Законодательством, регулирующим применение онлайн-касс, помимо обязательных реквизитов кассового чека инновационной ККТ, предусмотрена возможность включения в него и дополнительных данных. Что они собой представляют? Какую пользу их использование может принести бизнесу? Разбираемся в данной статье.
Обязательные реквизиты чека онлайн кассы для организаций и ИП
Прежде чем говорить о дополнительных реквизитах чека онлайн-кассы, стоит обозначить те, которые должны присутствовать на нем в любом случае. Обязательные реквизиты чека онлайн-ККТ установлены следующими нормативными актами:
- Законом № 54-ФЗ.
В п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ сказано, что в чеке онлайн-кассы (если законом не установлено иного) должны отражаться:
- название документа;
- порядковый номер чека в течение смены;
- адрес, дата и время проведения расчета (адрес сайта в интернете при покупке онлайн);
- наименование хозяйствующего субъекта, который применяет онлайн-кассу;
- ИНН хозяйствующего субъекта;
- применяемая система налогообложения;
- признак расчета (приход, возврат, возврат прихода, расхода);
- перечень товаров и услуг, оплаченных покупателем — с НДС и без него;
- способ расчета (наличными, электронным способом) с указанием сумм, которые были уплачены тем или иным способом;
- ФИО и должность работника хозяйствующего субъекта, выдавшего чек покупателю (если только чек не выдан в автоматическом режиме через интернет-магазин или вендинг-машиной);
- регистрационный номер онлайн-кассы;
- заводской номер фискального накопителя;
- фискальный признак чека;
- адрес ФНС;
- контактные данные покупателя — e-mail или телефон, на которые отправляется электронная копия чека, либо QR-код со ссылкой на электронную версию чека;
- e-mail владельца онлайн-кассы, если он осуществляет отправку электронного чека на e-mail покупателя;
- порядковый номер, присвоенный фискальному документу;
- номер рабочей смены;
- фискальный признак, установленный для сообщения.
При этом, в соответствии с п. 7 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ указано, что в кассовом чеке могут по желанию пользователя онлайн-ККТ присутствовать иные реквизиты, которые характеризуют вид деятельности хозяйствующего субъекта. Закон не конкретизирует, какими они могут быть. Чуть позже мы рассмотрим примеры подобных реквизитов.
Выполнить все требования Закона 54-ФЗ к реквизитам в кассовом чеке можно с помощью сервиса «Контур.Маркет». Сервис также обеспечивает передачу данных о пробитых чеках в ИНФС через ОФД. Кроме того, «Контур.Маркет» интегрирован с сервисом для ведения учета и сдачи отчетности «Контур.Бухгалтерия», что позволяет быстро и безошибочно отражать данные о продажах в налоговом и бухгалтерском учете.
- Приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229.
Данный приказ устанавливает форматы фискальных документов (к которым относится и кассовый чек), предполагающие применение более расширенного перечня реквизитов чека онлайн-ККТ — в сравнении с тем, что установлен Законом № 54-ФЗ.
Так, в Таблице 19 Приложения № 2 к приказу № ММВ-7-20/229 (в корреспонденции с Таблицей 20, где приводятся данные, включаемые в установленном порядке в состав реквизита «Предмет расчета») подробно отражены те реквизиты, которые должны обязательно присутствовать на кассовом чеке — в соответствии с действующими форматами (во всех случаях либо в случаях, когда применение реквизитов предписывается в примечаниях к определенному реквизиту). Либо — реквизиты, присутствие которых желательно.
Отметим, что один из основных критериев обязательности применения реквизита по форматам — версия поддерживаемого конкретной онлайн-кассой ФФД. Другой важнейший критерий — тип чека (представленный в бумажном виде либо электронный).
Всего принято 3 ФФД — 1.0, 1.05, 1.1. Если говорить о новейшем ФФД 1.1, то онлайн-кассы, поддерживающие данный формат, должны создавать чеки, которые содержат (не считая обязательных реквизитов по Закону № 54, которые дублируются в форматах):
- Обязательно во всех случаях:
- код формы накопителя (только на электронном чеке);
- версия ФФД (только на электронном чеке);
- предоплату, кредит по чеку, с использованием встречного представления — в случае применения таких опций при расчетах (только на электронном чеке);
- признак способа расчета (только на электронном чеке);
- признак предмета расчета (только на электронном чеке);
- QR-код (только на печатном чеке).
- Обязательно в случаях, отраженных в пояснениях к реквизитам:
- номер автомата;
- ИНН работника магазина;
- признак ККТ;
- признак агента;
- телефон поставщика;
- контакты платежного агента, оператора перевода;
- фискальный признак сообщения для архива;
- признак способа расчета (печатный чек);
- признак агента;
- данные агента;
- данные поставщика.
- По желанию пользователя онлайн-кассы:
- дополнительные реквизиты чека и пользователя;
- дополнительный реквизит предмета расчета;
- признак предмета расчета (печатный чек);
- код товарной номенклатуры.
При этом, не следует путать понятие «дополнительные реквизиты» в контексте Закона № 54-ФЗ и приказа ФНС, устанавливающего форматы фискальных данных.
Дело в том, что в приложении № 1 к Приказу № ММВ-7-20/229@ содержится перечень дополнительных реквизитов фискальных документов — которые, в отличие от реквизитов, дополняющих установленные Законом № 54-ФЗ (то есть, применяемых по желанию владельца онлайн-кассы), в предусмотренных случаях включаются в состав фискального документа обязательно.
То есть, правомерно говорить о разграничении понятий:
- «Дополнительный реквизит» в значении «реквизит, добавленный к обязательным по желанию пользователя».
- «Дополнительный реквизит» в значении «реквизит, дополняющий обязательные в предусмотренных законом случаях — и потому рассматриваемый как обязательный в таких случаях».
Например, в соответствии с форматами фискальных данных, «дополнительные реквизиты» во втором значении могут включаться в состав кассового чека коррекции. Речь идет о таких реквизитах как:
- тип коррекции;
- основание для проведения коррекции;
- фискальный признак, касающийся сообщения для архива.
Своим письмом от 19 января 2018 г. N 03-01-15/2887 Минфин РФ напомнил, что пользователи онлайн-касс могут самостоятельно добавлять в кассовый чек свои собственные дополнительные реквизиты, характерные для того или иного вида деятельности.
Но если говорить о «дополнительных реквизитах» первого типа — тех, которые владелец онлайн-кассы добавляет в состав чека по своему усмотрению, какими они могут быть?
Какими реквизитами можно дополнить чек онлайн-кассы
Как мы уже отметили выше, Закон № 54-ФЗ не регламентирует порядок применения реквизитов, дополняющих обязательные по желанию пользователя, не устанавливает каких-либо ограничений на содержание реквизитов. На практике, многие торговые и сервисные предприятия используют дополнительные реквизиты, представленные:
- Рекламными сообщениями.
Кассовый чек — потенциально один из самых эффективных рекламных носителей. В магазине ежедневно могут закупаться сотни и тысячи человек, и большинство из них берут кассовые чеки с собой. Многие — в целях проанализировать и проверить правильность расчетов. Данная процедура предполагает внимательное изучение содержания чека и, соответственно, рекламное сообщение будет прочитано столь же внимательно с высокой вероятностью.
Рекламные сообщения могут быть как простыми текстовыми или более сложными графическими. Для графических данных (или для размещения относительно больших объемов текстовых данных) оптимально применение широких кассовых лент — 57 мм и даже шире. Но при грамотном составлении структуры кассового чека вполне эффективным будет задействование более узких чеков — вплоть до минимальной ширины в 37 мм.
Видео - печать дополнительной информации в кассовом чеке на примере смарт-терминала Эвотор:
Отметим, что для размещения обязательных реквизитов, как правило, достаточно применения кассовых лент с минимальной шириной (при условии, что используемый чековый принтер обеспечит достаточную читаемость реквизитов, включая QR-код).
- Сведениями о призах, спецпредложениях, на которые покупатель получает право, к примеру, при совершении покупки на определенную сумму.
Кассовый чек — отличный инструмент персонификации коммуникаций в сфере маркетинга. Такой носитель позволяет сформировать в отношении покупателя то предложение, к которому он может проявить самый искренний интерес. Благодаря технологиям анализа платежных данных, современные технологичные торговые предприятия имеют возможность весьма достоверно определять покупательские предпочтения целевых клиентов и предлагать им самые перспективные варианты совершения покупок.
- Ссылками на веб-страницы торгового или сервисного предприятия, на которых может размещаться интересующие покупателя сведения.
Все желаемые сведения могут попросту не уместиться на чеке — пусть и с использованием широкой ленты. В этом случае для торгового предприятия может быть удобнее разместить на чеке легко запоминающийся или не слишком длинный адрес веб-страницы, на которой размещаются нужные сведения — того же рекламного или персонифицированного характера или иные, которые могут заинтересовать покупателя. Как вариант, может быть применен еще один QR-код — со ссылкой на нужную страницу от продавца.
Это, конечно, не исчерпывающий перечень возможных вариантов применения дополнительных реквизитов кассового чека — но он отражает вполне уместные с точки зрения маркетинга способы использования хозяйствующими субъектами новых возможностей по продвижению бизнеса с помощью онлайн-касс.
Мне не хотелось бы вмешиваться в само тело чека, так как боюсь что-то испортить и получить лишние проблемы. Где можно получить услуги по изготовке специальной кассовой ленты с рекламными предложениями? Видела такую, правда, только у крупных контор.
Подобную услугу можно заказать, например, у компании Полиграфторг.
Также вы можете обратиться в Центральную Типографию, в Центр ККТ или в Ticket Com.
Подскажите, а сколько строк дополнительной информации максимум можно размещать на чеке? Есть какой-то регламент по этому поводу? И допустимы ли нестандартные символы, которыми можно было бы оформить нижнюю часть чека для привлечения внимания (смайлики)?
Регламент есть. Согласно п. 7 ст. 4.7 54-ФЗ, по желанию хозяйствующего субъекта кассовый чек может содержать дополнительные реквизиты, характеризующие его деятельность. Причем, сколько и какие именно – четко не указывается. Таким образом, вы можете дополнить чек рекламным сообщением, сведениями об акциях, скидках, призах, ссылкой на страницу вашего сайта, содержащую информацию, которая может заинтересовать клиента. Наличие смайликов и других символов в таких сообщениях допускается.
Впихать и в без того огромный чек еще и рекламу — кощунство маркетинговое. Я например сам чек сохраняю только в случае, если мне потом скидка при его предъявлении. Или бывает еще что купон дают с чеком, тогда тоже обращаю внимание. В остальных случаях нет, зачем мне инфа об адресе магазина например или его эмейле?
В чеке, безусловно, много сейчас лишнего. Я уверяю вас, ни один покупатель его НЕ ЧИТАЕТ, по статистике лишь 10% покупателей проверяют суммы по чеку, остальные 90 тупо его выбрасывают.
Марина, вы не правы. Сейчас на чеках даже разрешают размещать рекламную информацию. Очень многие все равно ее читают, какой-никакой охват все равно имеется. Плюс покупателям, может быть, чеки и не особо нужны, а вот если покупка совершена фирмой или же сотрудниками фирмы в командировке, это полноценный документ. И это вкладывается в расходы компании, там без чеков, подтверждающих факт покупки, никуда. Так что информация на чеке не только рассчитана на среднестатистического покупателя.