Для ООО на УСН, которые оказывают населению услуги и выдавали бланки строгой отчетности при расчетах с ним, при переходе на применение онлайн-кассы законом 290-ФЗ предусмотрена льгота.
Эта льгота позволяет до 01 июля 2018 года работать в том же режиме, какой действовал еще при старой редакции 54-ФЗ. Т.е. использовать бланки строгой отчетности вместо кассового аппарата.
Однако именно в этом-то и состоит проблема: может ли фирма, которая перестала использовать БСО в 2017 году, продолжать работать без кассы?
Проблема, которая может возникнуть у тех, кто не планирует переходить на онлайн-кассу в 2017 году
Итак, предприятие до 2017 года при оказании услуг в момент расчетов за них наличными средствами или с помощью платежных карт (эквайринг) выписывало клиентам бланки строгой отчетности. Эти бланки позволяли не применять кассовую технику согласно п.2 ст.2 старой редакции 54-ФЗ. При этом предприятие еще соблюдало следующие условия:
- бланки строгой отчетности соответствовали по своей форме Постановлению Правительства РФ №359 от 06.05.08;
- соблюдался их порядок хранения, оформления, издания, учета и уничтожения, установленный согласно тому же Постановлению №359;
- бланки выдавались только при расчетах наличными деньгами и (или) при расчетах платежными картами у продавца;
- бланки выписывались клиентам при оплате оказанных услуг (только услуг!);
- выписывались клиентам, в качестве которых выступали только население (простые граждане) и предприниматели. Для организаций и их представителей (подотчетных лиц) при таких расчетах применялся кассовый аппарат.
Соблюдение всех этих правил позволяет и далее - вплоть до 01 июля 2018 года не применять кассовый аппарат. Это утверждает п.8 ст.7 290-ФЗ. Но именно этот пункт и порождает сомнения.
В п.8 статьи 7 закона №290-ФЗ речь идет о неприменении онлайн кассы:
"8. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года."
Для ООО на УСН эта возможность обеспечена до 01 июля 2018 года, но при условии, что:
- организация оказывает услуги только населению;
- выдает им бланки строгой отчетности в порядке, который предусмотрен старой редакцией 54-ФЗ (т.е. в порядке, перечисленном в данной статье выше).
И в связи с этим возникает вопрос: нужен ли кассовый аппарат для ООО на УСН в 2017 году, если предприятие больше не выдает бланки строгой отчетности, а перешло только на расчеты платежными картами напрямую?
Т.е. клиент сам с помощью своей банковской карты вносит оплату за услуги на расчетный счет компании-исполнителя (далее – продавец). Он может это делать через банковское отделение или через банкомат, минуя продавца. В этом случае можно подождать с онлайн-кассой до июля 2018 года?
Что об этом говорит закон 290-ФЗ?
Откровенно говоря, ничего и сразу всё. Его п.8 статьи 7 можно трактовать как угодно. Например:
1-й вариант трактовки: онлайн-касса для ООО на УСН, оказывающего населению услуги, в 2017 году не нужна для любых расчетов вообще вплоть до 01 июля 2018 года. Но только, если в случае наличного расчета или при расчете у продавца с помощью платежной карты, продавец готов выдать клиенту в подтверждение расчета бланк строгой отчетности;
2-й вариант трактовки: онлайн-касса для ООО, которое находится на УСН и оказывает услуги населению, не нужна до 01.07.2018 года для расчетов, которые совершаются только наличными средствами и (или) посредством платежных карт у продавца. И при условии, что при таких расчетах выдается бланк строгой отчетности. В остальных случаях кассовый аппарат потребуется, если это предусмотрено новой редакцией 54-ФЗ.
Таким образом, перед продавцом возникает выбор: применять или не применять онлайн-кассу, если клиент рассчитывается с ним платежной картой в банке, минуя самого продавца.
В самом законе 290-ФЗ есть одно очень важно условие, которое помогает продавцу занять определенную позицию - это отсылка на порядок применения бланков строгой отчетности, установленный старой редакцией закона 54-ФЗ. В этом порядке есть ключевые моменты, которые немного проливают свет:
- прежде всего, бланки выдаются в случае только наличных расчетов, или только платежными картами, или и тем и другим способом сразу (п.2 ст.2 старой редакции 54-ФЗ, п.1 Постановления №359);
- бланки выдаются только при расчетах платежными картами, которые продавец вставляет в устройство для считывания информации с карт. Т.е. посредством эквайринга (п.20 Постановления №359).
Иных вариантов расчета для выдачи бланков строгой отчетности не предусмотрено. А значит, льгота неприменения онлайн-кассы для ООО на УСН до 01.07.2018г. точно распространяется на вышеуказанные виды расчетов.
Кроме того, применение бланков не означает, что предприятие не вправе пользоваться другими формами расчета. Например, одновременно с выдачей бланков (или взамен них) на предприятии может практиковаться то, что клиент сам вносит оплату на расчетный счет продавца через банкомат или банковское отделение с помощью своей карты или наличными. И вот вопрос: при таких расчетах нужно применять в 2017 году онлайн-кассу?
С учетом всего вышесказанного можно сделать такой вывод: в законе 290-ФЗ льгота точно предусмотрена для наличных расчетов и для эквайринга. Но при этом он не отрицает ее применение и для иных форм расчета! Главное, чтобы при необходимости предприятие было готово выдать бланк строгой отчетности.
А что говорит об этом налоговая инспекция?
На данном этапе налоговые органы ограничиваются следующим:
- мы сами пока не знаем;
- следите за изменениями;
- вас не трогают? Значит, пока работайте так;
- а как вы думаете сами?
И стараются ссылаться при этом на закон 161-ФЗ о национальной платежной системе – на его п.19 статьи 3. В этом пункте дано определение электронного средства платежа, применение которого при расчетах между покупателем и продавцом обязывает к использованию кассового аппарата согласно новой редакции 54-ФЗ.
Так, под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, который позволяет клиенту оператора по переводу денег составлять, подтверждать и передавать распоряжение о перечислении денег в рамках применяемых форм безналичных расчетов (!) с использованием:
- информационно-коммуникационных технологий;
- электронных носителей информации, включая и платежные карты;
- и иных технических средств.
С учетом этого определения любые расчеты платежной картой обязывают применять онлайн-кассу.
Однако для ООО на УСН не все так однозначно:
- согласно статье 1 161-ФЗ этот закон регулирует порядок оказания платежных услуг, порядок использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, и многое иное. И в этом списке нет упоминания о порядке применения онлайн-кассы в случае использования при расчетах платежной карты. А это значит, что пользоваться определением электронных средств платежа из 161-ФЗ для целей другого федерального закона не стоит. Если только в этом другом нормативном акте нет прямой ссылки на закон 161-ФЗ и (или) если он не принят в соответствии с ним;
- а в новой редакции 54-ФЗ такой ссылки нет, а сама она является самостоятельным нормативным актом. Более того, в этой редакции и в 290-ФЗ, который ее утвердил, нет даже своего определения электронных средств платежа;
- кроме того, цель 54-ФЗ - это установление правил применения ККТ при выполнении расчетов на территории РФ и обеспечение полноты учета выручки (п.2 статьи 1 54-ФЗ). Иными словами, все понятия и правила, закрепленные в этом законе, используются только в рамках этого закона и для его целей, а не за его пределами. То же самое происходит и с законом 161-ФЗ. Получается, что понятие электронных средств платежа, закрепленное в законе 161-ФЗ, не касается закона 54-ФЗ.
А значит, при внесении оплаты клиентом платежной картой через банкомат или банковское отделение нет твердой обязанности в применении продавцом онлайн-кассы. Ведь в 54-ФЗ нет указания, что платежная карта для его целей признается электронным средством платежа. И это признают сами налоговые органы.
В итоге, предприятие, которое больше не применяет бланки строгой отчетности при расчетах, поскольку обязывает клиентов переводить с их платежных карт деньги в оплату услуг прямо на свой расчетный счет, остается в "подвешенном" состоянии. С одной стороны, оно вправе не применять онлайн-кассу до 01.07.2018 года, а с другой – рискует, не используя ККТ при расчетах.
На данном этапе этот вопрос остается пока открытым! И все что сейчас требуется от продавца - следить за изменениями во мнениях контролирующих органов.
Если налоговая не знает точный ответ на вопрос, теряет ли фирма льготы по переходу на онлайн-кассу, то кто даст ответ? Налоговая лишь на статьи закона ссылается, а толку-то от них.
Одного не могу понять, как быть тем, кто на онлайн-кассы не переходит? Точнее как быть с чеками и отчётами? Как я понял нужно вместо кассового выдавать покупателю товарный чек. Только вот силы он походу дела теперь никакой не имеет этот чек. И как перед налоговой отчитываться? За всех ведь теперь кассы отчёт ведут. Вот и думаю, есть ли смысл обходиться без кассы, вообще ведь непонятно, как без неё теперь работать.
Если вы подпадаете под отсрочку, то вы можете продолжить работать по-старому, с той лишь разницей, что должны соблюсти требования по оформлению БСО. К сожалению, вы не указали, какой СНО пользуетесь и проконсультировать вас по поводу налоговой отчетности и ее периодичности мы не можем.
Если до 2018 года всё было понятно, то теперь, когда 2019 наступил вообще неясно стало с этими кассами, кому надо, кому не надо. Где можно посмотреть полный перечень тех, у кого отсрочка на установку? У нас товары, сделанные своими руками, ИП на УСН, ПРОДАВЦОВ НЕТ, работаем с женой, зарегистрирован как владелец и продавец один я. Нам касса нужна с июня или всё же нет?
Михаил, вам онлайн-касса не нужна. В соответствии с поправками, внесенными в 54-ФЗ после принятия законопроекта №682709-7, индивидуальные предприниматели, не имеющие наемного труда, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг имеют право не применять ККТ до 1 июля 2021 года.