом), так и по цене (она отчасти также рекомендована государством, хотя в этом отношении конкретный ОФД вправе проводить любую удобную политику).
Получается, что конкурентных различий между разными ОФД едва ли не меньше, чем между теми же строжайше регулируемыми банками — многие из которых могут предлагать совершенно сенсационные кредитные или депозитные предложения, в то время как конкуренты не в силах им чего-либо противопоставить.
Что же может предложить ОФД, чтобы сильно выиграть у соперников по рынку? К таким опциям правомерно отнести:
- легкость интеграции с используемой заказчиком платежной инфраструктурой, программным обеспечением (товароучетным, кассовым);
- оперативность осуществления юридических процедур (заключения договора, регистрации касс в ФНС);
- уровень вовлеченности службы поддержки ОФД в решение проблем клиента (чем он выше, тем более, очевидно, конкурентен такой оператор фискальных данных).
Рынок услуг ОФД — сам по себе очень молодой, и едва только формирующийся. Тем не менее, и среди его участников можно выделить «номинальных новичков». В числе таковых — Контур.ОФД, появившийся в реестре операторов совсем недавно — в конце июня 2017 года (Приказ ФНС России от 29.06.2017 № ЕД-7-20/525@).
Рассмотрим то, какие конкурентные преимущества данный оператор способен предъявить рынку.
Оператор фискальных данных Контур.ОФД
Официальный сайт и контакты
Для того, чтобы заключить договор с оператором фискальных данных АО «ПФ СКБ «Контур», следует перейти на сайт kontur.ru/ofd и отправить заявку на подключение, после чего специалист Контур.ОФД свяжется с вами в течение рабочего дня. Там же можно изучить дополнительную информацию о предоставляемых возможностях и всех условиях.
Контактный телефон: 8 800 500-67-30.
Стоимость обслуживания, основные возможности и конкурентные преимущества
Как субъект строгого законодательного регулирования, Контур.ОФД, как и его конкуренты, способен с высоким уровнем качества производить операции, требуемые по Закону № 54-ФЗ, то есть:
- принимать фискальные данные от торговых точек, обрабатывать и передавать в ФНС;
- формировать электронные чеки для покупателей;
- обеспечивать сохранность, защиту платежных данных.
Также оператор предоставляет услуги:
- по мониторингу выручки;
- по формированию отчетности;
- по регистрации онлайн-касс в ФНС.
В тарифный план «Контур.ОФД» (3000 рублей за 1 ККТ в год) для передачи фискальных данных в ФНС по 54-ФЗ уже включены:
- подключение 1 кассы к сервису оператора фискальных данных;
- онлайн-передача данных о расчетах по ККТ в ФНС;
- мониторинг выручки торговой точки и контроль кассиров;
- формирование и выгрузка отчетов в Excel;
- безлимитная отправка электронных чеков на e-mail покупателя.
Дополнительно можно подключить тарифные опции 500 СМС.Цифра за 250 рублей или 500 СМС.Литера за 600 рублей.
Несмотря на единообразие спектра обязательных и типовых коммерческих услуг в соответствующем сегменте рынка, можно выделить ряд конкурентных преимуществ Контур.ОФД. А именно наличие:
- Многоуровневой системы защиты информации.
Инфраструктура от Контур.ОФД позволяет реализовывать исключительно надежные механизмы шифрования и защиты платежных данных. Этому способствует большой накопленный опыт бренда в решении задач, связанных с защитой информации.
К числу основных инструментов Контур.ОФД, применяемых в этих целях, можно отнести:
- строгий организационный контроль;
- высокое качество проработки политики конфиденциальности;
- детальный анализ рисков;
- реализацию технических мер, предполагающих применение как аппаратных, так и программных ресурсов, которые имеют доказанную эффективность, а также предусмотренную законом сертификацию;
- задействование инфраструктуры, позволяющей осуществлять троекратную репликацию данных в целях обеспечения их сохранности;
- проведение регулярной модернизации и увеличение мощностей инфраструктуры компании.
- Опыта взаимодействия с ФНС по вопросам электронной отчетности.
Данная опция позволит бренду при необходимости решать практически любые вопросы взаимодействия с налоговой службой, обмениваться рабочей информацией с ведомством, давать разъяснения клиентам, которые, фактически, являются полноценными субъектами правоотношений с участием ФНС.
При необходимости специалисты ОФД.Контур готовы оказать клиенту содействие в получении официальных разъяснений со стороны ФНС или же посоветовать заказчику что-либо на основе имеющегося опыта совместной работы с налоговой службой.
- Огромного опыта на рынке операторов электронного документооборота.
По сути, обеспечение обмена платежными данными между различными участниками правоотношений, в рамках юрисдикции Закона № 54-ФЗ — это разновидность электронного документооборота. Во всех случаях поставщик таких коммуникационных услуг с опытом будет иметь преимущества перед новичком при освоении новых сегментов рынка, к которым относятся и сервисы ОФД.
Следует отметить, что опыт вовлечения в правоотношения, характеризующие деятельность ОФД, у компании Контур имелся еще до того, как бренд получил статус оператора фискальных данных. В январе 2017 года компания заключила партнерское соглашение с «Эвотор ОФД» и принимала непосредственное участие в подключении своих клиентов к инфраструктуре соответствующего оператора.
Таким образом, и в рассматриваемом сегменте у специалистов Контур.ОФД могут быть преимущества перед конкурентами в опыте — поскольку совершенно не исключено, что конкурирующие ОФД, пусть и удовлетворяющие строгим критериям и внесенные в реестр ФНС, будут начинать свою деятельность в новом сегменте с нуля.
Васильев Иван, так они же все посредники, и Астрал тоже в том числе. Не знаю, мы Контуру всё равно доверяем. Он на рынке самый проверенный, вариант единственно надёжный. Они и проблемные вопросы решают на высоте, у нас был косяк, исправили в пару часов.
Слышал что Контур ненадежный в плане того, что это лишь посредник, а не собственно оператор. Стало лбопытно есть ли разница в стоимости обслуживания у оператора и у агента? Сами работаем с Контуром, претензий нет, все устраивает. Просто может есть и бюджетнее варианты?
Официальный перечень ОФД находится тут. Статус Оператора фискальных данных Контур получил на основании Приказа ФНС от 29.06.2017 №ЕД-7-20/525@ и не является посредником. Более того, посредничество в контексте передачи фискальных данных невозможно — вы не сможете заключить договор с организацией без аккредитации, поскольку при регистрации ККТ список официальных ОФД сформирован программой в соответствии с реестром ФНС.
Занимаемся вопросом регистрации кассы и сразу встал вопрос выбора оператора фискальных данных. Как вообще проверить, надёжность фирмы? По каким показателям выбирают обычно ОФД? И на какой срок подписывается с оператором обычно договор?
Валентина, прежде всего, у ОФД должна быть лицензия на предоставление услуг. Реестр лицензированных ОФД находится на сайте ФНС. Функционал, который предлагают все ОФД, фактически идентичен: личный кабинет, защита данных, круглосуточная техподдержка, базовая аналитика и проч. При заключении договора нужно обратить внимание на то, что входит в пакет и какие услуги можно купить дополнительно. Договор с ОФД заключается на год. Стоимость у всех ОФД фактически аналогичная, но есть и специальные предложения — компании предоставляют разные тарифные планы. У Первого ОФД есть возможность оплаты раз в квартал, а у Платформа-ОФД раз в месяц и даже день.