Поэтапный переход на онлайн-кассы начался с первого июля 2017 года. Первоначально законодатель возложил обязанность по использованию ККТ нового формата на всех хозяйствующих субъектов, но ввел ряд исключений. В частности, онлайн-кассы можно не использовать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, перечень которых установлен в статье 2 основного кассового закона 54-ФЗ.
До второго полугодия 2018 старый режим работы сохранялся для предпринимателей на «вмененке» при условии, что клиентам вручались иные документы, подтверждающие оплату. От покупки ККТ был освобожден и бизнес сферы услуг, который выдавал бланки строгой отчетности. Полный перечень льготников первой волны содержится в пункте третьем приведенной выше статьи.
Второе полугодие 2019 станет моментом изменения режима работы для плательщиков ЕНВД, за исключением предпринимателей, задействованных в отрасли общественного питания и тех, кто не имеет наемного персонала (касается любых сфер деятельности). До июля льгота распространяется и на представителей патентной системы налогообложения. Но «патентщики» не могут заниматься продажами в рознице, не имеют права работать в общепите, не могут на возмездной основе присматривать за детьми и несамостоятельными взрослыми, и им не разрешено вести приемку вторичного сырья. Также исключение составляют услуги вокзальных грузчиков и перевозки багажа на территории аэропортов. А предприниматели без штата сотрудников вправе работать и в общепите, и в торговле.
О том, кому продлили переход на онлайн-кассу, какие сроки определены для установки оборудования нового поколения и какие санкции применяются к нарушителям, поговорим ниже.
Сроки перехода на онлайн-кассы для разных сфер бизнеса
Постепенный переход на онлайн-кассы призван сгладить внедрение обновленного порядка фискальной отчетности. Последняя редакция № 54-ФЗ обрела законную силу с 15.07.2016, но это не стоит воспринимать буквально — реформа имеет четко выраженные этапы перехода на онлайн-кассы. Одномоментное изменение порядка работы бизнеса привело бы к хаосу:
- элементарная нехватка кассовой техники на рынке;
- дефицит фискальных накопителей с наиболее востребованными сроками;
- неподготовленность персонала и банальное отсутствие навыков работы с техникой;
- невозможность для налоговой службы охватить объем работы при одновременном обращении огромного количества потенциальных налогоплательщиков.
Это только наиболее очевидные проблемы, которые могли бы возникнуть при неосмотрительном стихийном переходе на онлайн-кассы и резкой смене порядка работы.
По прошествии времени можно уверенно сказать, что торговля по новому стандарту более выгодна для продавцов, и говорить об онлайн-кассах как о дополнительной нагрузке на бизнес необъективно.
Обязательный и планомерный переход на онлайн-кассы позволяет:
- сократить непроизводственные траты собственника за счет снятия обязанности по заключению договора с ЦТО на сервисное обслуживание — ФН можно менять реже, чем ЭКЛЗ и без сторонней помощи;
- приступить к работе с ККМ не выходя из офиса — регистрация может быть проведена через интернет, а начало эксплуатации не требует посещения территориального подразделения налоговой;
- получить вычет за каждую единицу техники — индивидуальные предприниматели на «вмененке» и патенте имеют право возместить себе часть затрат (максимальная сумма выплаты 18 тыс. ₽);
- свести количество проверок ФНС к минимуму, поскольку онлайн-мониторинг позволяет следить за законностью торговли в режиме реального времени и надобность частых визитов в организации отпадает сама по себе.
Сроки перехода на онлайн-кассы | ||
Кто уже совершил обязательный переход на онлайн-кассы | Кому продлили переход на онлайн-кассу до 01.07.2019 | |
01.07.2017 | 01.07.2018 | |
Торговые интернет-площадки, которые предполагают использование наличности или карточных транзакций | Интернет-площадки при получении средств любыми электронными средствами оплаты | Бизнес, предполагающий оплату при помощи платежных поручений через банковские учреждения за реализуемую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги |
Юридические лица и предприниматели на общей и упрощенной системах, исключая оказание услуг гражданам и при условии выдачи клиентам бланков строгой отчетности | Организации и предприниматели общего и упрощенного режима, которые задействованы в отрасли общественного питания и имеют наемный персонал | Все предприниматели на общей и упрощенной системах, оказывающие услуги гражданам и использующие бланки строгой отчетности |
Частники на «вмененке» и патенте, работающие в ритейле, а также представители общепита с наемным персоналом. Сюда же относятся юридические лица на «вмененке» в этих же сферах деятельности, только для ЮЛ не имеет значения, есть сотрудники или нет | Все предприниматели на «вмененке» в сфере услуг и частники на ЕНВД без наемного персонала, которые осуществляют розничную торговлю или работают в отрасли общественного питания | |
Все субъекты хозяйствования, торгующие с помощью вендинговых автоматов (количество сотрудников не имеет значения) | Частники на патенте с занятостью, отдельно прописанной в пункте 2 ст. 346.43 Налогового Кодекса | |
Все субъекты хозяйствования, торгующие на рынках, ярмарочных площадках, выставочных площадях или аналогичных мероприятиях. Сюда относится исключительно продажа товаров непродовольственной группы:
| ИП, осуществляющие торговлю при помощи вендинговых автоматов, и не имеющие наемного штата | |
Все предприниматели, принимающие средства от населения за жилые помещения и их эксплуатацию | ||
Организации-перевозчики — продажа проездных документов должна сопровождаться выдачей чека пассажиру |
Порядок перехода на онлайн кассы в рамках 54-ФЗ
Третий этап перехода на онлайн-кассы ничем не отличается от первоначального алгоритма. Основная сложность заключается в том, что при подключении ККТ в последний момент сложно оценить готовность бизнеса к обновленному порядку торговли. Если установленный законом срок наступит, а внутренняя работа не будет отлажена, то это чревато простоями бизнеса — гораздо проще реформировать торговлю заранее и адаптироваться к требованиям, пока ответственность за онлайн-отчетность в ФНС еще не стала обязательной (соответственно, и штрафы пока не грозят).
В пользу заблаговременной подготовки к третьему этапу перехода на онлайн-кассы свидетельствует и тот факт, что право на вычет для некоторых индивидуальных предпринимателей (ЕНВД и ПСН) предусмотрено только при регистрации кассы до 01.07.2018. До июля 2019 года вычет смогут получить только частники, занимающиеся розничными продажами и занятые в общепите, и ИП сферы оказания услуг.
Что нужно сделать:
- Купить оборудование. При выборе стоит ориентироваться на ассортимент торговой точки, наличие подакцизных товаров, проходимость магазина, наличие постоянного адреса или необходимость курьерской доставки.
- Выбрать ПО. Оборудование должно быть синхронизировано с товароучетной системой. Есть и обязательные требования к чеку — перечень реквизитов установлен законом и несоблюдение этого правила является нарушением кассовой дисциплины. Следует учесть требования к номенклатурным перечням — прием и списание товара, инвентаризации, сверка остатков, программы лояльности, все это должно охватываться специализированным программным обеспечением. Не печатать номенклатуру в чеке имеют право только частники на специальных режимах, которые не продают спиртные напитки (до 02.2021 года).
- Подключить ККМ к интернету. Выбор варианта подключения остается за пользователем — Wi-Fi, выделенная линия, 3/4G. Если соединение будет нестабильным, то ФН будет хранить информацию на протяжении 30 суток, после чего торговлю нельзя будет продолжать.
- Заключить договор с оператором фискальных данных. Полный перечень ОФД можно найти на nalog.ru.
- Провести регистрацию кассы. Заявку можно подать на nalog.ru. Для онлайн-обращения понадобится КЭП. По прошествии фискализации налоговая направит пользователю карточку регистрации, и работу можно начинать.
Работа с БСО при переходе на онлайн-кассы
Говоря о бланках строгой отчетности, в первую очередь нужно понимать, что с 15.07.2016 формат таких документов претерпел существенные изменения. Сейчас БСО приравнен к фискальному чеку и является самостоятельным первичным документом, подтверждающим проведение сделки между продавцом и клиентом.
Новый бланк может быть сформирован в электронном виде, более того, сформировать и распечатать его можно на автоматизированной системе печати. Назначение такого документа — подтверждение получения средств.
И первая проблема возникает в определении принадлежности таких АС для БСО. По состоянию на март 2019 года национальное право имеет следующую коллизию:
- статья 1.1 основополагающего кассового закона 54-ФЗ относит АС к вариантам ККТ;
- разъяснениями же Министерства финансов АС категорически исключаются из перечня контрольно-кассовой техники (Письмо Минфина № 03-01-15/20962).
Более того, если лицо, обязанное выдавать БСО, купит и установит онлайн-кассу с функцией формирования и распечатки электронных чеков, иметь дополнительно оборудование для распечатки бланков ему не нужно (равно как и типографский вариант бланков).
Есть и еще один момент — поэтапный переход на онлайн-кассы подходит к концу, новые требования введены, а старые бланки не выведены из оборота. Сегодня налогоплательщики, занятые в сфере услуг, вправе выдавать и бланки старого образца. Ограничения касаются только тех представителей бизнеса, которые попали под первую и вторую волну перехода на онлайн-кассы.
Если вышеуказанные нюансы учтены, то использовать БСО можно до момента установки ККМ нового поколения, с обязательным указанием таких реквизитов:
- название документа и его номер с момента открытия смены;
- дата, часы, минуты и секунды (для АС) расчета;
- адрес: для торговой точки адрес с индексом, для выездной торговли и транспорта — номер и вид ТС, юридический адрес компании или регистрации владельца, для интернет-продаж — электронный адрес страницы (магазина);
- сведения о продавце — название или Ф.И.О. ИП;
- ИНН;
- налоговый режим;
- основание получения денег;
- перечень услуг или назначение платежа, включая полную стоимость за единицу, скидочные цены, наценки, ставку налога на добавленную стоимость (по каждой единице);
- вариант расчета, а если часть средств поступает наличностью, а часть по безналу, то конкретные суммы по каждому варианту платежа;
- информацию о лице, выдавшем бланк и его должности;
- данные ККТ и ФН;
- фискальный признак сообщения, документа и номер;
- электронный адрес страницы, где данные расчета можно сверить (не касается тех предпринимателей, освобожденных от обязанности по использованию кассового оборудования на законных основаниях);
- номер телефона или e-mail клиента и продавца, если бланк отправляется по SMS или электронным письмом;
- номер смены;
- номер устройства автоматических расчетов;
- QR-код.
Очевидно, что сам по себе переход на онлайн-кассы не отменяет правомерности использования БСО. Те представители бизнеса, которые в рамках реформы имеют соответствующую отсрочку, могут выдавать такие чеки до установки современного оборудования.
Завершающие этапы перехода на онлайн-кассы
Последний этап автоматизации торговли позволит российскому рынку выйти на мировой уровень прозрачности торговли. Параллельно с реформой кассовой системы внедряется и инициатива по маркировке отдельных видов продукции. Суммарно эти механизмы призваны свести к минимуму незаконные продажи и оборот контрафактной продукции.
Онлайн-отчетность выгодна бизнесу:
- при первичной регистрации, а затем и перерегистрации ККТ больше не нужно будет обращаться в территориальные подразделения ФНС. Все необходимые данные теперь можно направить в электронной форме. Так же будет осуществляться и подача отчетности, за счет чего сократится время на походы в официальные инстанции;
- новые правила упраздняют акты по формам КМ-1–КМ-9, а это существенно упрощает ведение документации;
- все фискальные данные теперь формируются в электронном виде и автоматически отправляются в налоговую, благодаря настройкам самого оборудования — хранить бумажные документы больше не нужно (только для типографских БСО сохраняется необходимость ведения книг учета);
- сокращена периодичность визитов налоговых инспекторов, проверки теряют актуальность, поскольку вся отчетность оперативно передается от ОФД налоговикам — оборот денежных средств контролируется автоматически;
- собственник бизнеса в состоянии контролировать персонал — одним словом, манипуляции с сокрытием объема выручки за смену теперь невозможны.
Даже принимая во внимание незначительные недоработки, выявленные на практике, новый режим работы объективно выгоден для всех субъектов рынка, а существующие недочеты будут устранены законодательно в течение короткого времени.
Что делать нам, если у нас два вида деятельности? — Общепит, небольшое кафе и ремонтная мастерская в этом же здании за углом. Нам на кассы перейти можно в один этап? Или придётся всё-таки поочерёдно, согласно срокам?
Недавно купили кассу, теперь по логике вещей нужно её регистрировать. Как вообще этот процесс весь происходит, куда заявление подаётся для регистрации? Его можно как-то подать электронно? И сколько по времени в целом будет длиться регистрация?
Инесса Григорьевна, вы можете зарегистрировать ККТ при личной подаче заявления в налоговую или через личный кабинет на сайте ФНС. Для регистрации нужно оформить КЭП и подписать договор с ОФД.
Регистрацию можно перепоручить специалистам, тогда за результат будет отвечать компания-посредник, информация здесь.
Инесса Григорьевна, всё просто, всё делается через налоговую. Сначала электронно подаётся заявление, потом регистрация в самой налоговой. Процесс у нас занял пять дней.
если онлайн-кассы и имеют преимущества, пусть на добровольных началах и внедряют. Дают ощутимые льготы, а не палкой гнать всех, Лучше бы с ворьём разбирались там денег поболее. только и думают что бы ещё украсть
Алгоритм перехода на онлайн-кассы прост, реформа утверждена. Рынок кассового оборудования тоже готов к продаже.. Почему же сроки такие лояльные? Думаю, здесь необходимо вводить закон в действие как можно раньше.
Дмитрий, сроки перехода на онлайн-кассы продиктованы необходимостью недопущения ажиотажа на рынке техники и стремлением законодателя обезопасить бизнес от простоев в работе, вызванных резким изменением режима торговли. Плановое постепенное введение ККТ нового поколения позволит и удовлетворить интересы государства в плане прозрачности налоговой отчетности, и бизнеса — буферный период позволит адаптироваться к нововведениям и обучиться работе по обновленным стандартам.
для меня переход, к сожалению, был очень сложным. из-за того что мой магазин приносит не такую крупную прибыль для меня было тяжело быстро решиться на такую покупку и привыкать к новым правилам.
Валерий, некоторые ИП имеют право на получение налогового вычета за ККТ и сопутствующие услуги. Это право регламентируется Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который внес поправки в Налоговый кодекс РФ. Речь в документе ведется об ИП на ЕНВД и ПСН, которые в 2018 — 2019 годах могут получить до 18 000 рублей за каждую единицу ККТ.
Конечно для власти как раз всё удобно. Растянуто всё до невозможности. Намного проще было бы поменять кассы за полгода-год, это не так сложно. И я уверена, что хаос бы не возник, при правильной оптимизированной работе
Екатерина, поэтапный переход на онлайн-кассы выбран законодателем не случайно. Именно постепенная интеграция нового режима налоговой отчетности дала возможность оперативно устранить возникающие недоработки. Поскольку старые ККМ устарели безнадежно, а эксперимент по добровольной передаче данных в «облако» не продемонстрировал результативности, это решение стало единственной и оптимальной альтернативой. С введением онлайн-касс фальсификация данных о наличных продажах, внекассовые продажи и теневая торговля сведены к минимуму. Что касается стихийного перехода — этот шаг, как минимум, привел бы и к дефициту кассовой техники, и к экстремальной загруженности ФНС в контексте регистрации касс, и к проблемам в работе ОФД за счет многомиллионного прироста пользователей.
Так же в продолжение вопроса, еще один момент. На сколько важно сохранять копии документов БСО??Последствия.
Николай, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (зарегистрированного в Минюсте РФ 16.01.2012 N 22906), хранение БСО должно осуществляться на протяжении 5-ти лет. При проведении проверки инспекторы вправе инициировать наложение штрафа в размере от 3 000 до 4 000 руб. — для директора (ИП) и от 30 000 до 40 000 руб. — для организации при выявлении нарушений в использовании БСО и игнорировании требований к ним.
Доброго времени суток. Оказываем услуги физ лицам, применяем БСО. Подскажите, есть ли возможность применять БСО, при оказании услуг юр лицам? Не имея ввиду ипэшников.
Николай, в соответствии со ст. 2 №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.