В статье «Отсрочка применения ККТ до 1 июля 2019 года для некоторых представителей малого бизнеса» достаточно подробно рассматривались новые правила использования отсрочки по применению онлайн-касс.
Но вот вопрос: распространяются ли данные льготы на тех, кому выручка поступает через электронные средства платежа (ЭСП)?
Электронные средства платежа - что это такое в понимании закона № 161-ФЗ от 27.06.2011
В федеральном законе № 54-ФЗ, который регулирует порядок применения ККТ, нет расшифровки, что такое электронные средства платежа. Более того, нет даже отсылки к закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», чтобы использовать для своих целей понятие ЭСП, которое там дано. Но, тем не менее, именно это определение, в частности, активно использует Минфин РФ при переписке с предпринимателями по поводу применения онлайн-кассы.
Однако у ведомства весьма спорная позиция по этому вопросу. Она основана на законе № 162-ФЗ от 27.06.2011, который внес изменения в ряд нормативных актов в связи со вступлением с силу закона о национальной платежной системе (НПС). В числе этих актов есть и закон № 54-ФЗ. И Минфин РФ опирается на данный факт, причисляя в своих письмах закон № 54-ФЗ к тем нормативным документам, какие составляют законодательство о НПС (п. 1. ст. 2, № 161-ФЗ). Хотя в этой статье 2 закона № 161-ФЗ нет четкого перечня федеральных законов, которые входят в понимание законодательства о НПС. Как и нет такой прямой ссылки и в самом законе об онлайн-кассах.
Поэтому вопрос использования определения об электронных средствах платежа, которое дано в п. 19 статьи 3 закона № 161-ФЗ, для целей закона № 54-ФЗ очень спорно. Впрочем, сам Минфин РФ в своих письмах-разъяснениях всегда делает уточнение: «в соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме». Таким образом, можно выработать свою точку зрения в отношении трактовки ЭСП, не опирающуюся на закон № 161-ФЗ.
Минфин РФ в своих письмах (в частности, от 10.11.2017 № 03-01-15/74264, № 03-01-15/74257, № 03-01-15/74270) ссылается на п. 19 статьи 3 закона № 161-ФЗ, когда требуется дать определение ЭСП. Из данного пункта следует, что электронное средство платежа - это средство и (или) способ, которые позволяют составлять, удостоверять и передавать распоряжения для выполнения перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов:
- с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- с помощью электронных носителей информации (в их числе платежных карт);
- либо с применением других технических устройств.
Получается, что под это определение попадают не только платежные карты, но и платежи через Web-кошельки, посредством приложений, онлайн-страниц банков и других подобных ресурсов. В итоге, даже платеж, который прошел через терминал в банке с платежной карточки тоже относится к ЭСП. Тогда выходит, что все подобные расчеты требуют применения ККТ?
Что говорит об ЭСП закон № 54-ФЗ
Прежде всего, в новой редакции (от 03.07.2016) закона № 54-ФЗ нет определения электронным средствам платежа. А вот в его старой трактовке было четко указано: расчеты только платежными картами. Причем, не просто расчеты, а при непосредственном предъявлении этого пластика продавцу. На это прямо указывали нормативные акты, изданные на основании старой редакции закона № 54-ФЗ и на которые сам закон давал ссылки, в частности:
- Постановление Правительства РФ № 359 от 06 мая 2008. В его п. 20 сказано об осуществлении оплаты с помощью платежной карты только при непосредственном ее предъявлении продавцу (п. 2 статьи 2 старой редакции закона № 54-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ № 470 от 23 июля 2007 года. В его п. 5 сказано о наличии устройства для расчетов платежной картой, которое входит в состав ККМ продавца либо обеспечивает ввод в его кассовый аппарат данных о проведенных расчетах с помощью банковской карточки (абз. 4 п. 1 статьи 5 закона № 54-ФЗ в редакции до 03.07.2016). И опять-таки речь идет о предъявлении покупателем его банковского пластика продавцу.
Почему данные тонкости важны? Потому что они обеспечивают в ряде случаев до 01 июля 2018 года, а в связи с принятием поправок в статью 7 закона № 290-ФЗ, то и до 01 июля 2019 года возможность не устанавливать онлайн-кассу.
Возвращаясь к старой редакции закона № 54-ФЗ, соблюдение правил которой дает отсрочку в установке онлайн-кассы, то в этом документе есть важное уточнение: в законе были заявлены только операции, проводимые при непосредственном предъявлении платежной карты. В отдельных случаях при таких расчетах применения кассового аппарата не требовалось, а в других ситуациях - он был необходим.
Но все это не касалось оплаты, проводимой с помощью платежной карты через банковские терминалы, через онлайн-ресурсы банков и т.д. Т.е. расчетов, которые осуществлялись без контакта продавца и покупателя. Это говорит о том, что подобные операции не обязывали согласно старой редакции закона № 54-ФЗ применять кассовый аппарат вообще.
Таким образом, расчеты платежными картами, осуществленные через банкоматы и иным способом без непосредственного контакта с продавцом, а также расчеты с помощью других электронных средств платежа, которые не поименованы в старой редакции закона № 54-ФЗ, могут осуществляться без установки онлайн-кассы и без применения ККТ вообще до 01 июля 2018 года.
Почему? Потому что для подобных расчетов не предусматривалось использование кассового аппарата согласно закону № 54-ФЗ (в прежней редакции). И в данном случае не имеет значения ни налоговый режим продавца, ни сфера его деятельности, ни его организационно-правовой статус.
По этому поводу в п. 9 статьи 7 закона № 290-ФЗ (в редакции от 27.11.2017 и в редакции от 03.07.2016) сказано, что если юрлицам и предпринимателям старая редакция закона № 54-ФЗ предоставляла право не применять ККТ, то данное право сохраняется для таких видов расчетов за указанными лицами до 01 июля 2018 года.
Кстати, в пользу данного вывода говорит и ряд писем Минфина РФ, в частности, № 03-01-15/74264 от 10.11.2017.
Однако что делать таким продавцам после 01.07.2018 года? Можно им рассчитывать на отсрочку применения онлайн кассы еще на 1 год при расчетах через любые виды ЭСП?
Можно ли получить отсрочку до 2019 года на применение онлайн-кассы при расчетах с помощью ЭСП
Можно, но не всем. Новые правила получения отсрочки по установке онлайн-кассы утвердил федеральный закон № 337-ФЗ от 27 ноября 2017. Более подробно обо всем этом рассказано в статье «Отсрочка применения ККТ до 1 июля 2019 года для некоторых представителей малого бизнеса». Но стоит напомнить, что отсрочка до 01.07.2019 года предоставляется:
- предпринимателям, применяющим патентный налоговый режим, и организациям и предпринимателям, работающим на ЕНВД. При условии:
- их соответствия п. 7.1 статьи 7 закона №290-ФЗ;
- одновременного соблюдения ими положений п. 2.1 статьи 2 старой редакции закона №54-ФЗ (в редакции до 03.07.2016);
- и ведения расчетов только наличными деньгами и (или) платежными картами. Причем, платежные карты должны прямо предъявляться продавцу покупателем.
Не соответствие налогоплательщика п. 7.1 статьи 7 закона № 290-ФЗ позволяет ему не устанавливать онлайн-кассу только до 01 июля 2018 года. После этой даты придется работать с новой ККТ.
Но есть нюанс для тех предприятий и ИП, у которых есть сотрудники, работающие по трудовым договорам. Таким налогоплательщикам придется регистрировать ККТ раньше - в течение 30 календарных дней с самой ранней даты заключения трудового договора (п. 7.3 статьи 7 № 290-ФЗ). В случае если трудовые договоры заключены с работниками уже давно, т.е. до вступления в силу закона № 337-ФЗ от 27 ноября 2017, за такими организациями и ИП сохраняется право не применять онлайн-кассу до 01.07.2018. Закон № 337-ФЗ обратной силы не имеет (его статья 2);
- юрлицам и предпринимателям, применяющим УСН или ОСН. При условии:
- соблюдения ими требований п. 2 статьи 2 старой редакции закона № 54-ФЗ;
- ведения ими расчетов наличными средствами и (или) платежными картами, прямо предъявляя последние продавцу;
- оказания услуг либо выполнения работ населению: простым гражданам и индивидуальным предпринимателям (п. 4 Пленума ВАС РФ № 16 от 31.07.2003).
Исключение составляют те компании и ИП, которые оказывают услуги в общепите и одновременно имеют сотрудников, работающих по трудовым договорам. За ними закрепляется обязанность зарегистрировать ККТ уже после 01 июля 2018 года (п. 9 статьи 7 закона № 290-ФЗ). Правда, если персонал работает по гражданско-правовым договорам в сфере общепита, то предприятию или ИП нет нужды ставить онлайн-кассу раньше июля 2019 года;
- предпринимателям, которые ведут торговлю при помощи торговых аппаратов и не имеют сотрудников, работающих по трудовым договорам. Они могут не ставить онлайн-кассу до 01.07.2019 года (п. 11.1 статьи 7 закона № 290-ФЗ). Но если заключен хотя бы один трудовой договор, предпринимателю нужно будет использовать при расчетах ККТ уже после 01 июля 2018 года. Организации, которые торгуют через торговые аппараты, независимо от наличия или отсутствия у них персонала, работающего по трудовому договору, в любом случае получают возможность не использовать в расчетах ККТ только до июля 2018 года (п. 11 статьи 7 закона № 290-ФЗ).
Таким образом, льгота неприменения онлайн-кассы до 2019 года предусматривается только в случае использования платежной карты, которая предъявляется напрямую для расчета продавцу. Причем, даже для таких случаев предусмотрены свои нюансы (все они указаны выше).
В отношении других средств ЭСП и расчетов платежной картой через банковские терминалы и иным образом действует отсрочка только до июля 2018 года при соблюдении положений статьи 7 закона № 290-ФЗ. Что тоже не плохо.
А если все-таки есть сомнения в отношении времени льготной отсрочки? Некоторые предприниматели и предприятия решили подстраховаться - и отправили письма по данному вопросу в Минфин РФ. Но что может дать им такая переписка, кроме ответа?
Что может дать ответ от Минфина
Тем, кто считает, что может воспользоваться этой поблажкой (отсрочкой применения ККТ при приеме оплаты через ЭСП до 01.07.2018) рекомендуется направить соответствующий индивидуальный запрос (от конкретного юрлица или ИП) в Минфин РФ в котором изложить специфику своей деятельности, применяемый налоговый режим, порядок расчетов, ....и т.д, с вопросом - может ли наша организация (ИП) при приеме оплаты через ЭСП не применять ККТ до июля 2018? В случае получения утвердительного ответа - это адресное письмо (для конкретного ИП или ООО) будет "охранной грамотой и индульгенцией" для того, чтобы не применять (при использовании ЭСП) ККТ до 01.07.2018 и не быть оштрафованным.
Пример такого именного ответа на запрос налогоплательщика можно посмотреть в Письме Минфина РФ от 04.09.2017 № 03-01-15/56675.
Важно понимать, что такие именные ответы на запросы не являются защитой для других налогоплательщиков. Им придется от своего имени вести переписку с Минфином РФ.
Выводы
- в новой редакции закона № 54-ФЗ нет определения, что такое электронные средства платежа. Для его целей Минфин РФ использует понятие ЭСП, данное в другом федеральном законе № 161-ФЗ. Хотя такая его позиция довольна спорна. Более того, само ведомство строго не настаивает на своём мнении. Поэтому налогоплательщику можно выработать собственный взгляд на этот вопрос. Однако если он решит руководствоваться разъяснениями Минфина РФ при применении онлайн-кассы, ему стоит заручиться именным ответом от ведомства - т.е. послать соответствующий именной запрос в Минфин РФ;
- расчеты, осуществляемые через платежные карты без их предъявления продавцу и через другие ЭСП, не требовали применения кассового аппарата по старой редакции закона № 54-ФЗ. И в соответствии с законом № 290-ФЗ при подобных расчетах фирмы и предприниматели вправе не использовать ККТ вплоть до 01 июля 2018 года.
Вопрос такой, часто оплачиваю заказы через карту в интернет-магазинах. Если настолько повсеместно вводят кассы, то почему при отказе от заказа и возврате средств мне приходится брать номер счета в банке на эту карту и отправлять заказным письмом интернет-магазину*? Какая-то усложненная сстема получается, нельзя ли продумать и возврат попроще.
Я тоже слышала о кассе от Ростелекома, но сразу подумала, что скорее всего Ростелеком предлагает только тариф, а сама касса скорее от партнера
Слышал, что Ростелеком разработал специальное предложение для интернет-магазинов? У меня как раз интернет-магазин планируется открывать. На каких условиях предлагают? У них своя касса или они работают с партнерами?
Уважаемый автор, по состоянию на 31.05.2019 у Ростелекома нет активных акций и предложений ни для интернет-магазинов, ни для онлайн-касс. Уточните, какое предложение от Ростелекома вы имели в виду? Возможно, оно действовало определенное врем и на данный момент уже не является актуальным.